Интегрированный урок литературы и природоведения по теме: «Подготовка к сочинению- миниатюре». «Учимся постигать красоту родной природы».
план-конспект урока биологии (5 класс) по теме

Журавлева Людмила Викторовна

Интегрированный урок литературы и  природоведения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy.doc77.5 КБ
Файл prezentaciya_prirody.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и  природоведения по теме:

«Подготовка к сочинению- миниатюре».

«Учимся постигать красоту родной природы».

Цели урока:

1.Подготовиться к сочинению- миниатюре по теме «Красота родной природы».

2.Формировать умения анализировать  и сравнивать тексты разных стилей.

3.Совершенствование речевых навыков.

4.Обогащение словарного запаса учащихся.

5.Воспитание патриотического и эстетического отношения к родной природе.

  Природоведение

1.Сформировать представление учащихся о уникальности природы.

2.Совершенствовать навыки работы с терминологией .

3. Акцентировать внимание учащихся на понятиях живая и неживая природа.

4. Воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование:

1.Учительская презентация по теме урока

2.Эпиграф к уроку.

3.Стихи русских поэтов о природе.

4. Фильм о природе

5. Выставка рисунков о природе.

6. Авторские стихи о природе.

        Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Учитель литературы.

- Сегодня на уроке мы  поговорим о красоте родной природы, ее величии, богатстве, которые тесно связаны с глубоким патриотическим чувством – любовью к Родине. Наша задача- подготовиться к сочинению- миниатюре по теме: «Красота родной природы».

ЭПИГРАФ. “Пойми живой язык природы, -

         И скажешь ты : прекрасен мир…»

И.Никитин.         (Слайд)

- Открываем тетради по литературе, записываем число, тему урока «Подготовка к сочинению- миниатюре».

2.Учитель природоведения.

- Великий итальянский художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей». Конечно же, он имел в виду то, что каждый человек учится у природы постигать прекрасное… (Слайд).

- Открываем тетради по природоведению, записываем число, тему урока «Учимся постигать красоту родной природы».

1. Учитель литературы.

- Но не все люди, оказывается , способны проникать в мир природы, этому нужно учиться всю жизнь. Вот как выражает свое отношение к природе Николай Заболоцкий.(Слайд)

(Ученик читает стихотворение).

Вечер на Оке.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная заботой

Трудом лесов, заботами полей.

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас , не очарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И , как бы  сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множества диковин

В его живых чертах распознаешь.  (Слайды о природе).

 Анализ стихотворения.

Тема

 Красота русской природы

Какие образы подчеркивает автор?

Лес, луга, река, тени, вода, небосвод

С помощью какого выразительного средства вся природа представляется  поэтом живой? ( примеры)

Олицетворение

«природа смотрит», «луг блеснет», «леса вздохнут»…

Какую роль в  этом стихотворении выполняют глаголы?

Передают активное движение:  «загорится», «упадет», «смотрит»

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Какие образы подчеркивает автор?

- С помощью какого выразительно средства природа представляется поэтом живой?

- В стихотворении много глаголов. Какую роль они выполняют?

-Ребята, к сегодняшнему уроку нужно было подготовить наброски к творческой работе о приходе весны, придумать названия сочинения и ответить на некоторые вопросы.

- Зачитайте названия ваших сочинений. («В весенней лесу», «Портрет дерева», «Весенний ручеек», «Запахи весны», «Звуки природы».)

- А теперь давайте послушаем отдельные наброски из сочинений, подтверждающие приход весны.

 Вывод: наверное, мы согласимся с поэтом Заболоцким о том, что природа уникальна,  неповторима, нужно просто уметь слышать , видеть , и любоваться ею.

                               

        2.Учитель природоведения.

-С приходом весны все в природе меняется. Ребята, при выполнении творческой работы вы обратили внимание на признаки прихода весны.

Нам необходимо заполнить таблицу, в которой эти признаки будут отражены.

Заполнение таблицы.

- Назовите первый месяц весны.

- Каким цветом вы видите весну?

- Какие запахи весной вы ощущаете?

- Какие звуки можно услышать весной?

- Что происходит с природой с приходом весны?

- Какие осадки бывают весной?

- А может ли быть гроза весной? (Слайд)

Вывод: итак , наша работа показала, что  весна в средней полосе может быть ранней и поздней, затяжной, стремительной, а  самое главное, весной начинается пробуждение природы.

1. Учитель литературы.

- Я думаю ,что  вы со мной согласитесь, что человек , не умеющий удивляться, не поймет красоты природы. Тот, кто любит природу, наблюдает за ней постоянно.

- Послушайте, что об этом говорит поэт Евгений Баратынский  в стихотворении "Весна".

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

                                           Анализ стихотворения.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Настроение радости

При помощи чего передается настроение?

При помощи  восклицательных предложений

Что вызывает радостное настроение?

Приход весны, пробуждение природы весной

По каким признакам определяется приход весны?

«Воздух чист», «летают облака», «блестят ручьи»

Выпишите образные выражения

«лазурию слепит», «на крыльях ветерка», «ласкаясь к солнечным лучам»

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- При помощи чего оно передается?

- Что вызывает радостное настроение?

-Как поэт показывает приход весны?

- Какие образные выражения вам понравились?

- Запишите  их и используйте в своих сочинениях.

- Как удивительно  созвучны строки Баратынского с нашими мыслями, чувствами, которые мы ощущаем с приходом весны. Поэты, писатели, музыканты и художники воспевали  красоту природы в своих произведениях.

- Среди наших ребят тоже есть начинающиеся таланты ( Авторские стихи, защита рисунков).

        2.Учитель природоведения.

- Ребята, мы сегодня на уроке часто произносим  термин «природа». Но вы хорошо знаете, что природа бывает живой и неживой.

- Мы предлагаем вашему вниманию фрагмент фильма о  временах года.  Ваша задача:  привести примеры живой и неживой природы. (ФИЛЬМ)

- Приведи примеры живой и неживой природы. ( заполнение таблицы)

Природа живая

Природа неживая

 - Ребята,  просматривая фрагменты фильма , вы понаблюдали за тем, как изменяется природа.

- А какое время года было показано в фильме? По каким признакам вы это определили?

 

Четыре раза в год они

Земли наряд, меняют пестрый,

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сестры.

Зима накопишь нам воды,

Весна и вспашет и посеет,

Что лето принесет плоды,

А осень их собрать сумеет.

-Весна считается первым сезоном года. И именно с нее начинается календарь природы. Основой любого календаря является сезон.

-Что такое сезон?

- Сезон – это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Это часть года, выделенная по календарным, астрономическим, климатическим, фенологическим показателем.

(Работа в тетрадях  термином «сезон»)

«Синквейн» ( словарная работа).

 2.Учитель природоведения.

-  Ребята мы переходим к работе над « Синквейном», давайте вспомним , как его составлять?

- Составьте  синквейн   на тему: «Природа».

1.Природа.

2.Удивительная, живая, чувственная, загадочная, неповторимая.

 3.Развивается, творит, пробуждается, оживает.

4.Удивительна природа весной. Пробуждение природы весной. Поэты воспевают русскую природу.

5.Родина. Отчизна. Мир. Земля. Красота. (Слайд)

          1.Учитель литературы ( работа по синквейну)

- Назовите строку, которая содержит  эпитеты.

-Поэты, писатели, музыканты и художники воспевали  красоту природы в своих произведениях.

- Среди наших ребят тоже есть начинающиеся таланты ( Авторские стихи, защита рисунков). 

X.Минутка отдыха  (физкульт. минутка). (Слайд)

                             Два  притопа, три прихлопа.

                             Ёжики, ёжики,

                             Наковальни, наковальни,

                             Ёжики, ёжики.

                             Бег на месте, бег на месте.

                             Зайчики, пальчики.

                             Девочки, мальчики.

                  1.Учитель литературы.

- Вашему вниманию предлагаются два текста. Задача: выразительно прочитать, определить  тему текста , сказать, в каком стиле они написаны.

 Текст 1.

 Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания. Живая природа — совокупность организмов. Развитие живой природы привело к появлению Человечества.

Текст 2.

Человек - творение природы. Любовь к природе - естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими людьми были Бианки и Пришвин, они раскрыли тайны природы и рассказали их нам!

Вывод : текст 1 написан в научном стиле, так как  в нем имеются научные термины « среда обитания», «организм», «живая природа».

Работа с терминами ( учитель природоведения).

Вывод: текст 2 написан в художественном стиле, так как он отличается образностью, широким использованием выразительных средств. Основная его функция – эстетическая.

                  1.Учитель литературы.

- Чувство красоты родной природы, ее величие, богатство тесно связаны с патриотическим чувством – любовью к родине. Тема Родины в литературе и искусстве сливается с темой красоты природы.

- Ребята, а как вы думаете, от кого зависит сохранение богатств нашей природы? Конечно, от человека.

О, люди, мыслю я, у всех у нас есть

Мать одна

По имени природа!

У нее для всех хватает доброты.

И мы живем ,запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты –

Поля ,луга, леса ,моря и реки.

Три колдуна есть у природы:

Вода, земля и воздух- три ее основы.

Какая бы не грянула беда –

Все возродится снова.

Но если... Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,

Что это “если” значит?

О человек! Остановись!

Природа ни рослых трав, ни голубых озер

 от глаз твоих не прячет.

        Итог урока.

Учитель природоведения.

 - Любить природу, беречь ее и защищать – это главное в наше время.

Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе , носить в сердце – высшая культура человека. Будем учиться видеть и беречь красоту родной природы.

Учитель литературы.

-Литература – это вид искусства, который отражает мир человека, его мысли и чувства при помощи слова. Однако и другие виды искусства учат нас любить. Понимать и ценить красоту окружающего мира.

        Релаксация.

- Какое настроение вызвал у вас урок?

-  Какие виды искусства проявились на нашем уроке?

- Как мы можем защищать природу?

- Можно ли защищать природу искусством,  художественным словом?

- В природе, как и в жизни есть и радость и печаль. Мы надеемся, что наш урок принес вам только радость.

Домашнее задание.

Природоведение: 1.В течение 4 дней понаблюдайте за изменениями , происходящими в природе, составьте дневник наблюдения .2. Решить кроссворд.

Литература:  написать сочинение – миниатюру о весне на основе материалов последних уроков.

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

19.03.2010. Подготовка к сочинению- миниатюре.

Слайд 4

“Пойми живой язык природы, - И скажешь ты : прекрасен мир…» И.Никитин

Слайд 5

« В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей». Леонардо да Винчи.

Слайд 6

19.03.2010 Тема: «Учимся постигать красоту родной природы».

Слайд 8

Николай Заболоцкий 7 мая 1903 — 14 октября 1958гг.

Слайд 16

Евгений Баратынский 2 марта 1800 - 11 июля 1844гг.

Слайд 17

И.И. Левитан « Большая вода».

Слайд 18

И.Э.Грабарь « Весна»

Слайд 19

И.И. Левитан « Март»

Слайд 20

А.К. Саврасов « Грачи прилетели».

Слайд 21

Весна на полотнах русских пейзажистов.

Слайд 23

Два притопа, три прихлопа. Ёжики, ёжики, Наковальни, наковальни, Ёжики, ёжики. Бег на месте, бег на месте. Зайчики, пальчики. Девочки, мальчики Физкультурная минутка

Слайд 30

Русский язык. 1. Творческое задание . Написать сочинение -миниатюру на тему : « Приход весны». Природоведение . Заполнить кроссворд. Составить дневник наблюдения за погодой (за одну неделю). Домашнее задание

Слайд 31

Синквейн на тему: « Природа». Тема . Прилагательные. Глаголы. Предложение ( четыре слова ), отражающее смысл темы . Существительное (вывод) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на тему"Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему : "Святая материнская любовь"...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

Разработка урока русского языка на тему: «Подготовка к домашнему сочинению: « Есть ли будущее у нашей планеты?»

Интегрированный  урок русского языка и  обществознания после изучения односоставных предложений. 8 класс...

Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....

конспект урока по теме " подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астафьева "Родные берёзы"

Урок развитя речи в 5 классе направлен на формирование умения излагать материал, умения определять и раскрывать тему и главную мысль текста повествовательного характера.  Сопровождается през...