Главные вкладки

    Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся
    методическая разработка по биологии по теме

    Шевелева Мария Сергеевна

    Интенсивность развития общества приводит к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, умень изменяться, сохраняя свои целосность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответственным за свои действия. На первый план теперь выступает не формирование определенных знаний, а умение работать с различными источниками, анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации. Способности человека развиваются в процессе деятельности,  одним из видов такой деятельности является поисково - творческая деятельность современных студентов. В статье приводятся классификация, цели и  напрвления исследовательской работы студентов по  предметам естественно-научного цикла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovet.doc48 КБ
    Office presentation icon sheveleva_prezentaciya_k_pedsovetu.ppt2.84 МБ

    Предварительный просмотр:

    Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся.

    Интенсивность развития общества, нестабильность и динамичность приводят к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, уметь изменяться, сохраняя свои целостность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответственным за свои действия. Идея креативности, т.е. способностей к творческой деятельности, к созданию нового, в настоящее время стала самым востребованным направлением.

    На первый план выступает теперь не формирование определенных знаний, как это декларировалось в течение долгого времени, не только усвоение всех предметов учебной программы в рамках образовательных стандартов, а создание у подрастающего поколения определенных компетенций и внутренних ресурсов: умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, умение работать с источниками информации. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики студента: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее.

    Способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип современной психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности.

    Одним из видов такой деятельности является поисково-творческая деятельность современных студентов.        Исследовательская работа студентов - важное средство формирования их интереса к предмету, развития и профессиональной ориентации. Однако далеко не каждый педагог занимается такой работой потому, что она требует много сил и времени, которое нужно затратить преподавателю, чтобы работа приобрела действительно научно-исследовательский характер.

    Биология, экология, валеология — дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами студентов. На уроках активно используются элементы научного подхода, опытно-экспериментальной работы. Они просматриваются при проведении практических и лабораторных занятий: замеры пульса, определение плоскостопия, изучение экологического состояния учебного кабинета и т.д.

    Организационная форма, объединяющая студентов для наблюдений и научных изысканий, работающая в техникуме носит название «поисково-творческая школа».

    Целью всех проводимых исследований является:

    1. овладение студентами разнообразными методами сбора и обработки материала;
    2. углубление знаний по изучаемым дисциплинам;
    3. Формирование умений и навыков самообразования;
    4. формирование умений анализировать окружающую ситуацию и обобщать полученные сведения; оказывать практическую помощь окружающей среде и проявлять активную жизненную позицию.

    Всякого рода исследование  включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

    1. определение темы исследования, её формулировка,
    2. выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему,
    3. составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению,
    4. изучение литературы и информационных носителей,
    5. сбор фактического материала.

    Последний этап по предметам естественнонаучного цикла предполагает чаще всего проведение теоретического или практического эксперимента. На завершающем этапе исследования от студента требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, фотографий и т.д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом в виде доклада, реферата, сценария). Поэтому необходимо заранее обучить способам оформления результатов исследования.

    Именно исследовательский подход в обучении делает студентов творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации

    Из всего многообразия видов исследовательской деятельности студентов можно выделить:

    • теоретические исследования;

    • прикладные, опытно-проблемные.

    Теоретико-исследовательская работа, прежде всего, направлена на изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций по проблемам экологии. Сюда входит эколого  краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края. В рамках этого вида деятельности можно выделить работы, представленные студентами: проект «Заповедная роща», «Как экологические проблемы проявляются в нашем крае», «Арзамасский дендрарий».

    Исследования студенты проводят в городской среде, так например на областной конкурс был представлен проект «Заповедная роща». В данной работе студентами и учащимися техникума была проведена исследовательская работа по Пушкинской роще. Студенты работали в архиве, центральной библиотеке, отделе экологии города Арзамаса, арзамасском лесничестве. Эта деятельность позволила собрать необходимую информацию для составления характеристики данного объекта. Была выполнена экспериментальная часть проекта: исследование снежного покрова, почвы,  видового состава растений и животных. Проект на конкурсе отмечен грамотой. Весь собранный материал помогает сейчас проводить ежегодные учебные экскурсии в Пушкинскую рощу.

    Студентами группы 227, обучающимся по специальности «Коммерция», в  ходе мониторинга изучались отдельные экосистемы города; одна из них — дендрарий, расположенный по соседству парка им. Гайдара. В дендрарии изучен видовой состав растений, видовой состав птиц летнего и зимнего периода времени. По результатам исследований данной экосистемы написаны рефераты, исследовательские работы и смонтирован видеофильм, который также используется на учебных занятиях.

    По данным ученых состояние здоровья на 20% обусловлено питанием. В связи с этим большое практическое значение представляют работы:

    1. «Анализ содержания пищевых продуктов» выполнена студентками группы 126 Морозовой Анастасией и Соловьевой Ксенией в 2009г.
    2. «Биологическая роль микроэлементов» выполнена Наумовой Екатериной группа 126
    3. «Пищевые добавки» выполнена Земсковой Валентиной и Кузовковой Марией группа 135 в 2010году
    4. «Правда о пиве или с чего начинается беда» выполнена Бекетовой Мариной и Кузнецовой Еленой группа 120 в 2010 году

    Были поставлены опыты с продуктами и напитками отечественного и импортного производства сходных наименований (йогурт, кондитерские изделия, кетчуп, горчица и др.). Выяснилось, что многие продукты долгое время не подвергаются воздействию плесневых грибов и бактерий при комнатной температуре и даже при температуре 37 °С (опыт проводился в термостате), а многие вообще высыхают, так и не испортившись. Вывод напрашивается сам собой: если уж для бактерий это не съедобно... Студентами были подготовлены брошюры «Предупрежден – значит, вооружен!», которые помогут ориентироваться в современных пищевых добавках. Девушки подготовили телепередачу «Что мы едим», которая транслировалась весной прошлого года.

    С исследовательской работой «Правда о пиве или с чего начинается беда» в этом году мы принимаем участие в областном конкурсе «здоровое поколение». Члены поисково-творческой школы выступали  с этой работой на техникумовской конференции в апреле 2010 года. В этом году продолжили её, создали буклет, который планируют раздать на дне без вредных привычек и в плане создание видеоролика.

    Опыт работы поисково- творческих школ показал, что эколого-валеологическая направленность исследований перспективна и позволяет использовать на практике их результаты.

    При всех проблемах существующих вокруг исследовательской работы студентов, думаю, что такая работа обогащает  образовательный процесс как для студентов, так и для преподавателя. У студентов  вырабатываются практические навыки ведения исследовательской деятельности и коммуникативные качества. Уверена, что такого типа работа им будет интересна и понятна в дальнейшем.  

    Шевелева М.С. 2010-2011 учебный год

    Презентация


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Шевелева М.С. Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся

    Слайд 4

    Способности человека развиваются в процессе деятельности – ведущий принцип современной психологии

    Слайд 8

    Поисково-творческая школа ЦЕЛИ Углубление знаний по дисциплинам Овладение методами сбора и обработки материала Формирование умений анализировать ситуацию Формирование умений и навыков самообразования

    Слайд 9

    Этапы исследовательской деятельности Определение темы исследования Выделение главных вопросов Составление списка литературы Изучение информационных ресурсов 4 1 2 3 5 Сбор фактического материала

    Слайд 11

    Теоретические исследования Прикладные, опытно-проблемные Виды исследовательской деятельности

    Слайд 15

    Арзамасский дендрарий

    Слайд 16

    Анализ содержания пищевых продуктов Биологическая роль микроэлементов

    Слайд 22

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

    В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

    Организация самостоятельной работы обучающихся

    Организация самостоятельной работы обучающихся...

    Организация самостоятельной работы обучающихся

    Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие и поэтому проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. В работе особое внимание ...

    Доклад "Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций"

    Применение самостоятельной работы на уроках производственного обучения для учащихся по профессии "Мастер по  обработке цифровой информации"...

    Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка

    В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...

    Отчёт по теме самообразования: «Формы организации самостоятельной деятельности обучающихся»

    Отчёт представлен на заседании цикловой комиссии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, состоявшемся в рамках педагогических чтений 15.06.2015 года...