Для подготовки к ГИА по биологии
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Данный материал разработан автором и является тренировочным заданием при подготовке к ГИА по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для государственной (итоговой ) аттестации 2012г по биологии.

Разработала учитель биологии Андреевской основной общеобразовательной школы Нурлатского района Данилова Зоя Дмитриевна

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа(А 1 – А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе

А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

       1)экология

       2)гистология

       3)цитология

       4)эмбриология

А2. Неклеточные формы жизни- это:

         1)бактерии

         2)вирусы

        3)грибы

        4)водоросли

А3. Характерным признаком царства растений является:

         1)наличие хитина в клеточной оболочке

         2)наличие пластидов

        3)отсутствие ядра

        4)гетеротрофный способ питания

А4.Почкование – это:

       1)половой способ размножения

       2)партеногенез

       3)вегетативное размножение

      4) бесполое размножение

А5. Орган дыхания растений:

  1. Корень
  2. Устьица
  3. Сосуды
  4. Цветок

А 6. Первичную полость имеют:

       1)плоские черви

       2)круглые черви

       3)кольчатые черви

       4)паукообразные

А7. Животные, у которых появились первые настоящие легкие:

         1)рыбы

           2)пресмыкающиеся

        3)земноводные

       4)членистоногие

А8. У человека, в отличии от животных хорошо развиты:

       1)ноги

       2) головной мозг

       3)ушные раковины

       4)органы зрения

А9  Первые условные рефлексы появляются у ребенка:

       1)через месяц после рождения

       2)через полгода

     3) через год

      4) через 3 года

А10. За образное мышление человека отвечает:

        1)левое полушарие

        2) оба полушария

       3) правое полушарие

      4)мозжечок

А 11. Шейный отдел позвоночника  человека составляет:

        1)меньше половины позвоночника

         2)больше половины позвоночника

         3)равно половине позвоночника

        4)равно поясничному отделу

А12. Кровь человека отличается от крови лягушки:

         1)по строению эритроцитов

         2) по наличию лейкоцитов

         3)по цвету

         4) по наличию белков плазмы

А13.Какие сосуды впадают в правое предсердие?

          1)легочные вены

          2)верхняя и нижняя полые вены

          3)легочные артерии

         4)аорта

А14.  В ротовой полости первыми расщепляются:

  1. Белки
  2. Жиры
  3. Углеводы
  4. Нуклеиновые кислоты

А15. Неправильно формируются кости при нехватке витамина:

1)А

2)Б

3)В

4)Д

А16.Раздражение слуховых рецепторов происходит:

         1)звуковой волной

        2)колебаниями жидкости

       3 )колебаниями барабанной перепонки

        4)колебаниями мембраны круглого окна

А17. Подвижный, возбудимый, страстный человек –это:

         1)меланхолик

         2)холерик

         3)сангвиник

         4)флегматик

А18. При сильном взрыве надо:

  1. Закрывать рот
  2. Открывать рот
  3. Закрыть глаза
  4. Открыть глаза

А19.Какую помощь надо оказать при венозном кровотечении?

        1)наложить давящую повязку

        2)наложить жгут

        3)обработать рану иодом и сделать перевязку

       4)положить лед

А20. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в ельнике-это недостаток:

  1. Света
  2. Воды
  3. Тепла
  4. Минеральных солей

А21. Что общего между экосистемой леса и агроэкосистемой пшеничного поля:

         1)наличие длинных цепей питания

         2)преобладание растений одного вида

        3)замкнутый круговорот химических элементов

        4)присутствие продуцентов, консументов, редуцентов

А22.Изучите график зависимости частоты пульса за 1 мин. у нетренированного человека от величины физической нагрузки(приседаний). По оси х отложена число приседаний, а по оси у

частота пульса. Какое из приведенных описаний  точно характеризует  данный график?

 

                              у

                                           х

1.С увеличением физ.нагрузки пульс падает

2.Пульс падает, физическая нагрузка снижается

3.С увеличением физ.нагрузки пульс поднимается

4. Пульс падает, физическая нагрузка увеличивается

А23.Между  понятиями в каждой колонке существует определенная связь

ЦЕЛОЕ

ЧАСТЬ

Растение

Корень

стебель

……

Какое слово следует вписать на место пропуска:

1)лепестки       2)сосуды     3)цветоложе       4)пестик

А24. К какому критерию следует отнести область распространения в тундре северного оленя?

         1)экологическому

          2)генетическому

         3)морфологическому

         4)географическому

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. К факторам эволюции относят:

(выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны:

 

        1)мутационный процесс

        2)изоляция

        3)многообразие видов

       4)естественный отбор

       5)искусственный отбор

       6)сильный снегопад

В2.Установите соответствие между признаком растений и отделом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

       Признак:                                                                                             отдел:

А )наличие цветков                                                                              1.Покрытосеменные

Б) отсутствие плодов                                                                            2.Папоротниковидные

В) размножение спорами

Г) образование пыльцы

Д) оплодотворение зависит от наличия воды

Е) оплодотворение не  зависит от наличия воды

А

Б

В

Г

Д

Е

В3.  Установите в какой хронологической последовательности  появились на Земле основные группы растений? В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)зеленые водоросли

2)хвощевидные

3)голосеменные

4)семенные папоротники

5)покрытосеменные

Ответ:

В4.  Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную таблицу.

Клеточная стенка растений состоит из _____________(А). Испарение большей части воды происходит через специальные структуры листа__________(Б). Процесс образования органических веществ в растениях с участием света _________________(В).

Половая клетка________________(Г).

Стебель с расположенными на нем листьями и почками ___________(Д)

Перечень терминов:

1)хемосинтез

2)фотосинтез

3)устьица

4)трахеи

5)гамета

6)побег

7)целлюлоза

8)хлоропласт

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

Часть 3.

Для ответов на задания С1-С3  используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему

С1.Перечислите действия, которые необходимо совершить при оказании первой помощи утопающему.

Прочитайте текст и выполните задание С2

 

Кровотечения

Нарушения целостности кровеносных сосудов приводит к кровотечениям.

Кровотечения бывают капиллярные, венозные, артериальные.

 Капиллярные кровотечения возникают при незначительном ранении. Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить .При оказании помощи нужно обработать рану иодной  настойкой и наложить чистую марлевую повязку, которая защищает организм от проникновения микробов и способствует быстрому свертыванию крови.

Венозные кровотечения возникают при повреждении вен, в которых скорость тока больше, чем в капиллярах. При  венозном кровотечении кровь вытекает медленно, непрерывной струей темно-вишневого цвета. Остановить кровотечение можно с помощью давящей повязки. Поверх раны накладывают несколько слоев стерильной марли, комок ваты и туго бинтуют.

Артериальные кровотечения наиболее опасны для жизни. В артериях высокое давление, поэтому кровь выбрасывается сильной пульсирующей струей ярко-алого цвета. При повреждении крупных артерий в течении нескольких минут может произойти кровопотеря, приводящая к гибели человека. Поэтому при артериальном кровотечении необходимо быстро прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и наложить жгут из резины или другого материала. Под жгут подкладывают полотенце или одежду, растягивают его, несколько раз обертывают вокруг конечности до прекращения кровотечения и закрепляют. При правильно наложенном жгуте конечность бледнеет. При слабом наложении кровотечение не останавливается, а при сильном – повреждаются мышцы, нервы, сосуды, конечность приобретает синюшную окраску. Жгут обязательно снимают на 10-15 минут летом через каждый час, зимой через полчаса. При этом кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии.

С2.Используя содержание текста «Кровотечения» ответьте на следующие вопросы:

1.Что  такое   кровотечение?  

2.Венозные и артериальные кровотечения. В чем их сходство и различие?

3.Почему зимой наложенный  жгут надо менять через каждые полчаса?

С3.Пользуясь таблицей  «Анализ крови человека», ответьте  на следующий вопрос:

Показатели крови

гемоглобин

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

СОЭ

норма

120-160г\л

4,0-5,0млн\куб.мм

4-9тыс.\куб.мм

200-400тыс\куб.мм

2-15мм\г

больной

103г\л

3,3млн\куб.мм

10,6тыс.\куб.мм

190тыс\куб.мм

30мм\г

1.Что такое СОЭ?

2.Какие показатели характеристики крови  резко отличаются?

2.Мужчина получил результаты общего анализа своей крови, где указано следующее (смотри на вторую строку таблицы). Какие выводы можно сделать о состоянии здоровья этого человека?


Ответы:

Часть1

№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

А1

3

А10

3

А19

1

А2

2

А11

1

А20

1

А3

2

А12

1

А21

4

А4

4

А13

2

А22

3

А5

2

А14

3

А23

2

А6

1

А15

4

А24

4

А7

2

А16

2

А8

2

А17

2

А9

1

А18

2

Часть 2.

№ задания

ответ

В1

124

В2

122121

В3

12435

В4

73256

Часть 3

С1.Перечислите действия, которые необходимо совершить при оказании первой помощи утопающему

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы

1.прежде всего как можно скорее удалить из легких и других воздухоносных путей воду

2.положить пострадавшего на бедро спасающего лицом вниз и хлопать по спине

Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок

1

Ответ включает один-два элемента при наличии грубых биологических ошибок

 или  ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2.Используя содержание текста «Кровотечения» ответьте на следующие вопросы:

1.Что  такое   кровотечение?  

2.Венозные и артериальные кровотечения. В чем их сходство и  различие?

3.Почему зимой наложенный  жгут надо менять через каждые полчаса?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы

Ответ на первый вопрос.

Кровотечение-это истечение крови из поврежденных кровеносных сосудов

2 Ответ на второй вопрос.

В отличии от артериального при венозном кровотечении кровь течет равномерно,значительно медленно, цвет темно-бардовый

3 Ответ на третий вопрос.

Жгут снимают зимой через каждые полчаса во избежание омертвения тканей

Ответ включает три  названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок

 или  

Ответ включает два из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

1

ответ неправильный 

0

Максимальный балл

3

С3.Пользуясь таблицей  «Анализ крови человека», ответьте  на следующий вопрос:

Показатели крови

гемоглобин

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

СОЭ

норма

120-160г\л

4,0-5,0млн\куб.мм

4-9тыс.\куб.мм

200-400тыс\куб.мм

2-15мм\г

больной

103г\л

3,3млн\куб.мм

10,6тыс.\куб.мм

190тыс\куб.мм

30мм\г

1.Что такое СОЭ?

2.Какие показатели характеристики крови  резко отличаются?

2.Мужчина получил результаты общего анализа своей крови, где указано следующее (смотри на вторую строку таблицы). Какие выводы можно сделать о состоянии здоровья этого человека?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы

1.СОЭ- скорость оседания эритроцитов при их отделении от плазмы крови

2.Анализ крови показывает, что резко изменилось число лейкоцитов, эритроцитов и соэ

3Он болен,низкий гемоглобин, бледен, число эритроцитов уменьшилось., лейкоцитов наоборот больше, соэ увеличено, идет воспалительный процесс

Ответ включает три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один элемент и не содержит биологических ошибок

 

1

ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".

Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...