Для подготовки к ГИА по биологии
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Данный материал разработан автором и является тренировочным заданием при подготовке к ГИА по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia.docx | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для государственной (итоговой ) аттестации 2012г по биологии.
Разработала учитель биологии Андреевской основной общеобразовательной школы Нурлатского района Данилова Зоя Дмитриевна
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа(А 1 – А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе |
А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
1)экология
2)гистология
3)цитология
4)эмбриология
А2. Неклеточные формы жизни- это:
1)бактерии
2)вирусы
3)грибы
4)водоросли
А3. Характерным признаком царства растений является:
1)наличие хитина в клеточной оболочке
2)наличие пластидов
3)отсутствие ядра
4)гетеротрофный способ питания
А4.Почкование – это:
1)половой способ размножения
2)партеногенез
3)вегетативное размножение
4) бесполое размножение
А5. Орган дыхания растений:
- Корень
- Устьица
- Сосуды
- Цветок
А 6. Первичную полость имеют:
1)плоские черви
2)круглые черви
3)кольчатые черви
4)паукообразные
А7. Животные, у которых появились первые настоящие легкие:
1)рыбы
2)пресмыкающиеся
3)земноводные
4)членистоногие
А8. У человека, в отличии от животных хорошо развиты:
1)ноги
2) головной мозг
3)ушные раковины
4)органы зрения
А9 Первые условные рефлексы появляются у ребенка:
1)через месяц после рождения
2)через полгода
3) через год
4) через 3 года
А10. За образное мышление человека отвечает:
1)левое полушарие
2) оба полушария
3) правое полушарие
4)мозжечок
А 11. Шейный отдел позвоночника человека составляет:
1)меньше половины позвоночника
2)больше половины позвоночника
3)равно половине позвоночника
4)равно поясничному отделу
А12. Кровь человека отличается от крови лягушки:
1)по строению эритроцитов
2) по наличию лейкоцитов
3)по цвету
4) по наличию белков плазмы
А13.Какие сосуды впадают в правое предсердие?
1)легочные вены
2)верхняя и нижняя полые вены
3)легочные артерии
4)аорта
А14. В ротовой полости первыми расщепляются:
- Белки
- Жиры
- Углеводы
- Нуклеиновые кислоты
А15. Неправильно формируются кости при нехватке витамина:
1)А
2)Б
3)В
4)Д
А16.Раздражение слуховых рецепторов происходит:
1)звуковой волной
2)колебаниями жидкости
3 )колебаниями барабанной перепонки
4)колебаниями мембраны круглого окна
А17. Подвижный, возбудимый, страстный человек –это:
1)меланхолик
2)холерик
3)сангвиник
4)флегматик
А18. При сильном взрыве надо:
- Закрывать рот
- Открывать рот
- Закрыть глаза
- Открыть глаза
А19.Какую помощь надо оказать при венозном кровотечении?
1)наложить давящую повязку
2)наложить жгут
3)обработать рану иодом и сделать перевязку
4)положить лед
А20. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в ельнике-это недостаток:
- Света
- Воды
- Тепла
- Минеральных солей
А21. Что общего между экосистемой леса и агроэкосистемой пшеничного поля:
1)наличие длинных цепей питания
2)преобладание растений одного вида
3)замкнутый круговорот химических элементов
4)присутствие продуцентов, консументов, редуцентов
А22.Изучите график зависимости частоты пульса за 1 мин. у нетренированного человека от величины физической нагрузки(приседаний). По оси х отложена число приседаний, а по оси у
частота пульса. Какое из приведенных описаний точно характеризует данный график?
у
х
1.С увеличением физ.нагрузки пульс падает
2.Пульс падает, физическая нагрузка снижается
3.С увеличением физ.нагрузки пульс поднимается
4. Пульс падает, физическая нагрузка увеличивается
А23.Между понятиями в каждой колонке существует определенная связь
ЦЕЛОЕ | ЧАСТЬ |
Растение | Корень |
стебель | …… |
Какое слово следует вписать на место пропуска:
1)лепестки 2)сосуды 3)цветоложе 4)пестик
А24. К какому критерию следует отнести область распространения в тундре северного оленя?
1)экологическому
2)генетическому
3)морфологическому
4)географическому
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. К факторам эволюции относят:
(выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны:
1)мутационный процесс
2)изоляция
3)многообразие видов
4)естественный отбор
5)искусственный отбор
6)сильный снегопад
В2.Установите соответствие между признаком растений и отделом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Признак: отдел:
А )наличие цветков 1.Покрытосеменные
Б) отсутствие плодов 2.Папоротниковидные
В) размножение спорами
Г) образование пыльцы
Д) оплодотворение зависит от наличия воды
Е) оплодотворение не зависит от наличия воды
А | Б | В | Г | Д | Е |
В3. Установите в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений? В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)зеленые водоросли
2)хвощевидные
3)голосеменные
4)семенные папоротники
5)покрытосеменные
Ответ:
В4. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную таблицу.
Клеточная стенка растений состоит из _____________(А). Испарение большей части воды происходит через специальные структуры листа__________(Б). Процесс образования органических веществ в растениях с участием света _________________(В).
Половая клетка________________(Г).
Стебель с расположенными на нем листьями и почками ___________(Д)
Перечень терминов:
1)хемосинтез
2)фотосинтез
3)устьица
4)трахеи
5)гамета
6)побег
7)целлюлоза
8)хлоропласт
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Часть 3.
Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему |
С1.Перечислите действия, которые необходимо совершить при оказании первой помощи утопающему.
Прочитайте текст и выполните задание С2 |
Кровотечения
Нарушения целостности кровеносных сосудов приводит к кровотечениям.
Кровотечения бывают капиллярные, венозные, артериальные.
Капиллярные кровотечения возникают при незначительном ранении. Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить .При оказании помощи нужно обработать рану иодной настойкой и наложить чистую марлевую повязку, которая защищает организм от проникновения микробов и способствует быстрому свертыванию крови.
Венозные кровотечения возникают при повреждении вен, в которых скорость тока больше, чем в капиллярах. При венозном кровотечении кровь вытекает медленно, непрерывной струей темно-вишневого цвета. Остановить кровотечение можно с помощью давящей повязки. Поверх раны накладывают несколько слоев стерильной марли, комок ваты и туго бинтуют.
Артериальные кровотечения наиболее опасны для жизни. В артериях высокое давление, поэтому кровь выбрасывается сильной пульсирующей струей ярко-алого цвета. При повреждении крупных артерий в течении нескольких минут может произойти кровопотеря, приводящая к гибели человека. Поэтому при артериальном кровотечении необходимо быстро прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и наложить жгут из резины или другого материала. Под жгут подкладывают полотенце или одежду, растягивают его, несколько раз обертывают вокруг конечности до прекращения кровотечения и закрепляют. При правильно наложенном жгуте конечность бледнеет. При слабом наложении кровотечение не останавливается, а при сильном – повреждаются мышцы, нервы, сосуды, конечность приобретает синюшную окраску. Жгут обязательно снимают на 10-15 минут летом через каждый час, зимой через полчаса. При этом кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии.
С2.Используя содержание текста «Кровотечения» ответьте на следующие вопросы:
1.Что такое кровотечение?
2.Венозные и артериальные кровотечения. В чем их сходство и различие?
3.Почему зимой наложенный жгут надо менять через каждые полчаса?
С3.Пользуясь таблицей «Анализ крови человека», ответьте на следующий вопрос:
Показатели крови | гемоглобин | эритроциты | лейкоциты | тромбоциты | СОЭ |
норма | 120-160г\л | 4,0-5,0млн\куб.мм | 4-9тыс.\куб.мм | 200-400тыс\куб.мм | 2-15мм\г |
больной | 103г\л | 3,3млн\куб.мм | 10,6тыс.\куб.мм | 190тыс\куб.мм | 30мм\г |
1.Что такое СОЭ?
2.Какие показатели характеристики крови резко отличаются?
2.Мужчина получил результаты общего анализа своей крови, где указано следующее (смотри на вторую строку таблицы). Какие выводы можно сделать о состоянии здоровья этого человека?
Ответы:
Часть1
№ задания | ответ | № задания | ответ | № задания | ответ |
А1 | 3 | А10 | 3 | А19 | 1 |
А2 | 2 | А11 | 1 | А20 | 1 |
А3 | 2 | А12 | 1 | А21 | 4 |
А4 | 4 | А13 | 2 | А22 | 3 |
А5 | 2 | А14 | 3 | А23 | 2 |
А6 | 1 | А15 | 4 | А24 | 4 |
А7 | 2 | А16 | 2 | ||
А8 | 2 | А17 | 2 | ||
А9 | 1 | А18 | 2 |
Часть 2.
№ задания | ответ |
В1 | 124 |
В2 | 122121 |
В3 | 12435 |
В4 | 73256 |
Часть 3
С1.Перечислите действия, которые необходимо совершить при оказании первой помощи утопающему
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы 1.прежде всего как можно скорее удалить из легких и других воздухоносных путей воду 2.положить пострадавшего на бедро спасающего лицом вниз и хлопать по спине | |
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ включает один-два элемента при наличии грубых биологических ошибок или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2.Используя содержание текста «Кровотечения» ответьте на следующие вопросы:
1.Что такое кровотечение?
2.Венозные и артериальные кровотечения. В чем их сходство и различие?
3.Почему зимой наложенный жгут надо менять через каждые полчаса?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы Ответ на первый вопрос. Кровотечение-это истечение крови из поврежденных кровеносных сосудов 2 Ответ на второй вопрос. В отличии от артериального при венозном кровотечении кровь течет равномерно,значительно медленно, цвет темно-бардовый 3 Ответ на третий вопрос. Жгут снимают зимой через каждые полчаса во избежание омертвения тканей | |
Ответ включает три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С3.Пользуясь таблицей «Анализ крови человека», ответьте на следующий вопрос:
Показатели крови | гемоглобин | эритроциты | лейкоциты | тромбоциты | СОЭ |
норма | 120-160г\л | 4,0-5,0млн\куб.мм | 4-9тыс.\куб.мм | 200-400тыс\куб.мм | 2-15мм\г |
больной | 103г\л | 3,3млн\куб.мм | 10,6тыс.\куб.мм | 190тыс\куб.мм | 30мм\г |
1.Что такое СОЭ?
2.Какие показатели характеристики крови резко отличаются?
2.Мужчина получил результаты общего анализа своей крови, где указано следующее (смотри на вторую строку таблицы). Какие выводы можно сделать о состоянии здоровья этого человека?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы 1.СОЭ- скорость оседания эритроцитов при их отделении от плазмы крови 2.Анализ крови показывает, что резко изменилось число лейкоцитов, эритроцитов и соэ 3Он болен,низкий гемоглобин, бледен, число эритроцитов уменьшилось., лейкоцитов наоборот больше, соэ увеличено, идет воспалительный процесс | |
Ответ включает три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один элемент и не содержит биологических ошибок
| 1 |
ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".
Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии
Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...