Применение здоровьесберегающих методик при обучении слабослышащих детей
статья по биологии на тему

 

     Важной задачей учителя коррекционного образовательного учреждения выступает поиск таких способов организации учебно-воспитательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся. Решение этой задачи имеет существенное значение для сохранения здоровья и остатков слуха у слабослышащих школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 II вида».

Применение здоровьесберегающих методик при обучении слабослышащих детей.

                                                                                                                       Сурина Т.М.

                                                                                                                       учитель биологии

     

     Важной задачей учителя коррекционного образовательного учреждения выступает поиск таких способов организации учебно-воспитательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся. Решение этой задачи имеет существенное значение для сохранения здоровья и остатков слуха у слабослышащих школьников.

     Здоровье ребенка относится к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. А необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах нашей школы дети проводят 10 -12 лет, это самый важный период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. Если в этот период времени не уделять должного внимания состоянию здоровья школьника, то мы получим в будущем больное поколение. Особого внимания заслуживает тот факт, что многие заболевания приобретаются детьми в школе, так как в коррекционной школе дети проводят больше времени, чем дома. Все это свидетельствует о необходимости постоянного применения  и использования здоровьесберегающих технологий и методик в процессе обучения слабослышащих детей.

     В течение многих десятилетий от школы ожидали решения конкретной задачи – передачи определенной суммы знаний подрастающему поколению. И все педагогические методики   были направлены на решение именно этой задачи.  Но в последние годы стал очевиден тот факт, что не определенная сумма знаний (чем больше, тем лучше) определяют качество образования, а способность выпускника коррекционной школы в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности, найти свое  место в обществе. И главная задача учителя коррекционной школы, где обучаются слабослышащие дети, больные и ослабленные дети, состоит в том, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс с учетом потребностей детей в сохранении здоровья и остатков слуха, помочь им адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни.

     Еще  в  1805 году  Г. Пестолоци  писал, что традиционные принципы обучения «удушают», развитие детей, «убивают» их здоровье. Поэтому сейчас больше  внимания уделяю новым педагогическим  технологиям.

Здоровьесберегающие технологии -  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Изменить ситуацию и состояние здоровья школьников может  биология с технологиями, вводящими ребенка в образовательное  поле без потерь для здоровья. Основные показатели этих технологий – личная направленность, интенсивность. Под интенсивностью мы понимаем такие технологии, которые дают возможность овладеть  какими-либо теоретическими или  практическими  областями знаний  за более короткое  время, чем  это происходит  при обучении  традиционными  методами, не  причиняя  вреда  здоровью  учащихся,  учитывая  их  резервные  возможности.

    Учитель биологии  как  никто  другой  должен  знать  возможности  своих  учеников. Между  показателями  физического и умственного  развития  существует  тесная  взаимосвязь. Внешне  выраженные физические недостатки  могут сказываться и на учебной  деятельности, настроении, взаимоотношениях  школьников и в целом на процессах развития личности, ее  перспективах  и  успехах. Если учителю не известны все отклонения ребенка, то это может привести к неправильному истолкованию поведения  ученика, неверной оценке его действий, что отрицательно сказывается на познавательном процессе школьника. Поэтому, начиная работу в новом классе, я, прежде всего, стараюсь выявить психофизиологические  возможности  каждого  ученика.                      

     Своевременная  диагностика возрастных  и  индивидуальных  особенностей и  социальной  адаптации  школьника позволяет  предотвратить  аномалии  в  развитии  личности  и  психики  человека  в  будущем. Поэтому  на  уроках  биологии  я  постепенно  развиваю  у  детей  познавательную  сферу  через  развитие  психофизиологических  свойств (внимание,  память). Свойства  памяти  во  многом  определяют  для  ученика  способы  усвоения  учебного  материала, а  для  учителя  являются  еще  одним  основанием для отбора учебных приемов для работы с разными учениками. Такую же дидактическую роль  - основы для выбора тех или иных форм учебной работы  для конкретного ученика – играют еще два параметра учебной  деятельности: модальность  и  доминирование полушарий головного  мозга. Модальность – это предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации. При обучении слабослышащих детей очень важно определить способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика, поэтому постоянное наблюдение на уроках помогает выявить модальность учащихся. Для  определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий   использую простой метод  И.П. Павлова. Этот метод позволяет создать более комфортные условия для учебной деятельности каждого школьника. В  зависимости от доминирования левого или правого  полушария у школьника, подбираю формы и способы учебной деятельности.

     

     Жизнь показывает, что одни и те же дети ведут себя по-разному в разной обстановке, с разными людьми. Да и от природы дети все разные. И моя задача как учителя биологии – помочь ребенку познать мир своим путем. Для этого я предлагаю ученикам разнообразные способы реализации учебной задачи, даю возможность выбора. Очень важно, как показывает опыт, предоставить ученику возможность выбора задания по скорости его выполнения, объему, степени сложности. И сделать это важно не только в процессе овладения учащимися новыми знаниями, но и при их контроле.

     Большие возможности для опоры на индивидуальные особенности учащихся дает раздел «Человек и его здоровье». Преподавание этого раздела  биологии необходимо рассматривать не только как путь передачи биологических знаний, но и как процесс формирования личности, способной своим поведением, развивать свои физические способности, беречь здоровье. Опираясь на интерес подростков к своему физическому развитию, можно значительно повысить результативность процесса обучения. Эффективность применения  здоровьесберегающих технологий окажется выше, если учащиеся сами будут заинтересованы  в получении необходимой информации по сохранению и укреплению собственного здоровья. Получить информацию о состоянии своего здоровья можно простым методом самодиагностики. «Диагноз» в переводе с древнегреческого означает «распознание», «определение». Организм ребенка, как правило, всеми возможными способами сигнализирует о возникших проблемах. Дети просто не всегда понимают «язык» своего организма, остаются  глухими  к  его  сигналам. Поэтому я предлагаю учащимся простые приемы  самодиагностики  по внешнему виду, по своим ощущениям.  Внешний вид дает возможность заподозрить неблагополучие в организме. По таким признакам можно определить, здоров человек или нет: если под глазами у него желтые круги, значит – больное сердце, если желтые белки глаз – больная печень, часто моргают глаза – заболевания нервной системы. Гнилые зубы могут приводить к заболеваниям пищеварительного тракта.   Исходя из этого, я предлагаю ученикам чаще анализировать свои ощущения и по ним определять возникшие проблемы своего организма. А  в  кабинете есть таблица  взаимосвязи сигналов организма и заболевшего органа. Пользуясь этой таблицей, можно без труда  определить  или предположить, в каком  органе тела  есть проблемы.

     Правильная оценка и прогноз функциональных возможностей школьника в большей степени зависит от знания биологических особенностей его организма и от умения правильно их учитывать в конкретных обстоятельствах реальной жизни. В этом и заключаются навыки формирования здорового образа жизни, владение которыми необходимо учителю биологии.  

     Все эти методы работы с учащимися по выявлению их психофизиологических и интеллектуальных  возможностей  позволяют найти дифференцированный подход к организации учебной деятельности, разнообразить учебную деятельность,  сохранить и укрепить здоровье учащихся, выработать у них потребность вести здоровый образ жизни  и социально адаптироваться в обществе.

Список  используемой  литературы:

  1. АбрамоваВ.И.Особенности преподавания биологии.   «Биология»2004.  
  2. Акперова  И.А.  Уроки  биологии:  развитие,  творчество, комфорт.                           «Биология». 2004. № 11.
  3. Андреева Е.А.  Формирование здоровьесберегающей среды.                «Биология».  2004.  № 25-26.
  4. Андреева Ю.А.  Три  кита  здоровья.  М.,  2001..  
  5. Битянова М.Р. Адаптация  ребенка  в  школе: Диагностика,  коррекция,     педагогическая  поддержка.  М.,  1997.
  6. Брехман И.И.  Введение  в  валеологию – науку о здоровье. Л., 1997.
  7. Галеева Н.Л   Педагогическая диагностика как управленческий  ресурс  учителя-предметника  «Биология  в  школе» № 2   2005.
  8. Галеева Н.Л.  Сто приемов  для  учебного  успеха  ученика  на    
  9. уроках  биологии.  М., 2006
  10. Гурьев  А.В.  Проблемы здоровьесбережения в  школе. «Биология». 2003.  № 29.
  11. Демидов В.А. Занимательные вопросы по школьному курсу  биологии. « Биология» 2004.  № 40-42.
  12. Зыкова Т.С.    СБО  в  специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях  I и  II  вида.
  13. Обухова Л.А,  Уроки  здоровья.  «Начальная  школа»  2002  .№ 6.
  14. Сухова Т.С.      Урок  биологии. Технологии развивающего  обучения. «Вентана-Граф»,  2001.
  15. Колесов Д.В.   Основы  гигиены  и  санитарии. М., Просвещение. 1997.
  16. Пасечник В.В.      Программы элективных курсов по  биологии
  17. М.,   «Дрофа»  2005.
  18. Хюннинен  О.Н.    Развитие  мышления  на  уроках  биологии.
  19. «Биология»  2003.   № 48.
  20. Шаповалова  Л.А.  Факультатив  «Полезные  привычки». «Начальная         школа»  2003.  № 48.
  21. Шевченко  С.Г.   Коррекционно-развивающее  обучение.
  22. Организационно-педагогические  аспекты. М. « Владос» – 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ

В статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе....

Статья на тему: Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей в классе «Особый ребенок».

Материал для учителе-логопедов, учителей-дефектологов.Кинезиология - наука о развитии умственных способностей  и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Можно ли определит...

Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.

Статья о применении здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности....

Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования обладают уникальной возможностью для воспитания у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Английский язык, кото...

Инклюзивное образование: обучение слабослышащих детей английскому языку.

В данной статье представлен опыт преподования английского языка у слабослышащих обучающихся....