Главные вкладки

    Урок ,биологии по теме: "Класс Птицы. Среда обитания, биологические особенности "
    материал (биология) по теме

    Урок биологии по теме:"Класс Птицы Среда обитания, биологические особенности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_iologii_razrabotka.docx23.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа

    Урок  по биологии:

    «Птицы. Среда обитания, биологические особенности»

    Учитель биологии первой категории

                   МБОУ Суг-Аксынская СОШ

                            Монгуш Алдын-кыс Тулушовна

    с. Суг-Аксы

    Урок биологии по теме : «Класс Птицы. Среда обитания, биологические особенности».

            Цели:

    1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету;
    2. Показать место птиц в системе живой природы, сравнить особенности биологической организации  птиц, установить степень родства между живыми  организмами на планете, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;
    3. Научит выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
    4. Учить видеть прекрасное в мире птиц;

    Форма урока: урок исследование.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Дидактический материал: таблицы «тип хордовые. Класс птицы. Внутреннее строение голубя», муляжи головного мозга, учебная презентация «Птицы», лупы, препаровальные иглы.

    Методы : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, поисковый.

    Прогнозируемый результат:

    1. Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
    2. Проверка умения сравнивать , обобщать, анализировать, делать выводы;
    3. Умение вести монолог, диалог.

    Ход урока

    Здравствуйте, добрый день ребята. У нас сегодня необычный урок- урок  исследования. Я всем раздала таблицы, вы должны по ходу урока заполнять эти таблицы и мы конце урока все проверим.

    1. Сообщение темы и постановка целей урока. Птицы –наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, которых нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. Мы должны сегодня узнать: На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица? И какие особенности внутреннего строения дает птице летать? Верно, птицы-это единственная группа животных, пользующая двумя способами передвижения:: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям воде с помощью задних конечностей.
    2. Изучение нового материала.
    1. Актуализация знаний. Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего строения. Цель нашего урока познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
    2. Путешествие в мир птиц вас приглашает совершить первая  творческая группа учащихся:

    На Земле существуют свыше 10000 тысяч видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складываются свое отношение к ним. В России и в Туве всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты , счастья. Птицы населяются не только наши  леса и поля, но и былины, сказки, песни , загадки.

    1-ый ученик:

    Мне кажется порою, что солдаты,

    С кровавых не пришедшие полей,

    Не в землю нашу полегли когда-то,

     А превратились в белых журавлей.

    Танец «Журавли»

    Песня «Айлан кужум»

    Мы еще приготовили буклеты с загадками о птицах . Угадайте несколько из них

    Не страшны ему метели,

    Гнезда вьет зимой на ели,

    Крик его отрывист, прост,

    Кривоносный красный….( клест )

    В поле есть, где прокормиться,

    Только негде здесь гнездиться,

    Огороду, полю – врач

    Глянцевитый черный…… ( грач)

    Ночью в рощах и лесах

    Уханье наводит страх,

    Страшен дикий крик и силен,

    Так кричит огромный…. ( Филин)

    Воздух режут без усилья,

    Как серпы кривые крылья.

    Промелькнет –не разглядишь,

    Так летают только…. ( стриж)

    Весь размером он с орех,

    Птиц почти что меньше всех,

    Комаров и мух противник

    Бойкий, рыженький… ( крапивник)

    Подбирает он проворно

    Кинутые ему зерна

    И гнездится на карнизе

    Наш любимый… ( голубь сизый)

    Птицы хорошо передвигаются по самым различным субстратами, они хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, много ныряют и плавают в воде, но наиболее характерным способом птичьего передвижения является –полет.

    Проект второй группы: Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения птиц» ( туша птицы, лупы, препаровальные иглы, весы, щипцы.)

    Задание : Рассмотрите отделы тела птицы; какие органы  расположены на голове; как расположены глаза?

    Исследовательская работа. Выполняем эти действия по порядку.

    1.Посчитайте , сколько зернышек в зобе голубя.

    2. Посчитайте столько же сухих зернышек ( ведь сухих зернышек отличается от намокших зернышек)

    3. Взвесьте эти зернышки на весах.

    4. Определите сколько дней пролежала пшеница, если 15 ноября прошлого года собрали урожай и привезли во двор до сегодняшнего дня.

    5. Найдите сколько граммов пшеницы может сесть один голубь за это время.

    6.Найдите , какой урон может причинить хозяевам  урожая вся стая, если в их дворе живут 46 голубей.

    Итог : Зимой птицам трудно достать пищу и люди должны помогать им, мы должны делать кормушки. В результате задачи выяснилось, что один голубь может сесть ---- граммов зерна за один зимний период, а 46 голубей ----граммов. Эти цифры не такие уж большие , по сравнению с урожаем, которые получают эти люди. Спасибо ребята!

    Проект третьей группы учащихся «Особенности внешнего строения птицы в связи с приспособленности в воздушной среде» «Клювы птиц» В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв. Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц. Задание: Рассмотрите клюв предложенного вам рисунка птицы, из каких частей он состоит , какова его форма? Сделайте предложение о способе добычи пищи.

    «Ноги птиц» Для передвижения по твердому субстрату птицам служат задние конечности-ноги. Неоперенная часть  ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при влете. Пальцы ног хорошо развиты  и представляют собой самые различные типы адаптации к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие. А у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки. Задание: Чем покрыты ноги птиц? Как расположены пальцы на ногах, сколько их? Какова роль ног в жизни птиц и приспособленность их к среде обитания?

    «Крылья и перья» Наиболее характерной чертой птиц является- передвижение по воздуху путем полета. Передние конечности совсем освобождены от поддержания тела при ходьбе, стоянии и сидении. Их функции в основном связаны с передвижению по воздуху, т.е. полету, а у некоторых водных форм  ( пингвины) – к передвижению в воде. Кости крыла срослись , число пальцев редуцировано до трех. Крыло покрыто  перьями. Перья покрывают и все тело птиц, предавая обтекаемую форму тела, сохраняя тепло и предохраняя кожные покровы от повреждения. Различают контурные и пуховые перья. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные на хвосте рулевые перья обеспечивают маневренность при полете. Контурные  кроющие расположены черепицеобразно. Задание: Рассмотрите коллекцию перьев, как устроено перо, в чем разница между   контурным и пуховым пером, зарисуйте их.

    Особенности внутреннего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.

    Проект четвертой группы учащихся «Внутренне  строение птиц» - Скелет птиц  отличается прочностью и легкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолета. Хорош развита мускулатура крыльев и ног, хуже- туловище.

    Показ слайдов-

    1.пищеварительная система 

    2.дыхательная система

    3.кровеносная система

    4. нервная система и органы чувств

    5.органы выделения и размножения

    6.размножение развитие птиц

    3.Закрепление и обобщение материала. Вот и мы прослушали всех групп. Давайте сейчас ответим на вопросы. Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? Как приспособлено тело птицы во внешнем и внутреннем строении к полету?

    В начале урока всем было розданы таблицы. Самостоятельная работа с учебником по обобщению и систематизации знаний, заполнение таблицы.

    «№

    Признак

    Приспособления к полету.

    1

    Внешнее строение

    2

    Скелет

    3

    Мышцы

    4

    Пищеварительная система

    5

    Дыхательная система

    6

    Кровеносная система

    7

    Нервная система

    8

    Органы выделения

    В чем сходство и отличие птиц и пресмыкающихся?

    1. Домашнее задание. Параграф № 27, подготовить сообщение о птицах, занесенных в Красную книгу РТ.
    2. Итог урока. Оцените свою  работу на : «отлично» «хорошо» «плохо.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    задания для урока биологии по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные"

    Задания разработаны для групповой работы по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные". Могут использоваться как вопросы для проведения викторины, закрепления знаний или самостоятельного изучения ...

    ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

    ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

    Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

    На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....

    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Насекомые" (7 класс)

    Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме "Класс Насекомые" согласно требованиям новых стандартов....

    Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

    Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

    Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".

    Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....

    Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"

    Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...