методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Чивкунова Елена Викторовна

методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizaciya_nasl._inform._1docx.docx187.51 КБ
Файл realizaciya_nasledstvennoy_informacii.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Реализация наследственной информации в клетке.

Задачи урока:

  1. углубить знания о генетическом коде, биосинтезе белка, процессах редупликации ДНК;
  2. научиться решать биологические задачи.

Тип урока: изучение нового материала.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  1. основные понятия: ген, генетический код, триплет, транскрипция, трансляция, редупликация ДНК.
  2. Свойства генетического кода.

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться таблицей генетического кода
  2. решать биологические задачи.

Методы обучения: фронтальный опрос, словесно-наглядный (с демонстрацией ОМС модулей), практический (выполнение упражнений), дедуктивный (от общего к частному).

Оборудование: ПК, проектор, ОМС модули: «ДНК (2) и 2 – репликация и матричный синтез», «биосинтез белка».

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Фронтальный опрос:
  1. Какова структура белков?
  2. Какова структура нуклеиновых кислот?
  3. Какие типы РНК вам известны?
  4. Где образуются субъединицы рибосом?
  5. Какую функцию рибосомы выполняют в клетке?
  1. Изучение нового материала:
  1. Белки – причина индивидуального различия организмов. Биосинтез белков является пластическим обменом. Роль ДНК в пластическом обмене, как хранителя информации о структуре белков, синтезируемых в клетке. (рассказ с элементами беседы с опорой на знания о белках и нуклеиновых кислотах).
  2. ДНК – матрица для синтеза белков.

  1. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности. (демонстрация модуля ОМС)

                         

  1. Генетический код. Свойства генетического кода.

Генетический код-это набор сочетаний из трех нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот, входящих в состав белков.

Свойства генетического кода:

  1. Триплетность.
  2. Код однозначен: один триплет кодирует одну аминокислоту.
  3. Код избыточен: каждая аминокислота кодируется 2-6 триплетами.
  4. Код не перекрывающийся
  5. Код является полярным: некоторые триплеты не кодируют аминокислоты, а являются своеобразными «дорожными знаками», которые определяют начало и конец отдельных генов.
  6. Код универсален для всех животных , растений, грибов, бактерий, вирусов и человека. Его универсальность подтверждает единство происхождения всего живого на нашей планете.
  1. Транскрипция – процесс синтеза и-РНК  на ДНК.

  1. Трансляция – процесс синтеза белка на рибосомах.( демонстрация модуля ОМС «Биосинтез белка»)
  1. Закрепление : решение биологических задач.

Дано: аминокислоты - аргинин, триптофан, тирозин, гистидин, фенилаланин. Найти код этих аминокислот в ДНК.

Решение и ответ:

Аминокислоты: арг-три- тир- гис- фен

            и-РНК:  ЦГУ-УГГ-УАУ-ЦАУ-УУУ

     вторая цепь ДНК:  ГЦА-АЦЦ-АТА-ГТА-ААА

      первая цепь ДНК:  ЦГТ-  ТГГ-ТАТ- ЦАТ-ТТТ

  1. Домашнее задание: п 2.10. задача: в молекуле белка следующая последовательность аминокислот: треонин, пролин, лизин, глутамин. Запишите, какой будет код этих аминокислот в ДНК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел№2. «Клетка» тема 2.4. «реализация наследственной информации в клетке» Тема урока: «Реализация наследственной информации в клетке»

Слайд 2

углубить знания о генетическом коде, биосинтезе белка,процессах редупликации ДНК; научиться решать биологические задачи . Задачи урока:

Слайд 3

Фронтальный опрос: Какова структура белков? Какова структура нуклеиновых кислот? Какие типы РНК вам известны? Где образуются субъединицы рибосом? Какую функцию рибосомы выполняют в клетке?

Слайд 4

I. Белки – причина индивидуального различия организмов. Биосинтез белков является пластическим обменом. Роль ДНК в пластическом обмене, как хранителя информации о структуре белков, синтезируемых в клетке.

Слайд 5

II. ДНК – матрица для синтеза белков.

Слайд 6

III. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности

Слайд 7

III. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности

Слайд 8

IV. Генетический код. Свойства генетического кода. Генетический код- это набор сочетаний из трех нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот, входящих в состав белков.

Слайд 9

IV. Генетический код. Свойства генетического кода. 1. Триплетность . 2. Код однозначен: один триплет кодирует одну аминокислоту. 3. Код избыточен: каждая аминокислота кодируется 2-6 триплетами. 4. Код не перекрывающийся 5. Код является полярным: некоторые триплеты не кодируют аминокислоты, а являются своеобразными «дорожными знаками», которые определяют начало и конец отдельных генов. 6. Код универсален для всех животных , растений, грибов, бактерий, вирусов и человека. Его универсальность подтверждает единство происхождения всего живого на нашей планете.

Слайд 10

V. Транскрипция. Трансляция. V. Транскрипция – процесс синтеза и-РНК на ДНК. VI. Трансляция – процесс синтеза белка на рибосомах.

Слайд 11

Закрепление: Решение биологических задач: Решение и ответ: Дано: аминокислоты - аргинин, триптофан, тирозин, гистидин , фенилаланин . Найти код этих аминокислот в ДНК.

Слайд 12

Домашнее задание: П 2.10, решить задачу: в молекуле белка следующая последовательность аминокислот: треонин , пролин , лизин, глутамин . Запишите какой будет код этих аминокислот в ДНК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"

Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...