НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СРАВНИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме

Комарова Ирина Валерьевна

На территории Ленинского административного округа города Омска расположен поселок Черемушки, в окрестностях которого находится запрудное сточное озеро. Это озеро является местом обитания некоторых водных и околоводных птиц. Именно она стала объектом для изучения особенностей заселения отдельного водоема.

В течение нескольких лет учащимися БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126» велись исследования, целью которых являлось изучить и провести анализ особенностей биологии и экологии водоплавающих птиц, заселяющих запрудное сточное озеро в окрестностях поселка Черемушки.

Исследовательская работа проводилась периодически на протяжении нескольких лет по намеченным на сезоны планам. Для сбора и систематизации первичного материала использовалась специально разработанная карта и определительная таблица видов, обитающих на водоеме птиц, где фиксировалось количество особей по видам (взрослых и птенцов) на каждый день наблюдения.

Изучение данных Омского областного управления охотничьего хозяйства позволило создать карту  направлений миграции встречающихся видов: широконоски, кряквы обыкновенной, лысухи, хохлатой чернети, утки серой. А также создать карту Омской области с указанием мест обнаружения окольцованных водных и околоводных птиц.

Используя методику регистрации кормовой активности водоплавающих птиц, нами были изучены различные параметры кормления, в том числе и особенности поведения во время кормления у кряквы, широконоски, лысухи. Поскольку широконоска находилась на водоеме на пролете, кормление особей этого вида всегда проходило достаточно интенсивно. Утки почти все время наполовину погружались вертикально вниз, такой прием называется «перевертывание» (Пр). Параметры кормления отмечены на схеме, где видно, что временные промежутки между «перевертыванием» незначительные и параметры кормления однообразные.

Учащиеся установили видовой состав, распределение и численность водоплавающих птиц Омской области в сравнении с обитателями запрудного сточного озера в окрестностях поселка Черемушки; изучили характер поведения и особенности кормовой активности птиц; внедрили полученные результаты исследования в содержание регионального компонента школьной программы по биологии, экологии, природоведению.

Собранный материал имеет определенную ценность и практическое значение, поскольку был использован учителями, как дополнительный материал, в разных классах на уроках биологии, экологии, природоведения в изучении тем, связанных с региональным компонентом. Например, в 5 классе при проведении экскурсии «Мир вокруг нас», учащиеся знакомятся с природным сообществом на примере запрудного сточного озера в окрестностях своего поселка: изучают видовой состав и взаимоотношения организмов. В 7 классе на уроке биология по теме «Водная среда обитания. Приспособленность организмов к существованию» учитель Комарова И.В. использует показатели распределения и численности водоплавающих птиц Омской области относительно природных зон, видеофильм «Обитатели запрудного сточного озера в окрестностях поселка Черемушки» и т.д.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СРАВНИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» Автор работы: ученицы 11 класса БОУ г.Омска «СОШ № 126» Нефедова Маргарита, Кравченко Александра Руководитель: учитель биологии БОУ г. Омска «СОШ № 126» Комарова И.В.

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ : Провести анализ особенностей биологии и экологии водоплавающих птиц, заселяющих запрудное сточное озеро в окрестностях поселка Черемушки Ленинского административного округа города Омска

Слайд 3

ЗАДАЧИ изучить по литературным источникам особенности биологии и экологии представителей отрядов: Ржанкообразные (Charadriidormes), Гусеобразные (Anseriformes), Журавлеообразные (Gruiformes); установить видовой состав, распределение и численность водоплавающих птиц Омской области в сравнении с обитателями запрудного сточного озера в окрестностях поселка Черемушки; изучить характер поведения и особенности кормовой активности птиц; сопоставить данные собственных исследований с данными исследований других авторов, используя данные Кадастра и результаты кольцевания птиц; внедрить полученные результаты исследования в содержание регионального компонента школьной программы по биологии, экологии, природоведению.

Слайд 4

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ отряд Ржанкообразные (Charadriiformes) отряд Гусеобразные (Anseriformes) кряква серая утка широконоска (Anas platyrhynchos) (Anas strepera) (Anas clypeata) серебристая сизая чайка озерная чайка чайка (Larus canus) (Larus ridibundus) (Larus argentatus) отряд Журавлеообразные (Gruiformes) лысуха (Fulica atra)

Слайд 5

МЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ (учетная форма) Запрудное сточное озеро, пос.Черемушки, г.Омск. Учетчики: ............................... Сводные результаты учета птиц (дата) ...................................

Слайд 6

Рис.1. Направления путей сезонных миграций водоплавающих птиц, по данным Омского областного управления охотничьего хозяйства (2007 г.)

Слайд 7

Рис.2. Карта – схема запрудного сточного озера в окрестностях пос.Черемушки Ленинского округа города Омска с местами гнездований кряквы обыкн.: 1 – в мае 2008 - 2009 гг..; 2 – в мае 2010 г.

Слайд 8

Результаты изучения кормового поведения водоплавающих птиц с помощью «Линии хронометража» Схема 1. «Линия хронометража» кормового поведения кряквы на запрудном озере в окрестностях пос. Черемушки Ленинского округа г . Омска (25 сентября 2009 г., в 10-00), (ПК – поверхностный клевок, КП – клевок с погружением) Схема 2. «Линия хронометража» кормового поведения широконоски на запрудном озере в окрестностях пос. Черемушки Ленинского округа г . Омска (27 сентября 2009 г., с 14-10), (ПК – поверхностный клевок, ПР – «перевертывание»)

Слайд 9

Рис.4. Образец картографической фиксации и хронометрирования перемещения широконоски по запрудному сточному озеру в окрестностях пос. Черемушки Ленинского округа города Омска. 26 сентября 20010 года с 14 10 -15 15

Слайд 10

Веретенник малый Веретенник большой Limosa lapponica Limosa limosa Таблица 3. Наблюдения за пролетом веретенник ов большого и малого Территория Год Первое появление Массовый пролет Ленинский округ г.Омска (окрестности пос. Черемушки) 2010 13.06 -20.06 13.06 -20.06

Слайд 11

Результативность внедрения результатов исследования С исследовательской работой по теме «Биология и экология водоплавающих птиц Омской области» учащиеся принимали участие в XXXVII региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, где стали лауреатами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Научно-исследовательская работа "Родовые названия птиц как основа образования фамилий Гусь-Хрустального района Владимирской области.

Часто ли задумываются наши ученики о том, как образованы их фамилии? А ведь это очень интересно узнать: от чего произошла та или иная фамилия. Анализируя фамилии нашего городка, мы заинтересовались те...

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...