Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Решение задач по экологии"
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему
Данная презентация включает в себя подборку заданий, которые могут быть использованы для отработки практического значения начальных экологических знаний, а также при повторении темы. Я использую на занятиях по учебнику Каменского, но задания могут применяться при любом УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistemnyy_uroven_reshenie_zadach.zip | 77.51 КБ |
Подписи к слайдам:
Акула, ласточка, волк, ясень, крот европейский, хмель, лещина, касатка, медведка, сумчатый волк, бузина, стриж, дуб, виноград.
Как можно назвать жизненные формы составленных пар живых организмов?
Ответ:
1) Пищевая
цепь:
растения
– растительноядные насекомые –
летучая мышь
2) масса, набранная каждым детенышем:
4,5 г- 1 г = 3,5 г;
вместе
: 3,5 г * 2 = 7 г
3) Подставляем цифру 7 в цепь и получаем:
растения
– 700 г, растительноядные насекомые – 70 г
Самостоятельная работа:
Вариант 1
Вариант 2
Биоценоз – это …
Биогеоценоз – это …
Экосистема – это …
Биосфера
– это …
Продуценты – это …
Редуценты
– это …
Консументы
I
порядка – это …
Консументы
II
порядка – это …
Продуктивность сообщества – это …
Экологическая сукцессия – это …
Определите
виды-средообразователи
в следующих сообществах:
А) ельник - …
Б) березняк - …
В) дубрава - …
Г) сосновый бор - …
Д) смешанный лес - …
Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?
Домашнее задание:
Параграф 6.1 прочитать
Экосистемный
уровень
Решение задач по экологии
Определите, о каком типе
сукцессионных
изменений идет речь в стихотворении «Остров» Н.
Епишаевой
.
Ответы:
Продуценты: дуб, шиповник, баобаб, капуста, кактус;
Консументы: медведь, бык, белка, скумбрия, жаба, ленточный червь;
Редуценты: подосиновик, гнилостные бактерии,
пеницилл
.
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц - орел)
Ответ: 500 кг
Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов,
консументов
и
редуцентов
:
Медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, баобаб, капуста, кактус,
пеницилл
, гнилостные бактерии.
Что произойдет, если в биоценозе вдруг исчезнут редуценты?
Объясните, почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя, в конечном счете, к смене сообществ.
Ответ:
Слонам требуется много пищи. Питаются они преимущественно веточным кормом кустарников и деревьев. Если численность слонов достаточно высока, то за короткий срок они могут уничтожить (съесть и сломать) древесно-кустарниковую растительность, превратив лесистую местность в степной ландшафт.
Экологи в шутку посчитали, что для того, чтобы прокормить в течение года мальчика весом в 45 кг достаточно четырех с половиной телят общим весом в 1035 кг, а для них – 20
млн
растений люцерны с биомассой 8,2 т. используя этот пример, постройте пирамиду чисел и пирамиду биомассы
мальчик
телята
люцерна
мальчик
телята
люцерна
Пирамида чисел
Пирамида биомассы
Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях:
А) древесина
?
дятел
Б) семена
?
гадюка
аист
В) трава
кузнечик
?
уж
?
Ответы:
Акула – касатка (скоростные пловцы)
Ласточка – стриж (скоростные летуны, птицы, питающиеся в воздухе)
Волк – сумчатый волк (хищники)
Крот европейский – медведка (роющие в земле)
Лещина – бузина (кустарники)
Хмель – виноград (лианы)
Опишите, какие изменения будут происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли назвать изменения в озере сукцессией? Изменяется ли при этом состав организмов?
Ответ:
Непроточное озеро постепенно будет зарастать. Сначала образуются торфянистые отложения, озеро мелеет, зарастает с краев и превращается в болото. Оно сменяется мокрым лугом, луг – кустарниками, а затем лесом. Этот процесс смены экосистем называется сукцессией. Состав организмов при этом естественно меняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Урок-конференция (заключительный) по данной теме.....
Презентация к уроку математики по теме «Решение задач на нахождение расстояний и углов в пространстве координатным методом»
В презентации представлены решения ключевых задач школьного курса математики на нахождение всех видов расстояний и углов в пространстве по алгоритму, что позволяет использовать ее как при изучен...
Презентация к уроку "Практикум по решению планиметрических задач по теме «Треугольники» в рамках подготовки к ЕГЭ".
В презентации рассматриваются этапы решение планимертических задач...
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Мир глазами эколога".
В презентации освещены основные экологические проблемы и предложены вопросы для беседы с учащимися. Данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности....
Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"
Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"...
Презентация к уроку по биологии"Лекарственные растения на моем окне" биология 6 класс
лекарственные растения, их роль для здоровья человека...
Конспект урока по биологии решение генетических задач
Материал к урокам биологии в 10 кл в разделе "Генетика": конспект урока и презентация...