Витамины.Открытый урок
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Шангареева Эльвира Фанировна

формировать у учащихся новые анотомофизиологические игигиенические      понятия      о      витаминах, авитоминозах,

гипперрвитаминозах.

Развивать понятия о роли витаминов в поддержании постоянства состава внутренней среды.

Развивать умение работать с таблицами и текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2.doc429.3 КБ

Предварительный просмотр:

>

>

>

Открытый урок Витамины

Цели: формировать у учащихся новые анотомофизиологические  и гигиенические понятия о витаминах, авитоминозах,

гипперрвитаминозах.

Развивать понятия о роли витаминов в поддержании постоянства состава внутренней среды.Развивать умение работать с таблицами и текстом.

Воспитательная: для патриотического воспитания показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. В целях нравственного и гигиенического воспитания на конкретных фактах,  убеждать в необходимости соблюдать гигиенические правила питания, нормы питания.

Развивающая: продолжать развивать творческое мнение, интеллектуальные способности учащихся в процессе обсуждения проблемных заданий и вопросов на размышление.

Оборудование: демонстрационный материал (муляжи овощей и фруктов; коллекции рыб, молюсков) пузырьки витаминов С, поливитаминов. Таблицы на каждый стол учащегося; таблица «Витамины».

Оформление: эпиграф урока:

«самую лучшую кровь и наибольшую бодрость доставляют такие виды пищи, как травы, овощи и разного рода хлебные зерна, также хлеб и различные блюда приготовленные из молока»

Трайон

Ход урока

  1. Приветствие
  2.  II.  Повторение пройденного материала.

1.        - Что такое обмен веществ?

Назовите все виды обмена веществ?(пластический и энергетический)

  • Что значит пластический обмен веществ?
  • Что значит энергетический обмен веществ?
  • Человек способен синтезировать органические вещества Б, Ж, У?
  • Каково значение режима питания для человека? (25% утром, 50% обед,  25% вечером)
  • Почему так говорят: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу».

2.        Выслушаем   2   учеников   по   составлению   своего   меню (с
соответствующим выводом).

На моём столе лежат муляжи,  гербарии, коллекции.

Как вы думаете глядя на всё это? как бы вы сформулировали сегодняшнюю тему урока? «Витамины».

III.  Изучение новой темы. ,1. Что такое витамины.

Витамины от латинск. «Vita» - жизнь, «Амин» - группа, содержащая N (азот) .

Витамины - это низкомолекулярные органические соединения, различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Основоположник   учения о витаминах - русский врач Н.И. Лунин.

2.        Немного истории об открытии витаминов (учитель).

В 1881 г. русский учёный Лунин (ему было 25 лет) защищает докторскую диссертацию «О значении неорганических солей для питания животных». Исследовались 2 группы мышей:

  1. давали продукты, входящие в состав молока - Б, Ж, У;
  2. кормили натуральным молоком.

Первая группа погибла через 2-3 недели; Вторая - жила долго. Вывод:    в    натуральном    молоке    есть    вещества необходимые организму.

Позже голландец X. Эйкман подтвердил измышления Лунина. Термин   «Витамины»   предложил   в   1911   г.   польский   учёный К. Фрук.

Витамины требуются организму в очень небольших количествах в г или мг в сутки, т.к. обладают высокой биологической активностью. Человек и животные не синтезируют витамины или почти не синтезируют (никотиновая к-та) и поэтому мы их должны получать с пищей. И основные источники - это растения.

3.        Примеры из истории мореплавателей (учащиеся).

а)        В кругосветном плавании Магеллана (1519-1522) не трёх кораблях значительная часть экипажа судов умерла от цинги, особенно во время длительного перехода через Тихий океан (19 человак).

«В продолжении трёх месяцев и 2 0 дней мы были совершенно лишены пищи. Мы питались сухарями, но это была сухая пыль смешанная с червями. Мы пили желтую воду, которая уже гнила много дней. Крысы продавались за полдуката за штуку...» (из корабельного журнала)

б)        Витус Беринг - организатор Великой Северной экспедиции к
побережью Камчатки 1733-1743 гг., погиб вместе со многими членами экипажа корабля «Святой Пётр» (более 20 человек) от повальной цинги и был похоронен на Командорских островах близ
Камчатки в 1741. Как писал историк экспедиции: «Он умер и от
голода, жары, неудобств, печали и скорби»

в)От жестокой цинги и истощения погиб русский исследователь Арктики старший лейтенант Георгий Седов в 1914 г.. Купцы - машенники снабдили экспедицию испорченными несвежими продуктами. Все члены его экспедиции страдали от цинги, и она
свела в могилу некоторых людей.

4.Разнообразие витаминов (рассказ) учителя

Витамин

В    С РР

Структура витаминов долго была не изучена, поэтому их стали обозначать латинскими буквами: А, В, С, D, Е... Витамины не являются материалом для биосинтеза белков или источником Е (энергии), однако они участвуют в обмене веществ. Недостаток в организме «В» - витаминов называется авитаминозом. Перенасыщение организма витаминами называется гиппервитаминоз. И то и другое плохо сказывается на организм человека.

Так,   например,   суточная  потребность   витамина А должна быть 0,4-0,7 мг у взрослого человека,  а у детей - 1,0мг. В12 -  суточная  норма у взрослого  человека  2-3  мкг,   детей -0,5-2 мкг.

  1. Сообщение о авитаминозах и о гиппервитаминозах (учащиеся)
  2. Работа с таблицами.

Посмотрим таблицу, где внесены все изменения нормы витаминов в организме человека  (по рядам:

  1. ряд - витамин D, С
  2. ряд - витамин А, РР
  3. ряд - витамин В,  В6,
  4. ряд - витамин Е, К) Беседа по разделам с использованием таблицы.

Итак, какой можно сделаьть вывод по этой теме урока?

Вывод: Витамины - это важная составляющая часть питания человека. В связи с этим люди должны включать в свой рацион питания как можно больше овощей, фруктов, зелени, злаков и пищи животного происхождения богатой витаминами.

IV. Закрепление.

Записать в тетрадь данные по витаминам только те, с которыми работал ряд.

Как следует готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов? (чит. Стр 123 обзац «Сохранение витаминов в пище»).

V.  Д/з читать §38. ответить на вопросы:

-Какова связь м/у энергетическими затратами людей и их различными профессиями?

«-Почему жители севера употребляют жирную пищу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...