Главные вкладки

    Урок биологии в 7-м классе . Тема: "Общая характеристика класса Земноводные"
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Титова Ирина Васильевна

    Урок изучения нового материала.Цель урока: ознакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;показать значение земноводных в природе.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Класс Земноводные или Амфибии
    Урок биологии 7 классТитова И.В. ГБОУ СОШНО №265
    1. Скачет зверушка,Не рот, а ловушка.Попадут в ловушкуИ комар, и мушка.
    3. Не зверь, не птица,Всего боится.Половит мух -И в воду - плюх!
     2. Подрастала -Хвост растила,Платье тёмное носила.Подросла -Зеленой стала,Хвост на весла поменяла.
    Классификация Земноводных
    ЦАРСТВО- ЖИВОТНЫЕТИП- ХОРДОВЫЕКЛАСС- ЗЕМНОВОДНЫЕОТРЯДЫ: ХВОСТАТЫЕ БЕЗНОГИЕ БЕСХВОСТЫЕ


    Предварительный просмотр:

     Урок биологии в 7-м классе .

     Тема: "Общая характеристика класса Земноводные"

     Цели:

    Расширение представлений о роли животных в природе.

    Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

    Воспитание экологического отношения к природе.

    Задачи:

    помочь в составлении характеристики класса Земноводные;

    познакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;

    показать значение земноводных в природе;

     продолжить формирование общеучебных умений и навыков;

    воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умения работать в группах, коллективе;

    осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.

    Оборудование:

    учебник В.Б.Захарова,  Н.И.Сонина 7 класс

    таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб, скелет лягушки.

     Презентация.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    2. Вызов информации (актуализация). (СЛАЙД1) 

    Отгадайте загадки: 

    1. Скачет зверушка,
      Не рот, а ловушка.
      Попадут в ловушку
      И комар, и мушка.
    2.  Подрастала -
      Хвост растила,
      Платье тёмное носила.
      Подросла -
      Зеленой стала,
      Хвост на весла поменяла.
    3.  Не зверь, не птица,
      Всего боится.
      Половит мух -
      И в воду - плюх!

     

    Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных - земноводных,

    Осмысление (изучение нового материала)

    Учащиеся работают в   группах.(по 2-3 человека)

    Каждая группа получает карточки. Каждая карточка содержит законченную информацию.   После работы в  группах учащиеся обмениваются карточками

    Карточка № 1.  «Общая характеристика класса Земноводные».

    Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов». 7 класс стр.186, класс Земноводные, или Амфибии.

    1. Выпишите общую характеристику класса земноводные.

    Общая характеристика земноводных:

    2. Заполните схему классификации амфибий.

    Приведите примеры амфибий.

    ТИП:

    ПОДТИП:

    КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ6

    1.ОТРЯД (пример)

    2. ОТРЯД (пример)

    3. ОТРЯД (пример) 

     

     Карточка № 2. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

    Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов». 7 класс стр.186, класс Земноводные, или Амфибии. Внимательно рассмотрите рисунки учебника.

    1.     Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.

    2.     Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

    3.     Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

    4.     Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?

    5.     Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни. 

     

     Карточка № 3 «Происхождение земноводных». 

    Внимательно прочтите текст и проанализируйте его. Ответьте на вопросы.

    Когда на Земле появились первые земноводные?

     

    Земноводные возникли в нижнем или среднем девоне, т. е. не меньше 300 млн. лет назад. Предками их были рыбы, обладающие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности. Таким требованиям удовлетворяют древние кистеперые рыбы. Они обладают легкими, а в скелете их парных плавников отчетливо обнаруживаются элементы, гомологичные частям скелета наземной пятипалой конечности. На то, что предками земноводных были действительно древние кистеперые рыбы, указывает также поразительное сходство покровных костей их черепа с костями черепа палеозойских земноводных.  Так же как у земноводных, у кистеперых встречались как верхние, так и нижние ребра. Напротив, двоякодышащие рыбы, также обладающие легкими, по целому ряду признаков значительно отличаются от земноводных. Таким образом, особенности дыхания и передвижения, обеспечивающие возможность выхода на сушу, предки земноводных приобрели, будучи еще настоящими водными позвоночными. Причиной возникновения этих приспособлений, видимо, был особый режим пресных водоемов, в которых жили некоторые кистеперые рыбы, периодическое пересыхание их или бедность кислородом.  

    Карточка №4.

    Тема: «Строение  скелета земноводных».

    Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр.188.

    1. Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.

    2. Информацию занесите в таблицу «Строение скелета лягушки»

     

    Отделы скелета

    Название костей

    Значение отдела скелета

     

     

     

     

    Карточка  №5.

    Тема: «Внутреннее строение земноводных»

    1. Прочитайте по учебнику Захарова В. Б. и Сонина Н. И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр. 188.

     Заполните таблицу:

     Внутреннее строение земноводных.

    Системы органов земноводных

    Органы

    Функции

    Рефлексия.  

    Закрепление.

    Задание 1.  Установите последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции.

    A)членистоногие

    Б) хордовые

    B)простейшие

    Г) кольчатые черви

    Д) кишечнополостные

     Задание 2.

     Выберите особенности строения, относящиеся только к земноводным (в отличие от рыб).

    1)Органы дыхания представлены легкими и кожей.

    2)Есть внутреннее и среднее ухо.

    3)Есть сердце и кровеносные сосуды.

    4)Головной мозг разделен на пять отделов.

    5)Сердце трехкамерное.

    6)Один круг кровообращения.

     

     Задание 3. Выстройте путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности:

    А) глотка                                       Г) клоака

    Б) желудок                                     Д) тонкая кишка

    В) толстая кишка                           Е) пищевод

     

     Домашнее задание:

     Читать учебник стр. 186-188.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель урока химии в 9 кл по теме "Общая характеристика элементов 1 группы главной подгруппы, презентация к уроку

    Цели урока:Образовательная: Сформировать знания об элементах 1 группы, главной подгруппы.Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины м...

    Тест по биологии для 8 кл по теме «Общий обзор организма человека»

    Тест предназначен для проверки знаний учащихся по биологии. Человек....

    Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.

    На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....

    Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

    Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...

    Реферат на тему "Общая психологическая характеристика деятельности музыканта-исполнителя".

    Данный реферет содержит информацию о факторах, влияющих на эффективность деятельности музыканта-исполнителя, компонентах профессионального мастерства музыканта-исполнителя....