МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КАК ВЫПОЛНИТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО БИОЛОГИИ»
учебно-методическое пособие (биология, 5 класс) по теме

Ходоровская Анна Михайловна

Пособие предназначено для учащихся, при изучении курса  биологии,

проведения исследовательской работы во внеурочное время, при выполнении  творческих заданий по биологии и экологии.

Пособие апробировано и используется на занятиях биологии и экологического кружка МКОУ "Нарышкинская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_tvorcheskim1.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«КАК ВЫПОЛНИТЬ  ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО БИОЛОГИИ»  

ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-11 КЛАССОВ В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛЕТНИХ  ЗАДАНИЙ.

Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.
Д.Ж. Герберт поэт XVII века.

Составитель: А.М.Ходоровская, учитель химии и биологии,

 руководитель экологического кружка МКОУ "Нарышкинская СОШ"

 

При составлении пособия использована литература:

  1. Пасечник, В.В. Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения. Учеб. Для общеобразоват. Учеб.заведений. –М.: Дрофа. 2000.
  2.  Шестернинов,  Е.Е. Научно-исследовательская работа школьников Методические рекомендации.
  3. Интернет: sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru

researcher.rumethodics/method/SNIP/a_1y97mr.html

edu.murmansk.ruУчителю…_deyat/metodi_rec.htm

Пособие предназначено для учащихся, при изучении курса  биологии,

проведения исследовательской работы во внеурочное время, при выполнении  творческих заданий по биологии и экологии.

Пособие апробировано и используется на занятиях биологии и экологического кружка МКОУ "Нарышкинская СОШ"

2012ГОД.

      Шаблонность, негибкость ума затрудняет процесс накопления учащимися опыта творческой деятельности. В то же время известно, что интеллектуальное развитие человека осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. (Махмутов М.М. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.)

          Биология – это особая наука, помогающая познать самого себя, окружающую жизнь, сформировать гибкость мышления, а полученная при этом творческая активность понадобится выпускникам во взрослой жизни, при решении многих задач и проблем. Нас окружают столько много интересных объектов, загадок природы,– целой жизни не хватит познать всего.   Для решения поставленной проблемы существует много направлений, форм, методов.  

          Выполнение любой учебно-исследовательской работы требует  творческого решения новой для себя проблемы, для этого ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения  в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии  с содержанием проблемы.  Происходит взаимосвязь  и взаимозависимость разных компонентов содержания биологического образования.

НАШ АДРЕС:

    МКОУ « НАРЫШКИНСКАЯ СОШ», ТЕПЛО- ОГАРЕВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
АДРЕС: 301921 ПОСЕЛОК МЕХАНИЗАТОРОВ,
УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ, ДОМ 3, КАБИНЕТ ХИМИИ И БИОЛОГИИ.

ТЕЛЕФОН:8(48755)42195

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Дорогой друг!

Закончился ещё один учебный год. Вы изучали биологию, рассматривали различные объекты живой природы по учебнику, картинкам,  видеосюжетам, гербариям, коллекциям и т. д. Лето – это удивительное время, когда вы будете  много времени проводить на воздухе, на природе. Вы много знаний получили из учебника, и теперь есть возможность применить их на практике, провести наблюдения за животными, растениями,  сделать рисунки, фотографии, изготовить гербарии растений…  Это пособие поможет не потеряться  в этом большом и удивительном мире познания!

Глава 1. Как определиться с выбором задания.

1. Необходимо понять, чем вы хотите заняться.

 

Глава 2. НАБЛЮДЕНИЕ  — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем..

Для учащихся 6-7 классов.

  1. Прежде чем перейти к данному методу, необходимо выбрать объект наблюдения, критерии, параметры наблюдения и цель данного процесса.
  • Объектом может быть: одно из растительных сообществ.   Можно изучить его видовой состав и  составить список растений в разных ярусах.
  • Изучить особенности строения растений, относящихся к различным экологическим группам. Описать 2-3    растения, относящихся к разным экологическим группам.
  • Изучить видовой состав  деревьев, кустарников, цветочно-декоративных растений. Установить, в какой период (цветения, плодоношения…) каждый вид наиболее декоративен.
  • Вести записи изменения погоды (фиксировать температуру, осадки, направление ветра и т.д.).
  • Пронаблюдать, как ведут животные, растения   перед дождём, в ясную погоду и т.д.
  • Выбрать в качестве объекта какое-либо животное (любую птицу, домашнее животное, насекомое и т. д.), вести наблюдение за изменение активности в течение дня, за тем как строит гнездо птица, выкармливает птенцов,   сколько дней птица высиживает яйца, как часто приносит корм для птенцов, когда  птенцы вылетят из гнезда и т. д.
  1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.
  2. Результаты наблюдения необходимо оформить в виде таблицы.
  3.  По окончании  сделать отчёт.
  • Фото-отчёт (фоторепортаж, фотоальбом).
  • В виде рисунков.
  • Используя фотографии, рисунки, оформить презентацию, видео-презентацию.

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Для учащихся 6-8 классов.

6 класс.

  1. Примите участие в изготовлении наглядных пособий. Используя растения родного края, изготовьте тематические коллекции гербария:
  •  «Листья простые и сложные».
  • «Жилкование листьев».
  • «Повреждённые листья».
  • «Фазы развития пшеницы».
  • «Лекарственные растения».
  • «Кустарники родного края».
  • «Деревья родного края».
  • «Сорные растения огорода».
  • «Декоративные растения».
  • «Коллекция семян овощных растений».
  • «Коллекция семян декоративных растений»

7 класс.

  1.  Сделайте коллекции насекомых-вредителей (с краткой информацией о  данном виде).
  •  Насекомых –  вредителей огорода.
  • Насекомых –  вредителей леса.
  • Насекомых –  вредителей поля.

6-8 классы.

  • Изготовьте поделки из природного материала.
  • Изготовьте макет любого природного объекта.

     9-11 классы.

  • Можно изготовить  макет  природного сообщества,  биологического процесса.

Глава 4.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Для учащихся 8-11 классов.

  • Сочинение.
  • Реферат.
  • Отчёт о походе.
  • Исследовательская работа.
  • Комплексная работа.

          СОЧИНЕНИЕ.

  1. Составьте рассказ, напишите сочинение, сказку:
  • о природных явлениях;
  • о любимом животном или растении;
  • о времени года;
  • о планете Земля;
  • о любом природном объекте.
  1. Расскажите, почему вы написали на эту тему.
  2. Сделайте иллюстрации к своему сочинению.

   РЕФЕРАТ.

1. Определите тему реферата (литературный обзор).

    Прежде, чем приступить  к написанию реферата, необходимо прочитать  статьи на выбранную тему, сделать обзор взглядов различных людей, учёных на поставленную проблему. В заключении обязательно  нужно показать своё отношение к проблеме.  В конце реферата указать использованные источники (литературу, Интернет-ресурсы).

    Подготовка хорошего литературного обзора по любой теме — задача очень сложная. Хороший реферат — тоже научная работа. Но если он составлен как простой информационный обзор по теме и не присутствуют анализ и обработка представленного материала, то –   это творческая работа.

            ОТЧЁТ О ПОХОДЕ.

  1. Если вы совершили интересную экскурсию, были в походе, то можно сделать отчёт.
  2. Для этого необходимо указать маршрут.
  3.  Время  проведения экскурсии.
  4. Цель экскурсии.
  5. Во время похода, экскурсии вести наблюдения, дневник, делать зарисовки, фотографии.
  6. Оформить отчёт можно в виде презентации, фильма, фоторепортажа и т. д.

Глава5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. 

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал ни кто» –   А. Сент-Дьердьи.

«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше чем, те которые пришли в голову другим»                                                   Луи Паскаль.

«Смысл нельзя дать, его нужно найти» -   В. Франкл.

Как подготовить научное  исследование?

  1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
  2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
  3. Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации (информации) и уточнение темы.
  4. Формулирование гипотезы.
  5. Формулирование цели и задач исследования.

1.  Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект -  это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.  Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая   позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

 Например, объектом исследования может быть:

  • любое растение: сорное – одуванчик, осот; культурное: картофель, кабачки, пшеница, астра;
  • животное: попугаи, кролики, ласточки, муравьи, кошки.

 Предмет исследования, например,  для растений:

  • содержание витаминов, минеральных солей, условия произрастания,  использование человеком и т.д.

Для животных:

  • поведение, размножение, питание, образ жизни, использование человеком, болезни и т. д.

Для человека:

  • исследование памяти, внимания, процессов мышления и т.д.

2.  Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект». Например, «Знакомьтесь – одуванчик лекарственный», «Жизнь волнистых попугайчиков в неволе». В темах озвучен объект исследования: одуванчик, волнистые попугайчики,   и звучит проблема: одуванчик какой? – лекарственный; жизнь попугайчиков где? – в неволе.

В теме отражается проблема в ее характерных чертах.

Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.

Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

3.   Аналитических обзор достижений той или иной  научной области под авторством компетентных специалистов.

Этот принцип подразумевает следование теме, логике уже проведенных  исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.

Проведение поиска нужной информации.

  • Составление предварительного списка изданий.
  •  Непосредственная работа с интернет источниками.

 Определив тему и проблему своей работы, исследователю следует овладеть  понятиями необходимыми для работы с данным объектом.

  • 1. Возможно, описать  основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким   образом, понятийную систему будущего исследования.
  •  Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его  возможных значений и применения.
  •  Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

4.  Выдвинуть  гипотезу.

 «Наука,  обычно развивается путем выдвижения двух крайних гипотез, борьба между которыми неизменно приводит ее на новую ступень» [4, с. 185]. 4.     Менделеев Д. И. Собр. соч. Т. XX. М.: Изд-во АН СССР, 1950.

 Гипотеза определяется как научно обоснованное  предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.  В гипотезу  включают понятия и категории, являющиеся неоднозначными.  Она должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать  широкому кругу явлений. Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме и проверяемость.

5.  Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

 Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах.  Цель соответствует теме исследования.  Можно поставить целью: выявить…установить… обосновать…   уточнить…разработать.

Задачи исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

   Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением природы, структуры изучаемого объекта (она связана с анализом взглядов на предмет исследования).

 Вторая задача – с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития.

 Третья задача – со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая задача – с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Общенаучные методы:

  • Наблюдение,                 эксперимент,
  • анализ,                          синтез,
  • индукция,                       дедукция,
  • моделирование и др.

Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл». Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.  

Математические методы: Расчёты, построение графиков, диаграмм, таблиц соответствия и т.д.

6.  Сбор научных фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил:

  • Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.
  • Всякое исследование должно, по возможности, документироваться вещественными образцами. Таковыми являются: гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности и др. В последнее время, с развитием фото- и видеотехники, доказательством может являться и фото- или видеоизображение.
  • Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т. е. при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в обязательном повторе. Если результаты отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.
  • Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
  • Если работа основана на выявлении видового состава обитающих в водоёме беспозвоночных, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.

Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т. п. и какие использовать способы обработки первичных данных.

Основной метод получения научных выводов — сравнение наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведённых в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, называется контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторов должно быть. Между опытом и наблюдениями в природе нет чёткого рубежа. Исследователь должен всегда искать ответы на интересующие его вопросы во множестве опытов, стихийно возникших в природе или проводимых в лабораторных условиях.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т. п.) и изложении результатов работы необходимо как можно более полно сравнить результаты опытов, учётов или наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики — только материал для описаний и размышлений. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Глава 6. Рекомендуемый порядок изложения материала:

1. Титульный лист.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нарышкинская СОШ»


Творческая работа по биологии.

(реферат, учебно-исследовательская работа,

отчёт о походе и т.д.)

Тема:




                                           Выполнил(а): Фамилия имя учащегося, класс

                                Учитель: (консультант или руководитель) ФИО







П.Механизаторов, год.

2.  Оглавление (план работы).

3. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы.  

4. Введение. Во Введении обосновывается необходимость проведения данной работы. Здесь полезно кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для изучения, и объяснить актуальность выбранной темы.  

 5. Дата и место проведения. Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта; при необходимости — название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т. д.; и указать сроки проведения исследований.

6. Цель работы и её задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить.

Задачи расширяют цель. Задачи могут начинаться со слов «Установить», «Выявить», «Выяснить», «Изучить».

7. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было; какие измерения проводились и т. п.; какие способы обработки первичных данных использовались. Всё должно быть подробно описано.  

8. Описание работы (или Результаты и их обсуждение). Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение.  

Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики — только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и чёткие названия. При проведении анализа данных, включённых в таблицу, необходимо сделать ссылку в тексте работы на обсуждаемую таблицу (график и т. п.). Обычно принято ссылаться следующим образом: «Как видно из данных (именно из данных, а не из таблицы), представленных в табл. 1 …».

Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

9. Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т. е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава «Описание работы». Выводы должны быть именно выводами. Например, «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…»

Необходимо помнить, что отрицательный результат — тоже результат, и он должен быть обнародован.

Если в работе нельзя чётко сформулировать выводы, то рекомендуется выделить главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты.

10. Благодарности. Здесь уместно поблагодарить всех, кто помогал в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и в написании отчёта. (Благодарности можно также поместить в конце главы Введение).

11. Использованная литература. Здесь необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.

Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), название, город, издательство, год издания, количество станиц.

При использовании источников на иностранных языках их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.

12. Приложения. Часто собранный в результате проведённых исследований материал бывает очень объёмным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков, рисунков и т. п. Нет смысла помещать их все в текст работы. Они будут лучше смотреться вынесенными в Приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учётов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте.                                                                                                                                                                                                                                    

УДАЧИ, ДОРОГОЙ ДРУГ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"

Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...

Методическое пособие по выполнению заданий раздела «Грамматика и лексика» при подготовке к ЕГЭ. Условные предложения.

Данная разработка поможет учащимся  проще справиться с заданиями раздела «Лексика и грамматика»  в ЕГЭ по английскому языку, а именно с заданиями № 19-25. Для учителей данная разработка може...

Методическое пособие "Построение кусочно заданных функций"

Понятие о кусочных функциях, построение графика кусочной функции....

Методическое пособие и контрольные задания по предмету «Обществознание» для 10-11 классов общеобразовательной школы.

Настоящие методическое пособие и контрольные задания составлены на основе примерной программы учебного предмета «Обществознание» для 10-11 классов общеобразовательной школы.Методические указания соста...

Методическое пособие «Профессионально ориентированные задания по русскому языку»

В пособии предлагаются профессионально направленные задания по всем разделам русского языка: орфоэпии, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису, стилистике, орфографии и пунктуации. Эти задан...