Урок биологии в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Самойлова Ольга Васильевна

При проведении урока применяется групповая форма работы, в течение урока обучающиеся создают мини-проекты, которые в последствии защищают. Выполняется практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_pishchevarenie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Урок биологии в 8 классе

Тема «Пищеварение в ротовой полости»

Учитель Самойлова Ольга Васильевна,

первая квалификационная категория

С.Журавлевка

Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: портрет И.П. Павлова, таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Зуб», «Формула зубов»; накрахмаленный бинт, блюдце со слабым раствором йода, палочки с ватой, зеркала, скелет человека.

Эпиграф (написан на доске): «Сто болезней входит через рот». (Китайская пословица.)

Мотивация (учитель читает пример вслух).

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)

Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)

Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)

Функции пищеварительной системы:

1. … (Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.)

2. … (Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.)

3. … (Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.)

Работа в группах

Для того, чтобы повторить изученное вами на прошлом уроке, прочитанное дома, я предлагаю поработать в группах: 1. «Анатомы», 2. «Зубастики», 3. «Слюнявчики» (распределение по группам спонтанное: по выбору жетона с буквой «А», «З», «С»). Капитаны получите карточку с заданием

1 группа Задание «Анатомам»

1. Изучите текст учебника на стр. 125-128

2. Подготовьте рассказ о строении пищеварительной системы по схеме.

3. Проведите с учащимися класса практическую работу по определению местоположения слюнных желез

4. Используя дополнительный материал, расскажите о строении ротовой полости

2 группа Задание «Зубастикам»

1. Изучите текст учебника на стр.129-130

2. Подготовьте рассказ о строении и функциях зубов человека.

3. Выясните средние сроки прорезывания зубов.

4. Запишите зубную формулу взрослого человека.

3 группа Задание «Слюнявчики»

1. Изучите текст учебника на стр. 131-132

2. Подготовьте рассказ о физико-химических свойствах слюны

3. Подготовьте рассказ о механизме регуляции слюноотделения

Отчет 1 группы

Пищеварительная система

                 Пищеварительный канал                Пищеварительные железы

Ротовая полость                                  Печень

Глотка                                                  Поджелудочная железа

Пищевод                                              Слюнные железы

Желудок                                               Желудочные железы

Кишечник (тонкий, толстый)             Кишечные железы

Пищеварительный канал состоит из: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника. Полость рта делится на два отдела:

1) преддверие рта – щелевидное пространство между щеками и зубами, губы;

2) собственно рот – от зубов до глотки: в верхней части – твердое небо, сзади – мягкое небо, внизу – язык. Вся полость выстлана слизистым эпителием. Между дужками неба находятся миндалины, на верхней и нижней челюстях расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трех пар слюнных желез. Здесь происходит механическая обработка пищи. В ротовой полости пища смачивается слюной, попадающей в ротовую полость через протоки слюнных желез. Их у человека три пары: околоушные, подъязычные и подчелюстные. Кроме этих крупных желез в слизистой оболочке ротовой полости имеются многочисленные мелкие железы, не имеющие специальных протоков. Смоченная слюной пища легче проглатывается.

Практическая работа «Определение местоположения слюнных желез»

  1. Сожмите пальцами щеки впереди ушей. Чувствуете, как слюна заполняет рот. Это работа околоушной железы.
  2. Слегка сожмите кожу под нижней челюстью. Что вы чувствуете? Это работа поднижнечелюстной слюнной железы.
  3. Захватите язык верхними зубами и резко отогните его вверх и назад, приоткрыв при этом рот. Из-под языка брызгает фонтанчик слюны. Это работает подъязычная железа, которая находится глубоко под языком, а выход протока этой железы находится под уздечкой языка.

Зубами, расположенными в ротовой полости мы откусываем кусочки пищи, пережевываем их, измельчаем, языком – переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи.

Отчет 2 группы

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.

Сколько у человека зубов? У новорожденного младенца вообще нет зубов. Очень редко дети рождаются с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам – 20 зубов. Это молочные зубы. Болезни (особенно рахит) задерживают прорезывание зубов. После 6 лет начинается смена зубов.

У взрослого человека 32 зуба:

Резцы, их 4, имеют долотообразную коронку и одиночный корень.

Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный.

Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка, корень одиночный.

Больших коренных зубов на каждой челюсти 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезается в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние – два.

Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный.

Расположение зубов можно записать следующим образом:

Резцами и клыками мы откусываем кусочки пищи, коренными зубами пережевываем их, измельчаем, языком – переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи.

Зубы у человека меняются только один раз, поэтому надо стремиться сохранить их на всю жизнь. Для этого надо есть поменьше сладостей и побольше творога, овощей, фруктов, пить натуральные соки – поставщики витаминов и кальция, необходимого зубам. Ежедневно утром и вечером надо тщательно чистить зубы. И, конечно, регулярно (один раз в полгода) посещать врача-стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения.

Отчет 3 группы

В ротовой полости пища смачивается слюной, попадающей в ротовую полость через протоки слюнных желез.

Что из себя представляет слюна? Это прозрачная бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию. Состав слюны следующий:

Слюна

              Вода и минеральные соли             Органические вещества

                                                                       Лизоцим – обеззараживает

                                                                       Муцин – склеивает

                                                                         Ферменты:

                                                                   Амилаза (крахмал – солодовый сахар)

                                                                   Мальтаза (солодовый сахар – глюкоза)

Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы.
Посмотрим, на что действуют другие ферменты слюны. С этой целью проведем эксперимент.
Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал». Возьмем палочку с ваткой, смочим ее слюной и напишем любую букву на накрахмаленном бинте. Бинт зажмем между ладонями (чтобы сохранить тепло) и через 1–2 мин опустим в блюдце с йодной водой. На синем фоне видим белую букву. Почему буква белая?
Крахмал синеет под действием йода, значит – он исчез на участке, смоченном слюной. Под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны – амилаза (птиалин) и мальтаза – в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы. Точнее, амилаза расщепляет крахмал, декстрин и гликоген до мальтозы и глюкозы, а мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы.
Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. При попадании в ротовую полость различные вещества вызывают выделение различных количеств слюны.
Слюна, выделяемая подъязычной и подчелюстной железами мутная, вязкая, содержит ферменты, слизь. Слюна околоушной железы прозрачная, невязкая, бедна ферментами, в ней нет слизи. Из околоушной железы выделяется в 2 раза меньше слюны, чем из других желез. Всего же у человека выделяется около 1,2–2 л слюны в сутки. Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.


Учитель: Итак, сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости».

(Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)

Что и как контролирует отделение слюны? Один ученик берет в рот кончик ручки, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Почему это происходит. Это безусловный рефлекс.

А вот другой пример. Я сейчас буду говорить, как хорошо пахнет жареная картошка. А на перемене я пойду пить чай с лимоном. У всех во рту сразу скопилась слюна. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Авокадо – очень сочный и сладкий плод. Слюна не выделилась. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет.
Итак, слюна выделяется рефлекторно.

Схема 3. Дуга слюноотделительного рефлекса (А) и схема рефлекторной дуги (Б)

«Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть», – говорил Иван Петрович Павлов при каждом удачном опыте. За цикл работ по физиологии пищеварения И.П. Павлову в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.

Вывод: В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи. Глотание. Пережеванная, смоченная слюной и ставшая более скользкой пища превращается в комок. Благодаря движениям языка и щек пищевой комок попадает на спинку языка. Раздражение рецепторов корня языка сопровождается поднятием мягкого неба, которое ограничивает сзади ротовую полость. Благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает в носовую полость, а сокращениями языка проталкивается дальше в глотку. В момент проталкивания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Поэтому пища не попадает в дыхательные пути, а в результате сокращения мышц глотки продвигается в пищевод. Глотание является сложным рефлекторным актом. Обязательное условие при этом – раздражение рецепторов корня языка. От них нервные импульсы передаются в продолговатый мозг, где располагается центр глотания. Отсюда выходят нервные волокна, оканчивающиеся в глотательных мышцах. Центр глотания находится во взаимодействии с центром дыхания и центром сердечной деятельности. Вот почему во время каждого глотательного движения задерживается дыхание и учащаются сердечные сокращения. Из глотки пищевой комок попадает в пищевод. В это время открывается вход в желудок. (Учащиеся записывают в тетради) Глотание – это переход пищи из ротовой полости в глотку, а затем в пищевод. При глотании гортань закрывается надгортанником, а мягкое небо закрывает вход в носовую полость.

Просмотр сюжета с диска «Пищеварение в ротовой полости» (9,10)

                                                «Пищеварение в желудке»

Запись в тетради:

Желудок – трехслойный мешок: наружный слой – брюшина, средний слой – гладкая мышечная ткань, внутренний – железы, выделяющие желудочный сок.

Желудочные железы

Главные                                      Обкладочные                 Добавочные

выделяют ферменты:                соляная кислота             слизь (предохраняет

пепсин (белки – пептиды)        (обеззараживает             стенки желудка от

липаза (жиры молока)              пищу, активизирует        повреждений)

                                                     ферменты)

Два процесса в желудке:

  1. Перемешивание пищевого комка с желудочным соком
  2. Переваривание пищи

Учитель: После работы желудочных желез, расщепления пищи на более мелкие вещества с помощью слюны, всасывания в кровь, частично переваренная пища (химус) порциями выталкивается в кишечник.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§30, 31, 32, творческое задание:

1.Подготовьте рассказ об уходе за зубами.

2. Подготовьте рассказ о заболеваниях зубов.

3. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ о строении и функциях: печени, поджелудочной железы, желудка. Меры профилактики заболеваний этих органов.

А      А      А       А       А

З       З       З         З       З

С       С        С       С      С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"

Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....

Тема урока "Пищеарительная система. Пищеварение в ротовой полости".

Цель урока: создать условия для восприятия материала об органах ротовой полости, как о части пищеварительного тракта, способствующие пищеварению; повторить и закрепить знания, полученные по теме «Пище...

урок по биологии тема: Пищеварение в ротовой полости.

Цель: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости; развить умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформ...

Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".

Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы....

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...