Разработка урока на тему "Организм и окружающая среда" 11 класс
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

Пайко Галина Александровна

Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 10 -11 биологические классы, изучающие раздел "Развитие организма" или разлел "Экология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon organizm_i_okruzhayushchaya_sreda.zip2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Организм и окружающая среда

Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1»

Место урока:  данный бинарный урок (90 минут) рассчитан на профильные 10-11 биологические классы или группы, изучающие раздел «Экология» или «Развитие ораганизма».

Цели:

  • Обучающие: 
  • закрепить знания учащихся об отрицательном воздействии на организм алкоголя, никотина и наркотиков;
  • сформировать представление о влиянии окружающей среды на развитие и здоровье организма;
  • расширить  представления о здоровом образе жизни..
  • Воспитательные: 
  • продолжить формирование  у учащихся отрицательного отношения к вредным привычкам;
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
  • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие: 
  • развивать творческое мышление и познавательный интерес к проблеме влияния  алкоголя, никотина и наркотиков на организм и необходимости бережного отношения к своему здоровью.
  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
  • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование:  компьютерный класс, видеопроектор, презентации, созданные учащимися, таблицы «Влияние алкоголя на системы органов человека», «Влияние никотина на системы органов человека», научно-популярная литература и вырезки из периодической печати о влиянии алкоголя, никотина и наркотиков на организм и его здоровье.

Тип урока:  урок (90 мин.) с использованием ресурсов Интренет-сети.

I. Актуализация:

Афоримз:   КАК ЯБЛОКО НА БЛЮДЕ ЖИЗНЬ У НАС ОДНА, НЕ ТОРОПИТЕСЬ ЛЮДИ ВСЕ ВЫЧЕРПАТЬ ДО ДНА.

Организм не может жить вне среды обитания. Столь же невозможно и развитие организма вне окружающей среды, вне факторов, на него воздействующих. Хорошо известно, что куриное яйцо может развиваться только при определенной температуре: если температура окружающей среды будет ниже оптимальной, то процесс остановится. Не менее важны такие характеристики, как ионный состав воды для водных организмов. Всем видам небезразличны концентрация кислорода, содержание диоксида углерода и т. д. В отношении всех необходимых условий можно говорить о минимуме, максимуме и оптимуме, значения которых для эмбрионов разных видов далеко не одинаковы.

В развитии зародыша существуют критические периоды, когда эмбрион более чувствителен к действию агентов, в том числе повреждающих факторов. Таким образом, организм развивается в условиях, характерных для особей данного вида, и вне этих условий развитие может нарушаться или останавливаться. Например, птицы и млекопитающие для нормального развития нуждаются в витамине D. Этот витамин образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей Солнца или же должен поступать в организм с пищей. Недостаток витамина служит причиной нарушения окостенения скелета и отставания в развитии (см. учебник рис. 7.5.1). Большую роль в регуляции процессов жизнедеятельности играют железы внутренней секреции. Например, недостаток гормона щитовидной железы влечет за собой замедление роста, недоразвитие других органов эндокринной системы (см. учебник рис. 7.5.2). Питание продуктами, не содержащими незаменимых аминокислот, то есть тех, которые не синтезируются в организме млекопитающих и человека, также приводит к задержке роста (см. учебник рис. 7.5.3). Многочисленные отклонения в ходе нормального развития наблюдаются у эмбрионов, подвергнутых действию избыточной концентрации солей, ионизирующему облучению и т. д.

Зародыш млекопитающих, в том числе и человека, очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. На развитие зародыша влияют вещества, которые он получает с кровью матери.

Почему еще в  Древнем Риме и Спарте запрещалось пить вино до тридцатилетнего возраста, а в допетровской Руси и ряде других стран существовал обычай - на свадьбе жених и невеста не пили ни капли спиртного?

Каково воздействие  употребления алкоголя и курения на  юношеский и молодой организм?

Почему в России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног, а торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города?

Почему наркоманию называют чумой XXI века?

Вот на эти вопросы мы и должны ответить в ходе этого урока.

Изучение нового материала:

II. Задание учащимся:  (учащиеся работают в парах)

  1. Выберите тему своего проекта:
  1. Влияние алкоголя на молодой организм и будущее потомство.
  2. Курение и развивающийся организм. Курение и потомство.
  3. Наркотики и здоровье человека.
  4. Влияние лекарственных веществ на развивающийся зародыш человека.
  5. Комбинированный вариант темы.
  1. Используя Интернет-ресурсы, соберите необходимый материал для проекта.
  2. Собранный материал, сохраните в вашей папке на рабочем столе.
  3. Создайте презентацию по выбранной проблеме  8 – 10 слайда или в программе Publisher,  создайте быструю публикацию по выбранной теме (минимальное количество страниц – 4).

Рекомендуемые адреса в Интернете:

1. http://nezdorovo.info/    Употребление алкоголя, вред курения  (сайт про вред курения для здоровья человека, влияние алкоголя на организм)

III. Самостоятельная работа учащихся над проектами.

IV. Просмотр и обсуждение  созданных публикаций и презентации.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как же относится современная медицина к сигаретам и курению?
  2. Кого рожают курящие женщины?
  3. Почему в России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног, а торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города?
  4. Полезно ли для повышения аппетита выпивать пива?
  5. Почему еще в  Древнем Риме и Спарте запрещалось пить вино до тридцатилетнего возраста, а в допетровской Руси и ряде других стран существовал обычай - на свадьбе жених и невеста не пили ни капли спиртного?
  6. Каково воздействие  употребления алкоголя и курения на  юношеский и молодой организм?
  7. Почему наркоманию называют чумой XXI века?
  8. Можно перестать употреблять внутривенные наркотики в любое время?
  9. Почему подростки начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики?
  10. Каковы последствия неправильного применения лекарственных веществ во время беременности?

V. Подведение итогов урока.

Таким образом, воздействия неблагоприятных факторов на организм не одномоментны, а продолжаются длительное время и в большинстве случаев сказываются на развитии потомства.

VI. Домашнее задание:

Завершить работу над публикацией или презентацией, учитывая замечания и пожелания, полученные при обсуждении.

Рекомендуемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды" в 10 классе.

Работа содержит материалы по теме "Защита окружающей среды" на основе аутентичного текста....

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды" 11 класс

Разработка рекомендуется учителям английского языка, работающих в старших классах...

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды" 11 класс

Разработка рекомендуется учителям английского языка, работающих в старших классах...

Методическая разработка урока по теме "Защита окружающей среды" -7 класс, УМК "Шаги"

В разработке урока использованы ИКТ-технологии, файл содержит мультимедийную презентацию к уроку...

Разработка урока по английскому языку для 7 класса по теме: "Защита окружающей среды"

Разработка урока по английскому языку для 7 класса Тема урока: «Защита окружающей среды»Цели урока: Образовательная: расширение знаний учащихся в области словообразования английских глаголов, расширен...

Разработка урока по теме "Проблемы окружающей среды"

Идея урока возникла в связи с происходящим значительным и быстротечным замусориванием окружающей среды, ухудшением экологической обстановки. Данный урок позволяют поддержать интерес к проблеме экологи...

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды"

Урок построен на материале УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой "Английский с удовольствием" для 8 класса по теме"Что мы можем сделать, чтобы спасти Землю?" с привлечением дополнительных источников. ...