Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (10 класс) по теме:
    Использование технологии критического мышления как средства выбора деятельности учащихся на уроках биологии

    Трущелева Светлана Семеновна

    Одним из направлений модернизации общего образования является  деятельностный  характер образования, личностная ориентация обучения и востребованность результатов образования в жизни.  Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные  ориентации и субъективный опыт. Решение этих задач требует четкой организации познавательной деятельности учащихся. Поэтому на современном этапе  отводится им важная роль.

       Современный педагог должен уметь находить оптимальные решения проблем, связанных с познавательной поисковой активностью учащихся в образовательном процессе обучения.  Среди них особого внимания заслуживает развитие внутренних проблемных ситуаций каждого ученика, проблемно-поискового диалога, при котором более полно моделируется ситуация научного поиска и обеспечивается соответствующий уровень непосредственной практики успешного обучения. Успешное обучение – это активное обучение, сотрудничество, в ходе которого формируются оригинальные идеи, гипотезы, решаются проблемы на основе аргументированных обсуждений и разумного выбора между конкурирующими идеями.

       Очевидно, что ученики, привлеченные к процессу активного обучения на достаточно высоком уровне, не только ощущают удовольствие от него, но и их возможности усвоения учебного материала увеличиваются. Поэтому учителю необходимо способствовать формированию у них понимания того, что, отдав обучению максимальное количество усилий, они получают удовольствие, развивают множество ценных навыков и успешнее втягиваются в процесс обучения.

       Особенности  предмета биологии:

    -  биология, имея своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира, оказывается источником и основой интерактивных тенденций в современных науках о природе;

    -  биологии принадлежит решающая роль в формировании научного миропонимания на основе последовательного применения метода научного познания мира;

    -  биология оказывает воздействие на развитие умений школьников, формируя и развивая познавательные интересы и творческие способности учащихся;

    -  биология составляет основу для формирования у учащихся научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни.

       Все выше перечисленные особенности предмета помогают мне формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений; готовой к сознательному выбору дальнейшей профессии; умеющей адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий; способной прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать; сохраняющей интерес к миру природы и готовность к получению нового знания.

       Одними традиционными технологиями эту задачу невозможно решить, нужно привлечь на помощь педагогические инновации, такие как технологию «критического мышления».

       Критическое мышление – это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных  предубеждений.

       Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем естественного цикла.

       Человек с критическим умом обнаруживает чувствительность к противоречиям и логическим ошибкам. У него воспитывается потребность быть убежденным в степени достоверности, особенности и доказательности изучаемых, а также самостоятельности открываемых им знаний и фактов.

       Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности.

       Важнейшей задачей является воспитание у учащихся потребности осмысливать изучаемый ими научный материал соответственно его истинному, объективному значению, постигать истину.

       Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответа на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_portfolio.docx54.66 КБ

    Предварительный просмотр:

         

            Урок биологии в 10 классе

                                                      Разработан учителем биологии

                                                             высшей категории МБОУ СОШ №8

                                                                       г. Красного Сулина Ростовской области

                                                              Трущелевой Светланой Семеновной

    Тема урока:  Неклеточные формы жизни. Вирусы.

    Цели:

    • Развивающие:
    • Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
    • Развитие  умения  анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
    • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
    • Развитие аналитического, критического мышления:

    — научить школьников выделять причинно-следственные связи;

    — рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

    — отвергать ненужную или неверную информацию;

    — понимать, как различные части информации связаны между собой;

    — выделять ошибки в рассуждениях;

    — отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

    • Обучающие:
    •     Создать условия для расширения кругозора знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля;
    •     Способствовать формированию знаний о вирусах как о неклеточной форме жизни, их эволюционном происхождении, особенностях их строения и жизнедеятельности, классификации, роли вирусов в природе и жизни человека;
    •     Способствовать формированию знаний о разнообразии вирусных заболеваний и методах их профилактики.                                    
    • Воспитательные:
    •     Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;
    • Способствовать формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
    • Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
    • Дидактическая:
    • Создать условия для осмысления новой учебной информации средствами критического мышления и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

    Задачи:

    • Выяснить значение вирусов для науки;
    • Раскрыть вопрос о строении вирусов;
    • Дать оценку методам лечения от вирусов;
    • Продолжить формирование умений вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы.

     Стратегия проведения занятия:  

       Использование развивающей образовательной технологии «критического мышления», интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт школьников, создание атмосферы заинтересованности у каждого школьника, стимулирование учеников к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.

    Мотивация учащихся:

    - повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

    - поддержка индивидуального развития;

    - соревнование между подростками;

    - помощь в затруднительных случаях;

    - ориентация на решение поставленных задач;

    - одобрение коллективной работы (групповой);

    - опора на личный опыт.

    Планируемые результаты:

    1.Углубление знаний о строении и значении вирусов.

    2.Самостоятельное формулирование гипотез.

    3.Самостоятельное решение проблем.

    4.Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

    5.Выражение своих мыслей (устно и письменно): ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

    6.Аргументация своей точки зрения, уважение точки зрения других.

    7.Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).

    8.Способность брать на себя ответственность.

    9.Способность участвовать в совместном принятии решения.

    10.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

    11.Умение сотрудничать и работать в группе.

    Тип  урока: 

    Урок  совершенствования знаний, умений и навыков (по М.И. Махмутову).

    Вид урока:

    Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) (по М.И. Махмутову).

    Методы обучения:

    репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ

    Оборудование:

    • Наглядные пособия (таблица демонстрационная: «Вирусы»)
    • Компьютер и видеопроектор
    • Презентация «Вирусы. СПИД»
    • Раздаточный материал:

    - Энциклопедический словарь юного биолога(для среднего и старшего школьного возраста)/Сост. М.Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986. - 352с.

    - Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова.- 3-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 816 с.

    - Книга для учителя «Основные биологические понятия и термины», Н.Ф. Реймерс, - М.: Просвещение, 1988. - 319 с.

    - Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 668 с.

    - «Биология»: Справ. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся/ Д.И. Трайтак, В.А. Карьенов, Е.Т. Бровкина и др.; Под ред. Д.И. Трайтака. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.

    - «Основы биологии»: Курс для самообразования/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1992. - 416 с.

    - Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «Биология»

    - Пособие для подготовительных отделений сельскохозяйственных вузов/ Н.П. Соколова, И.И. Андреева, Л.Н. Катонова, Л.С. Родман – М.: Высш. шк., 1987. - 464 с.  

    • Учебник В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень.  10 -11 классы», М., «Дрофа», 2012г.

    Ход урока

    Оформление Оценочного листа (подписывают лист, указывают свое настроение вначале урока).

    Оценочный лист

    Фамилия Имя ________________________________

    Мое настроение: Начало урока: __________________          Конец урока:  ___________________

    № п/п

    Критерии оценки работы на уроке

    Самооценка

    Оценка учителя

    Баллы

    Баллы

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    Активно работал в группе

    2

    Самостоятельно выполнял задания

    3

    Дополнял ответы учеников других групп

    4

    В групповой работе говорил убедительно

    5

    Имел высокую культуру речи

    6

    Вел записи по уроку

    7

    Использовал наглядные средства обучения

    8

    Обладал чувством времени

    9

    Мог удерживать внимание

    10

    Стремился достичь высоких результатов

    Сумма знаков по вертикали

    Итого (сумма самооценки и оценки учителя)

    Характеристика самооценки ученика (дает учитель): завышенная ____           Оценка за тест:_______

                                                                                                заниженная ____

                                                                                                объективная _____      Оценка за урок: _______

    Примечание:      Оценка в баллах (1-нет    2-скорее нет, чем да     3-скорее да, чем нет     4-да)

    1. Инициализация урока - 5 мин.

       На доске помещены ключевые понятия урока: живой организм, признаки живого,  форма жизни (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные).

    Необходимо обратить внимание учеников на ключевые понятия и дать им объяснение (определение слов).

    - Какие формы жизни (с 6 по 9 класс) изучались нами углубленно? (одноклеточные и многоклеточные).

    - Правильно ли будет сказать, что все живое на Земле имеет клеточное строение? (нет).

    - Сегодня мы поговорим о неклеточных формах жизни, а конкретно, о ком? (о вирусах).

    - Определите  тему урока («Неклеточная форма жизни. Вирусы»).

    - Давайте поставим для себя цели нашего урока на основе имеющихся знаний

    (ученики определяют цели):

    • Более глубоко изучить строение вируса
    • Выявить черты сходства и отличия вируса и живого организма
    • Выяснить, в чем вред и польза вирусов

    2. Целеполагание и мотивация  - 3 мин.

       Учитель:

       - Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования   угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Речь идет о вирусах.

       - Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (Ответы учащихся).

    3. Актуализация  знаний  и  умений  - 3 мин.

    (Стадия Вызова)

    - Что мы знаем о вирусах?

       Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выполнить задание на карточках.

    Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу (предположеия) знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно.

    Используется Прием "Верные и неверные утверждения"

    Утверждения

    верные и неверные

    Ответы

    До изучения материала (предположения)

    После изучения материала

    Вирусы - это мельчайшие живые организмы.

    Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

    Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

    Вирусы - это неклеточные формы жизни.

    Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

    Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

    Возбудителем СПИДа является вирус иммунодефицита человека.

    Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

     

       Переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.

    4. Подготовка к активному осознанному восприятию нового материала - 2 мин.

    (Валеологический компонент – использование здоровьесберегающей паузы – художественный образ, стихотворение, физические упражнения, дыхательные упражнения).          

       Например: Стихотворение-рассуждение Человека про вирусы

    Я сегодня заболел,

    У меня - простуда

    Я сегодня много дел

    Дома делать буду.

       Накормлю таблеткой кошку,

       Посмотрю чуть-чуть в окошко,

       Нарисую самолёт,

       Градусник засуну в лёд.

    Буду кашлять и чихать,

    В общем, буду отдыхать

    Я ужасно очень рад,

    Что не нужно в детский сад.

       Впрочем, хватит о делах!

       Тайну знать хотите ли?

       У меня в носу, в ноздрях

       Завелись вредители!

    Не шпионы, не злодеи,

    Не артисты-лицедеи,

    А микробы-вирусы!

    Вирусы-вредирусы.

       Вирусы гриппозные,

       Очень-очень грозные

       Быстрые, проворные

       И болезнетворные.

    Как коровы на полях

    Вирусы живут в ноздрях.

    Ничего не говорят,

    А болезни нам творят.

       Рассказал про них толково

       Мне наш доктор участковый-

       Николай Иванович

       Таблеткин, Валерьянович.

    В общем, вирусы живут

    И болезни создают,

    Вирусят рожают,

    Болезни размножают.

       Весело смеются,

       Всем передаются.

    Скажем, ты берешь стакан,

    А оттуда пил Иван

    Или скажем, Вовка

    Выпил газировку.

       В общем, ты напился

       И потом икнул,

       А вирус - притаился

       И в тебя нырнул.

    Значит, начинается

    Грустная картина:

    В вас переселяется

    Вовкина ангина.

       Забудь о физкультуре,

       Привет температуре!

       Были вы – отличники,

       А теперь – горчичники!

    Если после этого

    Поцелуешь кошку,

    Может даже кошка

    Заболеть немножко…

       Чем-то страшным, типа

       Вирусного гриппа.

    Долго думал я, гадал,

    Почему ж я не видал

    Этих всех опасных

    Вирусов ужасных?

       Объясняет мне Таблеткин,

       Что таинственный микроб,

       Он ужасно очень мелкий,

       Виден только в микроскоп!

    И теперь я чётко знаю,

    Что микробов убивает:

    Это – чистая вода

    И варёная еда!

       До свиданья, вирусы,

       Вирусы-вредирусы!

    1. Изучение  нового  материала - 17 мин.

     (Стадия Осмысления (Реализации) 

    А являются ли вирусы живыми?

    Постановка проблемного вопроса:  «Вирус – кто или что?»

    Работа с текстом в группе – (7 мин.)

    Работа в группах (каждая группа для работы использует Инструктивную карточку).

       Инструктивная карточка:

    - Инструктаж о последовательности действий в работе

    - Использование  дидактического материала

    - Индивидуальная работа с текстом («Инсерт») - 3 мин.

    - Оформление понятий в тетради - 2 мин.

    - Обсуждение (промежуточная диагностика текста) - 2 мин.

    • Применение приема «Инсерт»

    Ученики читают текст (страницы указаны, согласно маршрутного листа) §  2.11., маркировка текста до статьи «СПИД» (проставляют пометки на полях).

    Работают индивидуально.

    Промежуточная диагностика текста

       Ученики в группе выясняют: какую новую информацию они получили, какая информация остается непонятной. Идет обсуждение в группах.

    Защита ответов, согласно вопросам Инструктивной карточки – (10 мин.)

    1. История открытия вирусов.

    2. Общие сведения о вирусах.

    3. Классификация вирусов.

    4. Химический состав и строение вирусов.

    5. Характерные особенности вируса.

    6. Значение вирусов.

    • Использование презентации «Вирусы. СПИД»  при защите ответов  (учитель демонстрирует).

    6. Закрепление  материала - 5 мин.

    (Стадия Размышления (Рефлексии) 

    - А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните третью колонку таблицы (2 мин).

    Учитель:

    - Оцените, по каким вопросам ваше мнение совпало?

    - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся) – 2 мин.

    7. Обобщение и систематизация знаний - 8 мин.

    – Итак, кто такие вирусы?

    Вывод (формулируют учащиеся): вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяине, а в свободном виде вирусы не обладают признаками живого. Вирусы – это особая группа организмов, занимающая промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой - (1 мин.)

    • Применение приема «Синквейн» - (3 мин.)

    Вирус.

    Невидимый. Коварный.

    Вредит. Заражает. Ослабляет.

    С ним трудно жить.

    Опасность!

    • Выполнение теста  - (5 мин.)       

    ТЕСТ:    ВИРУСЫ

    Выбрать один или несколько ответов:

    1.К неклеточным формам жизни относятся:

    а) растения      б) бактериофаги       в) бактерии       г) животные     д) вирусы

    2.В типичном случае вирус состоит из:

    а) головки  и хвостика     б) головки и жгутика      в) головки и хвостовых отростков    г) нет правильного ответа

    3.Генетический аппарат вирусов представлен:

    а) ДНК           б) РНК              в) комплексом ДНК и РНК         г) полипептидами  

    4.Капсид – это:

    а) генетический аппарат вируса     б) покоящаяся стадия вируса    

    в) неактивный вирус     г) белковая оболочка вируса    

    д) небелковая оболочка вируса

    5.Вирусы проникают в клетку путем:

    а) фагоцитоза        б) диффузии        в) осмоса  

    г) «впрыскивания» нуклеиновой кислоты

    6.СПИД у человека вызывают вирусы:

    а) кори          б) иммунодефицита человека           в) гриппа        

    г) полиомиелита           д) бешенства

    7.Человек может заразиться вирусом СПИДа  через:

    а) рукопожатие              

    б) переливание инфицированной крови

    в) половые контакты со случайным партнером    

    г) нестерильные медицинские и бытовые  инструменты          

    д) плаценту от инфицированной матери

    8.Болезни вызываемые вирусами:

    а) сифилис        б) корь         в) грипп        г) полиомиелит        д) холера

    8. Подведение  итогов - 2 мин.                                                                                                                                     Заполнение оценочного листа.

    9. Домашнее задание: §  2.11.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

    В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

    Использование мультимедийных презентаций как средство активизации деятельности учащихся на уроках математики

    Презентация выступления на окружной научно-практической конференции  ЮВАО г. Москвы "Использование мультимедийных презентаций на уроках математики"  28 января 2013 г в ГБОУ СОШ № 1987....

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии.

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии....

    Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

    Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...

    Игра как средство активизациипознавательной деятельности учащихся на уроках географии м внеклассной работе

    Игра как средство активизации познавательной деятельностиучащихся на уроках географии и во внеклассной работе. Игра — особое организационное занятие, требующее напряженияэмоциональных и умственны...

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии....