Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии по теме:
    Презентация к уроку по биологии 8 класс по теме "Глаз как орган зрения и оптическая система" Урок по биологии в 8 классе "Глаз как орган зрения и оптическая система"

    Аннотация к уроку биологии в 8 классе

     по теме «Глаз как орган зрения и оптическая система»

    учителя биологии  МБ ОУ Арзинской СОШ

    Бурденкова Александра Михайловича.

    Данный урок является первым в теме «Анализаторы».   

    Цель урока. Вырабатывание единой естественной картины мира;

    Цель урока реализуется через решение следующих задач:

    Задачи:

    Образовательные: изучение анатомического строения глаза, механизмов работы оптической системы глаза;

    Развивающая: научится анализировать изучаемые явления; использовать теоретическое знание в практической деятельности;

    Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки

    Для решения поставленных задач учителем предусмотрено использование презентации.

    На данном уроке  создаются предпосылки для стимулирования самостоятельной работы учащихся на уровне применения проблемных методов за счет многообразия предъявляемой информации.   Презентация выполняет  информационную функцию, а также функции закрепления и контроля знаний. На уроке создаются условия для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, т.е. для полного развития личности учащегося.Определены этапы и хронология урока. Разработка урока может быть использована учителями биологии общеобразовательных школ.

     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_opticheskaya_sistema_glaza.zip363.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме:

     «Глаз как орган зрения и оптическая система»

    (8 класс)

    Тема урока: Глаз как орган зрения и оптическая система.

    Цель урока. Вырабатывание единой естественной картины мира;

    Задачи:

    Образовательная: рассмотрение анатомического строения глаза, механизмов работы оптической системы глаза; развивать  навыки работы с электронными образовательными ресурсами;                    

    Развивающая: научится анализировать изучаемые явления; использовать теоретические знания в практической деятельности;

    Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки.

     Предполагаемые результаты:

    личностные — воспринимать ценность учебного процесса как интеллектуального труда и     познания нового; знание здоровьесберегающих технологий;

    метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, наблюдать,  делать выводы и заключения, умение планировать, прогнозировать, оценивать свои действия;

    предметные — иметь представление об анатомическом строении глаза, изучить механизм работы оптической системы глаза, объяснить выявленные закономерности.

    План урока

    1.Организационный момент.

    2. Выражение цели и задач урока (мотивация)

    3. Объяснение нового материала.

    4.Начальное закрепление знаний

    5.Применение полученных знаний

    6. Подведение итогов урока (рефлексия)

    7.Домашнее задание.

    Ход урока (презентация)

    1. Организационный момент. Нам всем известна поговорка: "Лучше один раз увидеть, чем, сто раз услышать". 90% сведений об окружающей действительности мы получаем при помощи зрения. Как называют орган зрения человека? Глаз.(слайд 1)

    2.Обьяснение нового материала. (слайд 2,3,4)

    Согласно турецкой пословице, "Вкус пищи узнают солью, вкус мира - глазами". Красивая пословица, однако с точки зрения физиолога не совсем правильное. Зрительное восприятие происходит благодаря не только глазам, а целиком всему зрительному анализатору. Зрение представляет собой удивительною совместную работу глаза и мозга. Зрительный анализатор включает в себе три части: рецепторный орган, нервный путь и мозговой центр. Рецепторным органов является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятия зрительных образов, нужно знать его строение.  У любого ученика перед глазами должна быть схема глазного яблока, по которой они будут наблюдать его части. Глазное яблоко находиться в глазнице черепа и способна двигаться благодаря мышцам, регулирующим его положение. Внешняя поверхность глаза покрыта белковой оболочкой, которой защищает его от механических повреждений и позволяет сохранять форму. В передней части белочная оболочка сообщается с роговицей. Роговица является прозрачной и пропускает свет. Она представляет собой самую сильную "линзу"глаза. Основная часть света преломляется на границе роговице и водянистой влаги. За белочной оболочкой располагается сосудистая оболочка, которая представляет собой тонкий пигментный слой, не пропускающий световые лучи. Напротив роговицы, в передней части сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая может иметь различную окраску в зависимости от числа находящегося в ней пигмента. В середине радужной оболочки есть круглая отверстие-зрачок. Зрачок способен расширяться или сужаться в зависимости от количества света, которая падает на глаз. Наконец, внутренняя сторона глазного яблока выстлана тонкой оболочкой - называемой сетчаткой, которая имеет сложное строение. Что такое сетчатка и какую роль она выполняет, мы узнаем при просмотре презентации.  

    После рассказа ученики отвечают на вопрос что же такое сетчатка и какую роль она играет в зрении?

     Обобщение и вывод формулируют дети самостоятельно или при помощи учителя, что глаз является только частью сенсорной системы, которая преобразует энергию света в биоэлектрическую энергию.

    3.Оптическая система глаза. (слайд 5-6)

    Для того чтобы понять, как работает глаз, нам необходимы знания о линзах. Линза - прозрачное тело, ограниченное с двух сторон  сферическими поверхностями. Они бывают собирающими (выпуклыми) и рассеивающими(вогнутыми). Основные характеристики линз – фокусное расстояние (F) и оптическое сила линзы (D):D=1/F.

    На доске изображён ход лучей в линзах

            Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидная тело образуют оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка (сетчатка) выступает в роли экрана, где формируется изображения предмета. Основным элементом оптической системы глаза является хрусталик - эластичная линзоподобное тело (двояковыпуклая линза). В зависимости от рассматриваемого предмета кривизна хрусталика способна меняться за счёт гладких мышц ресничного тела. Такое приспособление глаза называют аккомодацией.

            Механизм работы оптической системы глаза следующий: лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух – роговица, проходит через хрусталик (линзу сменяющейся оптической силой) и сдают изображение на сетчатке. Средняя оптическая сила глаза составляет: +59 диоптрий. Поскольку фокусное расстояние у такой линзы очень маленькая (17 мм), то все наблюдаемые нами объекты располагаются за двойным фокусным расстоянием. Значит, изображение на сетчатке глаза получаются уменьшенным, действительным и перевёрнутым (мозг «переворачивается» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).

    4.Построение схемы глазного яблока. Нужно изобразить ход световых лучей сквозь оптическую систему глаза таким образом, чтобы они сфокусировались на сетчатке.

    Затем необходимо сравнить ход подобных лучей с верным построением. Все действия сопровождаются объяснениями.

    Если зрение человека нормальное, световые лучи от предметов проходят, преломляясь, сквозь оптическую систему глаза и фокусируются на сетчатке. В случае нарушения зрения изображения предметов могут проявляться перед или за ней. Если человек страдает близорукостью, изображение находиться перед сетчаткой, при дальнозоркости – за ней. В обоих случаях сетчатка воспринимает нечёткое изображение. (слайд 7)

    Можно исправить дефекты зрения при помощи очков: при близорукости необходимы очки с рассеивающими линзами а при дальнозоркости – собирающими линзами. Также корректирует зрения и лечит глазные болезни специалисты глазных клиник – офтальмологи. (слайд 8)

    5. Закрепление. В данной таблице перепутаны определения и их соответствия. Нужно их правильно сопоставить.

    Хрусталик

    Самое совершенное и самое поразительное из всех наших чувств

    Очки

    Оптическое тело имеющее сферическую поверхность

    Аккомодация

    Способность глаза прилаживаться к видению и на близком, и на далёком расстоянии

    Дальнозоркость

    При таком недостатке глаза фокус лежит перед сетчаткой

    Зрение

    Находиться за зрачком похож на собирающую линзу

    Глаз

    Иногда называют «живым» фотоаппаратом  

    Линза

    Устройство, корректирующее недостатки зрения

            Ответ:

    Хрусталик находиться за за зрачком, похож на собирающую линзу.

    Очки – это устройство, корректирующее недостатки зрения.

    Аккомодация называется способность глаза прилаживаться к ведению и на близком, и на далёком расстояние.

    Дальнозоркость – при таком недостатке глаза фокус лежит перед сетчаткой

    Зрение представляет собой самое совершенное и самое поразительное из всех наших чувств.

    Глаз иногда называют «живым» фотоаппаратом.

    Линза представляет собой оптическое тело, которая имеет сферическую поверхность.

    6.Правила гигиены зрения.

    У некоторых людей появляются нарушения зрения. Необходимо соблюдать правила личной гигиены. Вредно держать книги на расстоянии ближе, чем 30 см от глаз, читать в транспорте, при плохом освещении и неверной посадке. Развивается болезнь глаз – близорукость. Пребывание на природе, где существует большой кругозор, является прекрасным отдыхом для глаз. Свет на стол для занятий должен падать с левой стороны.

    7. Подведение итогов урока.

    Глаза представляют собой самый удивительный дар природы. В них проявляются все чувства человека: радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза – это не только зеркало души, но как бы и зеркало общего состояния здоровья. Поэтому они заслуживают необыкновенного внимания.

    Рефлексия: Ребята, поднимите руки те, кому было интересно сегодня на уроке.

    1. Что вам понравилось больше всего на уроке
    2. Как вы считаете, достигли мы цели урока?
    3. Что нового и интересного вы сегодня узнали  на уроке?

    8. Домашнее задание: стр.76-84, ответить на вопрос из рубрики «Подумайте», составить кроссворд по теме «Зрительный анализатор»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.

    Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....

    Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"

    Мультимедийная презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"....

    «Глаз как орган зрения и оптическая система»

    Тип урока: комбинированный (целью данного типа урока является овладение обучающимися новым материалом, в ходе урока решаются такие дидактические задачи, как усвоение новых понятий и способов действий,...

    Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме:"Синус,косинус,тангенс и котангенс угла прямоугольного треугольника".

    Эта презентация предназначена для изучения темы "Синус, косинус, тангенс и котангенс угла прямоугольного треугольника " в 8 классе, приведены решение задач и самостоятельная работа....

    Презентация к уроку по биологии 7 класс по теме Отряды птиц

    Конспект урока по биологии 7 класс по теме Отряды птиц...

    Презентация к уроку по физике 8 класс по теме: "Объяснение электрических явлений"

    Урок обобщение  и систематизации знаний по физике 8 класс «Электрические явления».«Знание есть то, что остается после того,Когда забывается все, чему нас учили»...