Главные вкладки

    Элективный курс по биологии (6 класс) по теме:
    Экология растений (6 класс, 35 часов).

    Чегиров Акылжан Елтаевич

            Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов,  произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.

            Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

           Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologiya_rasteniy_6kl.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

           Экология растений   (6 класс, 35 часов).

    Пояснительная записка

            Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов,  произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.

            Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

           Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

    Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.                                        

     Задачи курса:

         1.  показать единство жизни растений с живой и неживой природой;

    1. показать приоритет экологических ценностей;

         3.  удовлетворить интерес учащихся к многообразию  растений, условиям их

             обитания;

         4. научить использовать знания в повседневной жизни

    Содержание программы курса.

    Введение – 1 час

        Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.

    Свет в жизни растений – 3 часа.

          Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.

    Тепло в жизни растений – 3 часа.

        Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.

    Вода в жизни растений – 3 часа.

          Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.

    Воздух в жизни растений – 2 часа.

              Газовый состав воздуха в жизни растений. Значение азота, кислорода, углекислого газа, некоторых примесей в воздухе. Ветер в жизни растений. Отрицательное воздействие ветра на растения. Положительное влияние ветра: опыление ветром, разнос спор ветром, распространение и плодов и семян. Перекати – поле. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

    Почва в жизни растений – 2 часа.

        Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв, растения засолённых почв. Солевыносливые растения. Растения – соленакопители. Солевыводящие растения. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление, рассоление. Охрана почв.

    Практические работы:

       Влияние состава почвы на рост и развитие растений.

    Растения и животные – 3 часа.

        Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверх дальнее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.

    Влияние растений друг на друга – 2 часа.

         Формы влияния растений друг на друга. Прямые влияния. Лианы. Эпифиты. Растения – полупаразиты. Растения – паразиты. Влияния растений друг на друга через изменения среды. Фитоклимат. Конкуренция. Выделение веществ, угнетающих рост.

    Практические работы:

         Угнетение растениями друг друга ( на примере сирени и нарциссов).

    Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.

        Способы питания грибов и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. клубеньковые бактерии. Бактериальные и грибковые болезни растений.

    Сезонные изменения растений – 2 часа.

           Осень и зима в жизни растений. Подготовка растений к зиме. Листопад и его роль в жизни растения. Подготовка к зиме вечнозелёных хвойных деревьев. Озимые однолетние. Весна и лето в жизни растений. Предвесеннее, ранняя весна, поздняя весна. Весна в жизни вечнозелёных хвойных деревьев. Яровые однолетники. Лиственные леса. Фенологические фазы.  Особенности фенологических фаз у разных растений. Влияние климата и погоды на фенологические фазы.

    Экскурсия: Растения зимой.

    Изменения растений в течение жизни – 2 часа.

          Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.

    Практическая работа:

    1. Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
    2. Определение возраста сосны по веткам.

    Разнообразие условий существования и их влияние на     растения – 2 часа.

       Условия существования растений. Различия растений в зависимости от условий существования. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния.

    Жизненные формы растений – 2 часа.

       Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья лесной зоны, деревья пустынь, деревья саванн, деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья – удушители и деревья – рощи.

    Растительные сообщества – 4 часа.

         Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном  сообществе. Строение растительных сообществ. Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Воздействие человека на растительность.

    Экскурсия: Сообщество водоёма.

    Охрана растительного мира – 3 часа.

       Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории и их значение.

         


    Календарно – тематическое  планирование на 2013-2014 учебный год

         №

    Заня-тия

        Дата

    проведения

                       Тема занятия                          

    Форма занятия

    1.

     Введение.                                          

                                                       Свет в жизни растений – 3 часа.

    2.

    Свет в жизни растений. Разнообразие условий освещения на Земле

    3

    Экологические группы растений по отношению к свету.

    4

    Приспособления растений к меняющимся условиям освещения

                                                      Тепло в жизни растений – 3 часа.

    5

    Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле.

    6

    Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

    7

    Приспособления растений к высоким и низким температурам.

    Вода в жизни растений – 3 часа.

    8

                                                   

    Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход  воды в растении.

    9

    Экологические группы растений по отношению к воде.

    10

    Обеспечение растений водой.

                                                               Воздух в жизни растений – 2 часа.

    11

    Газовый состав воздуха в жизни растений

    12

    Приспособления растений к опылению ветром и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков.

                                                       Почва в жизни растений – 2 часа.

    13

    Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком.

    14

    Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы.

                                                 Растения и животные – 3 часа.

    15

    Животные – опылители, распространители плодов и семян

    16

    Растения и растительноядные животные.

    17

    Растения – хищники

                                                Влияние растений друг на друга – 2 часа.

    18

    Прямые влияния растений друг на друга.

    19

    Влияние растений друг на друга через изменения среды

                                                Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.

    20

    Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений.

                                       Сезонные изменения растений – 2 часа.

    21

    Осень и зима в жизни растений

    22

    Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы.

                                        Изменение растений в течение жизни – 2 часа.

    23

    Продолжительность жизни растений

    24

    Периоды жизни растений и возрастные состояния растений.

                             Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.

    26

    Где и как обитают растения

    27

    Жизненное состояние растений. Изменение размеров растений.

                                              Жизненные формы растений – 2 часа.

    28

    Разнообразие жизненных форм растений.

    29

    Разнообразие деревьев.

                                                Растительные сообщества – 4 часа.

    30

    Состав растительных сообществ

    31

    Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

    32

    Строение растительных сообществ

    33

    Изменения растительных сообществ, воздействие человека на сообщество.

                                                 Охрана растительного мира – 2 часа.

    34

    Редкие и охраняемые растения. Красная книга.

    35

    Охраняемые территории и их значение

    Учебно – методическое обеспечение курса:

    Список литературы для учителя:

    Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.

     И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др.  Биологические экскурсии. –                        

                                                                                                                            М.:Просвещение, 1983.

    Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.

    Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для       учителей. – М.:

                                                                                                                        Просвещение, 1985.

    Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.

    Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.

     Набор открыток «Удивительные растения».

    Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы  

                                                                           на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и  К, 1994.

    Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995

    Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для

                                                                                                     учителей. – М.: Просвещение,1980

    Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.

     Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994                                                                                                                    .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.                                                                              

                                                                                                      – М.: Педагогика,1983.                                                                                                    

    Список литературы для учащихся:

    Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972

    Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978

    Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984

    Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986

    Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982

    Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.

    Энциклопедия для детей. Экология. –  М., Аванта +, 2003.

    Иллюстративный материал:

     рисунки, картины с изображением растений разных видов;

     гербарные экземпляры;

    презентации


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по экологии растений 6 класс

    Планирование расчитано на 68 часов. ...

    Рабочая программа "Экология растений" 6 класс

    Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...

    Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

    Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

    Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"

    Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"  является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....

    Рабочая программа по экологии растений 6 класс

    Рабочая программа по экологии растений...

    Рабочая программа по курсу "Экология растений" 6 класс

    Данная программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Биология.. Бактерии, грибы, растения». Такие общие экологические ...

    Рабочая программа "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс" 34 часа УМК Пасечник В.В.

    Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа2. Пасечник В.В. Биология. Многообра...