Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме:
    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

    Чегиров Акылжан Елтаевич

    Рабочая программа включает тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой. «Бактерии. Грибы. Растения» изучается в течение 1 учебного года по 2 часа в неделю.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    КУРСА БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССА

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа подготовлена в соответствии с содержанием школьной программы (Программно- методические материалы: Биология 6-11 кл. Москва: Дрофа, 2004. Авторы: В.В. Латюшин, В.В. Пасечник, Р.Д. Маш, В.М. Пакулова), новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, а также обязательным минимумом содержания биологического образования.         

    Рабочая программа включает тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой. «Бактерии. Грибы. Растения» изучается в течение 1 учебного года по 2 часа в неделю.

    В планировании изложены задачи тем уроков, указаны основные методы и технологии обучения, виды и формы контроля, основные требования к знаниям и умениям учащихся, а также рекомендуемые для проведения лабораторные работы, способствующие эффективному усвоению учебного материала и активизации познавательной деятельности учащихся.

            В связи с настоятельной необходимостью развития познавательной активности учащихся, усилению их мотивированности к самостоятельной учебной работе,   при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

    В.В. Пасечник. Биология.6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника  «Биология.  Бактерии, грибы, растения» 6 класс: – М.: Дрофа, 2011. – 144с.  

    В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит определить уровень сформированности умений узнавать (распознавать) генеративные и вегетативные органы и другие структурные компоненты организмов растений, грибов, лишайников. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

    Предлагаемые методические материалы дадут возможность обеспечить внутрипредметные и межпредметные связи и позволят учителю более осмысленно отбирать факты, понятия, доказательства, обобщения, главные идеи и зависимости, четко организовывать практическую деятельность учеников, планомерно осуществлять контроль знаний.      Практическая часть заложена в тематическое планирование в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации.

               Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности.

               Тематическое планирование включает региональный компонент. Примерное количество времени, отводимое на изучение вопросов регионального содержания – 10% от всего учебного времени. Часть вопросов регионального компонента носит экологовалеологичесую направленность. Региональный материал диффузно распределён в содержание тем курса, используется для расширения основных базовых компонентов.

    Целеноправленно организованная работа учителя создаст

    условия для:

    • Развития у учащихся познавательного интереса;
    • Лучшего усвоения нового материала;
    • Систематизации знаний
    • Повышения практической значимости полученных знаний         и умений.
    • Организация труда учителя и учащихся позволит достичь поставленных целей без дополнительных затрат  времени. В зависимости от условий преподавания, особенностей класса учитель может внести необходимые ему коррективы.

    Учитель имеет право вносить следующие изменения: переставлять темы, изменять количество отведенных часов,  как внутри темы, так и между темами. Часть материала можно рекомендовать для самостоятельного изучения.

            По окончанию учебного года обучающиеся должны знать:

    • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений;
    • деление клетки;
    • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного и растительного организмов;
    • особенности питания организмов;
    • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
    • царства живой природы;
    • основные систематические категории, признаки вида;
    • усложнение растений в процессе эволюции;
    • искусственные и природные сообщества.

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

    ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

    Нормативные документы

    1

    «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по биологии» Приказ МО РФ  № 1089 от 05.03.2004г.

    2

    Обязательный минимум содержания программ по биологии основного и среднего общего образования, требования к уровню подготовки выпускников.

    3

    «Федеральный базисный учебный план» Приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

    4

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

    5

    Примерная программа по биологии для основной общеобразовательной школы (М.: Дрофа, 1998, 2001).

    6

    Авторская программа по биологии в 5-9 классах В.В. Пасечника.

    Реализация этно - регионального

                                    и школьного компонентов

    Региональные

    Знакомство с растениями пришкольной  территории, почвами Чукотского автономного округа,  эрозией почв, их  охраной, с растениями - фитоиндикаторами. Изучение побегов на примере местных видов растений.                

    Знакомство с породами древесных растений Чукотского автономного округа, их охраной и  использованием.

    Знакомство с работами местных авторов ( Айнана Л.И., Загребин И.А.) по изучению лекарственных  и пищевых растений Чукотки

    Получение знаний о вреде массового сбора  цветковых растений, вредном влиянии загрязнения воздуха на процесс фотосинтеза и деятельности человека на сообщества растений и животных.

    Изучение соцветий комнатных  и дикорастущих местных растений, разнообразия  плодов местных видов растений.

    Изучение морфологии растений с использованием гербарного материала и фотографий местных видов растений

    Изучение систематики  растений с использованием гербарного материала и фотографий местных видов растений

    Использование  материалов «Красной Книги Чукотки» (том Растения) при изучении разделов биологии 6 класса

    Школьные

    Освоение знаний о живой природе и присущих её закономерностях, в том числе на территории  поселка Провидения

    Изучение листьев комнатных  растений кабинета биологии.

    Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.

    Использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охране окружающей среды своего поселка

    Участие школьников в  составлении собственных презентаций по темам курса  биологии и экологии

    Воспитание личной экологической   и гигиенической грамотности учащихся

    Учебно-тематический план

    (Биология 6 класс)

    № п/п

    Разделы и главы.

    Количество часов

    В том числе:

    Уроки

    Лабораторные

    и практические работы

    Самостоятельные  работы, Тесты

    1

    Введение

    1

    1/1

    2

    Клеточное строение организма

    4

    4/2

    2

    1

    3

    Царства бактерии и грибы

    6

    6/5

    1

    4

    Царство Растения

    8

    8/6

    2

    5

    Строение и многообразие покрытосеменных растений

    15

    15/9

    7

    2

    6

    Жизнь растений

    14

    14/10

    3

    1

    7

    Классификация растений

    10

    10/6

    3

    1

    8

    Природные сообщества

    4

    4/4

    9

    Развитие растительного мира

    4

    4/3

    1

    10

    Резервные уроки

    2

    2/2

    Всего

    68

    68/46

    17

    8

    Содержание тем учебного курса биологии в 6 классе

    Количество часов: всего - 68 часов, в неделю -2 часа

    1. Введение (1 час)

    Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

    1.  Клеточное строение организмов (4 часа)

    Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

    Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

    Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

    Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

    Лабораторные работы: Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки.

    1. Царства Бактерии и Грибы (6 часов)

    Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

    Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

    Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

    Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

    Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

    Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

    Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

    Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

    Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

    Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

    Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

    Лабораторные работы: Лишайники. Мхи, их биологические особенности.

    1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15часов)

    Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

    Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

    Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

    Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

    Лабораторные работы: Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Клеточное строение корня. Зоны корня. Внешнее  и клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Рост стебля в толщину. Соцветия.

    Жизнь растений (14 часов)

    Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

    Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

    Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

    Лабораторные работы: Химический состав растений. Прорастание семян. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

    1. Классификация растений (10 часов)

    Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

    Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий.

    Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

    Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение

    Лабораторные работы: Семейство крестоцветные. Семейство  лилейные. Семейство  злаки.

    1. Природные сообщества (4 часа)

    Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

    Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

    Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

    Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

    Лабораторная работа

    Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

    1. Развитие растительного мира(4 часа)

    Происхождение растений. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Обобщение учебного материала. Летнее задание.

    Резервные уроки (2 часа)

    Тематическое планирование  по биологии 6  класс.

    (2 часа в неделю, всего 68 часов)

    № п/п

    Тема  урока

    К-во  часов

    Дата проведения

    Примечание

    1

    Введение

    1

    1

    Биология – наука о живой природе

    §

    2

    Клеточное строение организма

    4

    2

    Устройство увеличительных приборов

    Л.р.

    3

    Строение растительной клетки

    Л.р.

    4

    Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

    5

    Ткани

    3

    Царства бактерии и грибы

    6

    6

    Бактерии, их строение и жизнедеятельность

    7

    Роль бактерий в природе и жизни человека

    8

    Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними

    9

    Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

    10

    Плесневые грибы. Дрожжи

    11

    Грибы-паразиты

    Тест

    4

    Царство Растения

    8

    12

    Разнообразие, распространение, значение растений

    13

    Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных водорослей

    14

    Многоклеточные водоросли. Охрана водорослей

    15

    Лишайники

    Л.р.

    16

    Мхи, их биологические особенности

    Л.р.

    17

    Папоротники. Хвощи. Плауны

    18

    Голосеменные растения

    19

    Покрытосеменные или цветковые растения

    5

    Строение и многообразие покрытосеменных растений

    15

    20

    Строение семян

    П.р.

    21

    Виды корней и типы корневых систем

    Л.р.

    22

    Клеточное строение корня. Зоны корня

    Л.р.

    23

    Видоизменения корней

    24

    Побег и почки

    25

    Внешнее строение листа

    Л.р.

    26

    Клеточное строение листа

    27

    Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

    Л.р.

    28

    Строение стебля

    29

    Рост стебля в толщину. Годичные кольца

    Л.р.

    30

    Видоизменения побегов.

    Тест

    31

    Цветок

    32

    Соцветия

    Л.р.

    33(

    Плоды

    34

    Распространение плодов и семян

    Тест

    6

    Жизнь растений

    14

    35

       Химический состав растений

    П.р.

    36

       Минеральное питание растений

    37

    Фотосинтез

    38

    Дыхание растений

    39

    Испарение воды растениями. Листопад

    40

    Передвижение воды и питательных веществ

     в растении

    41

    Прорастание семян

    П.р.

    42

    Растительный организм как единое целое

    43

    Способы размножения растения

    44(

    Размножение споровых растений

    45

    Размножение голосеменных растений

    46

    Вегетативное размножение покрытосеменных растений

    П.р.

    47

    Половое размножение покрытосеменных растений

    48

    Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян

    Тест

    7

    Классификация растений

    10

    49

    Основы систематики растений

    50

    Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

    51

    Класс двудольные. Семейство крестоцветные

    Л.р.

    52

    Класс двудольные. Семейство розоцветные.

    53

    Класс двудольные. Семейство пасленовые

    54

    Класс двудольные. Семейство мотыльковые   (бобовые)

    55

    Класс двудольные. Семейство сложноцветные (астровые)

    56

    Класс однодольные. Семейство  лилейные

    Л.р.

    57

    Класс однодольные. Семейство  злаки

    Л.р.

    58

    Обобщающий урок

    Самостоятельная работа

    8

    Природные сообщества

    4

    59

    Основные экологические факторы и их влияние на растения

    60

    Характеристика основных экологических групп растений

    61

    Растительные сообщества

    62

    Взаимосвязи растений в сообществе

    9

    Развитие растительного мира

    4

    63

    Происхождение растений. Доказательства исторического развития растений

    64

    Основные этапы развития растительного мира

    65

    Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

    Самостоятельн работа

    66

    Обобщение учебного материала. Летнее задание

    67-68

    Резервные уроки

    2

    График проведения лабораторных и практических работ

    по  биологии в 6 классе

    Тема работы

    Оборудование

    Сроки.

    1

    Лабораторная работа №1  

    Устройство увеличительных приборов

    Микроскопы, лупы, инструкции по работе с микроскопом

    2

    Лабораторная работа  №2  

    Строение растительной клетки

    Микроскопы, лупы, микропрепараты растительных клеток

    3

    Лабораторная работа № 3 Лишайники

    Гербарий, инструктивная карточка

    4

    Лабораторная работа № 4  

    Мхи, их биологические особенности

    Гербарий, инструктивная карточка

    5

    Практическая работа №1

    Строение семян

    Семена гороха или фасоли, оборудование для работы, таблицы и схемы

    6

    Лабораторная работа №5

    Виды корней и типы корневых систем

    Гербарий,  таблицы и схемы

    7

    Лабораторная  работа № 6 Клеточное строение корня. Зоны корня

    Проростки семян, оборудование для работы, таблицы и схемы

    8

    Лабораторная  работа №7  

    Внешнее  и клеточное строение листа

    Живые растения, микроскопы, микропрепараты

    9

    Лабораторная  работа №8

    Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

    Живые растения, гербарий,  таблицы и схемы

    10

    Дем. Лабораторная  работа №9

    Рост стебля в толщину

    Таблицы и схемы, различные побеги

    11

    Дем. Лабораторная  работа №10

    Соцветия

    Гербарий, живые растения, таблицы и схемы

    12

    Практическая  работа №2

    Химический состав растений

    Оборудование для проведения опытов

    13

    Практическая  работа №3

    Прорастание семян

    Семена растений, демонстрация опыта

    14

    Практическая   работа №4   Вегетативное размножение покрытосеменных растений

    Черенки и листья комнатных растений, таблицы и схемы

    15

    Лабораторная  работа №11

     Класс двудольные. Семейство крестоцветные

    Гербарий, определители растений, таблицы и схемы

    16

    Лабораторная  работа №12

    Класс однодольные. Семейство  лилейные

    Гербарий, определители растений, таблицы и схемы

    17

    Лабораторная  работа №13

     Класс однодольные. Семейство  злаки

    Гербарий, определители растений, таблицы и схемы

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Н.И.Галушкова. Биология 6 кл. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2007

    1. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. – М.: Дрофа, 2004

    1. В.В. Пасечник. Биология.6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника  «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»: Учеб. для общеобразоват. заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 144с.

    1. В.В. Пасечник. «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»: Учеб. для общеобразоват. Заведений – М.: Дрофа, 2011

    1. Л.Д.Парфилова  «Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 класс» М.: «Экзамен» Серия УМК, 2006 год

    1. Программа Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник БИОЛОГИЯ. 6 класс.  М.:           Дрофа,2001

    1. Примерная программа по биологии для основной общеобразовательной школы, М.: Дрофа. 1998, 2001

    1. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

    1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
    2. Грин Н., Стаут У.,Тейлор Д. Биология в 3-х томах, М.: Мир, 1996
    3. Биология. Растения. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
    4. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс, – М.: Дрофа, 2006
    5. Д.И.Трайтак, В.А.Карьенов и др. Биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1998
    6. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
    7. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
    8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

    http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной ра


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

    Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс

    Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс по рограмме Пасечник....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

    материал содержит дополнительные часы по изучению природы родного края...

    Календарно-тематическое планирование по биологии, 6 класс

    Календарно тематическое планирование по биологии в 6 классе по программе В.В.Пасечника и учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс КРО VIII вид.

    Тематическое планирование составлено на основе:               - Программы 5-9 классы специальных(коррекционных) учреждениях VIII вида под редакцией В.В. Воронк...