Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему:
    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии составлена на основе ФГОС

    Чегиров Акылжан Елтаевич

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    КУРСА БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

    Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

    В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

    Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

    Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

    Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
    • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
    • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
    • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

    В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.        Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с.

            В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

    Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

    В результате изучения биологии ученик должен

    знать/понимать

    - признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

    -  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

    особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности.

    уметь объяснять: 

    - роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

    - изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

    - распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

    - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

    - сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

    - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

    - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

    - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    -  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

    -  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

    -  рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

    -  выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

    - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;

    а также методических пособий для учителя:

    1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

    2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

    дополнительной литературы для учителя:

    1)  Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

    2)  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

    3) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

    4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

    5)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

    7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

    для учащихся:

    В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 – 96

    Содержание программы:

    Тема 1.Введение (2 часа)

          Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. 

          Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

    Раздел I. Уровни организации живой природы (42 час)

    Тема 2. Молекулярный уровень (9 часов)

    Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.

    Лабораторная работа. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

    Тема 3. Клеточный  уровень (12 часов)

          Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

          Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

          Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

          Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

          Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

          Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

          Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

    Лабораторная работа. Строение клеток растений и животных.

    Тема 4. Организменный  уровень (12 часов)

          Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов.. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

          Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

          Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

          Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

         Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гены и хромосомы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

          Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

          Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

          Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

          Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

          Фенотипическая, или модификационная (наследственная и ненаследственная ), изменчивость изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

    . Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

    Лабораторная  работа. Выявление изменчивости организмов.

      Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

          Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

          Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

       Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

          Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

     Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

           Тема 5. Популяционно- видовой  уровень (3 часа)

     Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

        Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида.

    Тема 6.  Экосистемный уровень (5 часов)

    Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

    Движущие силы и результаты эволюции.

    Тема 7.  Биосферный уровень (4  часа)

          Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

          Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.  

    Раздел II. Эволюция органического мира (10 часов)

    Тема 8. Основы учения об эволюции (10 часов)

       Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

    Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.  Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

          Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

          Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

          Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

    Раздел III. Основы экологии ( 9 часов)

    Тема 9. Организм и среда (5 часов)

    Экология как наука Среда — источник веществ, энергии и информации Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции... Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

    Типы экологических взаимодействий. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

    Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. 

    Тема 10. Биосфера и человек.(4 часа)

    Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека.

    Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов "риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

    11. Резерв (5 часов)

    Учебно- тематический план

    (биология 9 класс)

    № п/п

    Разделы и главы.

    Количество часов

    В том числе:

    Уроки

    Дем. Лабораторные

    работы

    Самостоятельные работы, Тесты

    1

    Введение

    2

    2/2

    Раздел I.  Уровни организации живой природы

    42

    42/33

    3

    6

    2

    Молекулярный уровень

    9

    1

    3

    Клеточный уровень

    12

    1

    1

    4

    Организменный уровень

    12

    1

    1

    5

    Популяционно-видовой уровень

    3

    1

    1

    6

    Экосистемный уровень

    5

    1

    7

    Биосферный уровень

    4

    1

    Раздел II. Эволюция органического мира

    10

    10/9

    1

    8

    Основы учения об эволюции

    10

    1

    Раздел III. Основы экологии

    9

    9/6

    1

    2

    9

    Организм и среда

    5

    1

    1

    10

    Биосфера и человек

    4

    1

    11

    Резерв

    5

    5/5

    Всего

    68

    68/55

    4

    9

    № п/п

    Тема  урока

    К-во  часов

    Дата проведения

    Примечание

    1

    Введение

    2

    1

    Биология-наука о жизни. Методы исследования в биологии

    Дем.

    2

    Сущность жизни и свойства живого.

    Раздел I.  Уровни организации живой природы

    42

    2

    Молекулярный уровень

    9

    1(3)

    Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

    Дем.

    2(4)

    Углеводы

    3(5)

    Липиды

    4(6)

    Состав и строение белков. Функции белков

    5(7)

    Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки

    6(8)

    Биологические катализаторы

    7(9)

    Вирусы

    8-9 (10-11)

    Итогово-обобщающие уроки по теме

    3

    Клеточный уровень

    12

    1(12)

    Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

    Дем. Л.р.

    2(13)

    Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

    3(14)

    Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

    4-5(15-16)

    Различия в строении клеток эукариот и прокариот

    Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

    6(17)

    Энергетический обмен в клетке

    7(18)

    Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез

    8(19)

    Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

    9(20)

    Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция

    10(21)

    Деление клетки. Митоз

    11-12

    (22-23)

    Итогово-обобщающие уроки по теме

    4

     Организменный уровень

    12

    1(24)

    Размножение организмов. Оплодотворение

    Дем. Л.р.

    2(25)

    Развитие половых клеток. Мейоз

    3(26)

    Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

    4(27)

    Генетика как наука. Гибридологический метод. Единообразие гибридов первого поколения. Закон чистоты гамет.

    5(28)

    Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Другие виды скрещивания

    9(29)

    Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость

    10(30)

    Основы селекции. Работы Н.И Вавилова

    11(31)

    Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

    12(32)

    Итогово-обобщающий урок по теме

    5

    Популяционно-видовой уровень

    3

    1(33)

    Вид. Критерии вида

    2(34)

    Популяции. Биологическая классификация

    Дем. Л.р.

    3(35)

    Контрольно-обобщающий урок по теме

    6

    Экосистемный уровень

    5

    1(36)

    Сообщество, экосистема, биогеоценоз

    Дем.

    2(37)

    Видовое разнообразие сообщества. Морфологическая и пространственная структура сообщества

    3(38)

    Трофическая структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества

    4(39)

    Экологическая сукцессия. Значение экологической сукцессии

    5(40)

    Итогово-обобщающий урок по теме

    Тест

    7

    Биосферный уровень

    4

    1(41)

    Биосфера. Среды жизни.

    Дем.

    2(42)

    Средообразующая деятельность организмов

    3(43)

    Круговорот вещества в биосфере. Биогеохимический цикл азота. Биогеохимические циклы углерода и фосфора

    4(44)

    Итогово-обобщающий урок по теме

    Самостоятельн   работа

    Раздел II. Эволюция органического мира

    10

    8

    Основы учения об эволюции

    10

    1(45)

    Развитие эволюционного учения.

    Дем.

    2(46)

    Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

    3(47)

    Изменчивость организмов.

    4(48)

    Генофонд популяций.  Генетическое равновесие в популяциях и его  нарушения.

    5(49)

    Борьба за существование. Естественный отбор.

    6(50)

    Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы.

    7(51)

    Видообразование.

    8(52)

    Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

    9(53)

    Главные линии (направления) эволюции.

    10(54)

    Итогово-обобщающий урок по теме

    Тест

    Раздел III. Основы экологии

    9

    9

    Организм и среда

    5

    1(55)

    Экологические факторы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

    Дем. Л.р.

    2(56)

    Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования

    3(57)

    Межвидовые отношения организмов

    4(58)

    Колебания численности организмов. Экологическая регуляция

    5(59)

    Итогово-обобщающий урок по теме

    Самостоятельн  работа

    10

    Биосфера и человек

    4

    1(60)

    Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу

    2(61)

    Основы рационального природопользования

    3(62)

    Изучение экологической ситуации в регионе

    4(63)

    Итогово-обобщающий урок по теме

    Тест

    11

    Резерв

    5

    0

         

           Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в  Требования к уровню    подготовки выпускников

    Перечень учебно-методического обеспечения:

    Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

    - нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

    - программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

    - материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

    Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

    - Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

    - Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

    - Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

    - Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

    - Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

    -Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

    Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

    Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

    Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.;

    тетради с печатной основой:

    В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.

    а также методических пособий для учителя:

    1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2008;

    2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;

    Важным компонентом учебно-методического комплекта является  электронные пособия

    (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

    MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

    - Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

    - Биология. 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

    - Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

    Кроме того, при ведении курса в 9 классе на каждом уроке можно использовать материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов»  (http://school-collection.edu.ru/) .

    Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

    www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

    www.bio.nature.ru – научные новости биологии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование по биологии 6 класс ( 1 час в неделю) авторская программа

    Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса биологии для 5-9 к...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии составлена на основе ФГОС

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базо...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс составлена на основе ФГОС

    Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 ...

    Рабочая программа и КТП 6 класс по биологии в соответствии с ФГОС

    Данная рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе. Рабочая программа о...

    Рабочая программа и КТП 5 класс по биологии в соответствии с ФГОС

    Рабочая программа и КТП 5 класс по биологии в соответствии с ФГОС...

    Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

    Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

    Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

    Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...