Главные вкладки

    Элективный курс (биология, 9 класс) на тему:
    «В мире генетики»

    Чегиров Акылжан Елтаевич

    Курс по выбору «В мире генетики» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 17 ч (1 час в неделю). Курс включает следующие темы: «Закономерности наследственности и изменчивости человека», «Методы изучения генетики человека», «Современные исследования в генетике». Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Курс включает раздел «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon genetika_9_kl.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                          МБОУ «Основная общеобразовательная школа с. Энмелен»

    Согласовано                                Рассмотрено                                                     Утверждено

    Зам. директора по УР                 МО естественно - научного цикла                директором МОУ «ООШ с. Энмелен»

    Васильева С.Н.                           руководитель МО Васильева С.Н.                 Родионовой Л.А.

                                            

                                                          Программа

                элективного предпрофильного курса

                                       8-9 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

     «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ».

    9 КЛАСС.

                                                         

                                                 

      Составил учитель

    учитель химии и биологии

                                                                               МБОУ «ООШ с. Энмелен»

                                                                                       Чегиров Бакытжан Аманбекович                         

    Энмелен 2013/2014 гг.

                                   

    Пояснительная записка

    Курс по выбору «В мире генетики» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 17 ч (1 час в неделю). Курс включает следующие темы: «Закономерности наследственности и изменчивости человека», «Методы изучения генетики человека», «Современные исследования в генетике». Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Курс включает раздел «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления.

    Связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика в значительной мере стимулирует формирование познавательного интереса. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации.

    Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути, – ориентация содержания курса на старшую школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных проблемам, детальное рассмотрение которых предполагается в старшей профильной школе.

    Цель элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, содействие формированию у учащихся генетической грамотности и приобщение к здоровому образу жизни, создание условий для развития творческого мышления, развитие умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

    Задачи курса: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний; формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний; развитие генетического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинноследственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов; формирование у школьников правильного отношения к здоровью.

    Ожидаемые результаты занятий

    Учащиеся должны знать:

    – основные правила и законы наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков, независимое наследование, сцепленное наследование;

    – хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности;

    – закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норма реакции, причины изменчивости;

    – значение генетики для медицины, основные принципы генной инженерии.

    Учащиеся должны уметь:

    – применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования;

    – давать характеристику типам скрещивания, приводить примеры, конкретизирующие рассматриваемые закономерности;

    – приводить примеры практического применения генетических знаний в медицине, сельском хозяйстве и др.;

    – применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране природы, приемов выращивания растений и животных, получения новых сортов, пород и гибридов;

    – пользоваться генетической терминологией и символикой; определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретным ситуациям;

    – решать генетические задачи.

    Содержание курса

    Введение (1 ч)

    Предмет, задачи, объекты генетики. История развития генетики.

    Тема 1. Закономерности наследственности и изменчивости человека (8 ч)

    История исследований генетики человека. Менделевская генетика человека. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование генов у человека. Генетика пола. Наследственность и среда. Типы изменчивости у человека.

    Практические занятия:

    • решение и составление задач по теме: «Моногибридное и дигибридное скрещивание»;
    • решение задач по темам:

    – «Взаимодействие генов»;

    – «Сцепленное наследование»;

    – «Наследование, сцепленное с полом»;

    • лабораторная работа «Создайте лицо ребенка»;
    • лабораторная работа «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков».

    Тема 2. Методы изучения генетики человека (6 ч)

    Клиникогенеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетические методы. Иммуногенетические методы. Популяционногенетические методы. Биохимические методы.

    Решение задач по темам:

    – «Определение типа наследования признака с помощью анализа родословной»;
    – «Генетические процессы и действие закона Харди–Вайнберга в популяциях человека»;
    – «Наследование групп крови у человека».

    Тема 3. Современные исследования в генетике (2 ч)

    Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – наука будущего. Проблема создания и использования трансгенных организмов. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.

    Проведение социологического опроса: «Выявление отношения людей к трансгенным продуктам».

    Тематическое планирование 17 часов (1 час в неделю)

    Тема занятия

    Форма занятия

    Образовательный продукт

    Введение (1 час)

    Тема 1. Закономерности наследственности и изменчивости человека

    (8 ч)

    Предмет, задачи, объекты генетики.
    История развития генетики

    Лекция

    Опорный конспект

    Тема 2. Методы изучения генетики человека (6 ч)

    Гибридологический метод.
    Моногибридное скрещивание

    Лекция

    Опорный конспект

    Дигибридное скрещивание

    Лекция

    Опорный конспект

    Решение и составление задач по теме: «Моногибридное и дигибридное скрещивание»

    Лекция. Практикум

    Отчет

    Взаимодействие генов. Решение задач по теме: «Взаимодействие генов»

    Лекция. Практикум

    Отчет

    Сцепленное наследование генов у человека.
    Генетика пола. Решение задач по теме: «Сцепленное наследование»

    Лекция. Практикум

    Отчет

    Решение задач по теме: «Наследование, сцепленное с полом»

    Практикум

    Отчет

    Лабораторная работа «Создайте лицо ребенка»

    Практикум, работа в группе

    Отчет

    Наследственность и среда. Типы изменчивости у человека. Лабораторная работа «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков»

    Практикум, работа в группах

    Отчет

    Тема 3. Современные исследования в генетике (2 ч)

    Клиникогенеалогический метод

    Лекция

    Опорный конспект

    Близнецовый метод. Цитогенетический метод

    Лекция

    Опорный конспект

    Демонстрация таблиц, видеофильмов о достижениях генной инженерии, о трансгенных растениях и животных.

    Темы докладов и рефератов

    1. Трансгенные продукты: «за» и «против».
    2. Выращивают ли трансгенные растения в России? Как они поступают к нам?
    3. Успехи ученых в области получения трансгенных животных.
    4. Зачем нужно маркировать генетическимодифицированные продукты?
    5. История развития генетики.

    Список литературы для учащихся

    1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.
    2. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.
    3. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.
    4. Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Вышэйша школа, 1976.
    5. Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.
    6. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

    Список литературы для учителя

    1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
    2. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000.
    3. Пирузян Э.С. Генетическая инженерия растений. – М.: Знание, 1988. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология», № 5).
    4. Нейфах А. Клеточные и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987.
    5. Сборник задач по общей и медицинской генетике. Учебнометодическое пособие / Бутвиловский В.А. и др. – Минск: МГМИ, 1998.
    6. Синнот Э., Денн Л. Курс генетики. Теория и задачи. Изд. 3е, перераб. и расшир., 1934.
    7.  Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. – Новосибирск: Наука, 1974.
    8. Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая школа, 1984.
    9. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.
    10. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Пер. с англ. В 3х т . Т. 3. – М.: Мир, 1988.
    11. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории. – М.: Наука, 1990.
    12. Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. – М.: Высшая школа, 1977.
    13. Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н. Сборник задач по генетике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Я в мире, мир во мне.Из цикла "Мир увлечений подростка"

    Работы такого характера делали все учащиеся моего класса. выступали на классных часах, были участниками школьных проектов....

    Роль отечественных ученых в развитии генетики

    Цели:Образовательные: познакомить учащихся с работами, научной деятельно­стью отечественных ученых в области генетики;Развивающие:развивать внима­тельность, умения работать в коллективе, выслуши...

    Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

    ): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

    Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

    тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

    урок в разделе Генетика. 10 класс. Статистический характер явлений расщепления. (Законы Менделя)

    урок для 10 класса средней школы. Повторение 1 и 2 законов Менделя, основных терминов генетики.  Урок можно использовать  в самом начале изучения раздела "Генетика". В ходе урока обсуждаются...

    "Мир генетики". Элективный курс.

    Элективный курс «Мир генетики» углубляет, расширяет и закрепляет базовые знания по биологии. Он предназначен для предпрофильной подготовки в биолого - химических, биолого – медицинских кл...

    Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

    Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....