Нестандартный урок на тему "Живет повсюду красота".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Тимошенко Ирина Владимировна

 

Урок на тему «Живет повсюду красота» проводится в нестандартной форме заполнения устного журнала(мини-проект). Выбранная форма проведения урока объясняется необходимостью заинтересовать учащихся в изучении предмета, показать красоту окружающей природы. Своеобразие занятия проявляется в том, что пятиклассники получают возможность продемонстрировать творческие способности, свой не большой жизненный опыт. В  ходе урока задействованы все учащиеся, создается ситуация успеха, которая стимулирует положительную мотивацию и заинтересованность в закреплении уже имеющихся и  получении новых знаний. Положительным моментом урока является интеграция различных предметов: биологии, литературы, изобразительного искусства, краеведения, музыки. Игровой характер урока позволяет ненавязчиво реализовать идею интеграции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63 КБ
Файл seminar1.pptx953.7 КБ
Microsoft Office document icon sinkveyn.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Живет повсюду красота».

Цель:  заинтересовать учащихся изучением предмета биология, показать значимость природы для человека, формировать умение выделять главное, формулировать выводы, урок способствует экологическому воспитанию.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основами биологии в курсе природоведения, с флорой и фауной Коломенского района,  научить учащихся находить элементы биологических знаний в литературных произведениях, расширить понятия учащихся о фразеологизмах.

Воспитательные: формирование культуры диалогового общения, формирование ценностей природы, окружающего мира и места человека в этом мире,  прививать любовь учащихся к родному краю, умение ценить, охранять и уважать природу, воспитание гражданской позиции.

Развивающие: обучение рефлексии, как методу самоанализа,  развитие познавательной деятельности, развитие творческого и нравственного потенциала учащихся,  внимания, памяти, мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, формирование способностей учащихся четко выражать и отстаивать свое мнение.

План урока:

  1. Мотивационное начало.
  2. Устное народное творчество:
  1. Пословицы;
  2. Фразеологизмы.
  1. Фотогалерея.
  2. Релаксация. Слайд – шоу.
  3. Фотозагадки.
  4. Литературно-биологические парадоксы.
  5. Творческое домашнее задание.
  6. Синквейн.

Ход урока:

Нас окружает удивительный и прекрасный мир природы. У Константина Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется прожить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей родной природы».

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: «Какое влияние оказывает природа на человека, его чувства и эмоции, его настроение?».

Постарайтесь поразмышлять над этим вопросом во время урока, в конце мы вместе сделаем выводы по этому вопросу.

Мы часто не замечаем, той красоты,  которая нас окружает. В спешке, пробегая по улице, не обращаем внимания на золотой ковер осенней листвы, красивые закаты и рассветы, радугу после дождя, первый весенний лист. Давайте сегодня попробуем остановиться и совсем другими глазами посмотреть на то, что нас окружает.

Клип Ю.Антонов «Живет повсюду красота».

(2,5 – 3 мин)

Сегодня вы будете выступать в роли журналистов, аналитиков, фотокорреспондентов и редакторов газеты под названием «Живет повсюду красота».  На уроке, мы заполним пустые страницы газеты, вписывая в нее наши знания, мысли, рассуждения.

  1. Итак, первая страница газеты называется «Устное народное творчество».

В нашу жизнь прочно вошли разнообразные пословицы, во многих упоминаются растения и животные. Они часто помогают нам сделать какой либо вывод или высказать  мысль. У вас на столах в файлах лежат перепутанные половинки пословиц, ваша задача составить пословицу и постараться объяснить ее смысл и правильную пословицу поместить на газету.

(на работу  1,5 минуты + 5 мин обсуждение)

Пословицы (две - три пословицы на группу):

  1. Ласточка весну начинает, соловей кончает.
  2. Весна красна цветами, а осень снопами.
  3. Увидел скворца, весна у крыльца.
  4. Трусливому зайке и пенек волк.
  5. У каждого цветка свой аромат.
  6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  7. Красна птица перьями, а человек ученьем.
  8. Человек без друзей, что дерево без корней.
  9. Работа не волк, в лес не убежит.

  1. Следующая рубрика нашей газеты «Фразеологизмы».

Кто из вас знает, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.

Такие словосочетания как «Клевать носом», «Белая ворона», «Слона и не приметил» мы слышим часто, но не всегда знаем истинное  их значение и постараемся объяснить некоторые из них.  В конвертах на столах лежат фразеологизмы. Вы с помощью выдержек из фразеологического словаря должны объяснить их.

(на работу 2 мин + 5 мин на объяснение)

Фразеологизмы:

Белая ворона

Синяя птица

Собаку съел

Где раки зимуют

Утку пустить

Спит как сурок

Мокрая курица

Как с гуся вода

Синица в руках

(по два – три фразеологизма на группу)

  1. Следующая страница  газеты  «Фотогалерея», но пока она пуста и наша задача сделать ее яркой и красочной. И поможет нам в этом те  загадки,  что вы подготовили к уроку. А отгадки в виде фотографий и станут экспонатами этой рубрики. Итак, начинаем с первой группы.

(на работу 5 – 7 мин)

Загадки (по три – пять загадок на группу):

Я капелька лета

На тоненькой ножке

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться

А имя дала мне

Родная землица.

(земляника)

Хвост пушистою дугой,

Всем знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле!

(белка)

Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!»

(паук)

Как-то вечером на дачу

Гость пришел ко мне смешной

Смелый, стало быть, в придачу,

И немного озорной.

Прогулялся вдоль забора,

Задержался возле пня…

Стал своим уж очень скоро,

Но заметил тут меня!

Сжался он, как только мог,

Превратившись в колобок,

На игольник стал похож,

Угадали? Это…

(еж)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Спрятался за пень,

Шляпка набекрень.

Кто проходит близко –

Кланяется низко.

(гриб)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло –

Сразу в дупло.

(сова)

Что это за птица?

Гнезда не строит для себя,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(кукушка)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их поджарим, погрызем,

А придут к нам гости –

Им дадим по горсти!

(подсолнечник)

Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны!

(уж)

Вдоль по речке, по водице –

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

 (утка с утятами)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

(снегирь)

Живут на ручьях лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(бобр)

Выпучив глаза сидит,

Не по-русски говорит.

Родилась в воде,

Но живет и на земле.

(лягушка)

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

Буду жить спокойно в нем!

(крот)

  1. Русские писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на минутку пофантазируем и выйдем на луг, берег реки, войдем в лес или побродим по старым улочкам Коломны и послушаем стихотворение Николая Рылеева «Все в тающей дымке…», которое подготовили для вас ребята.

Презентация с видами природы Коломны + стихотворение.

Все в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

(3 мин)

  1. «Фотозагадки» - это очередная рубрика газеты.

Слово нашим фотокорреспондентам, которые подготовили для вас фотографии с видами природы Коломны. Вы должны постараться вспомнить, что это за место и где находиться.

От каждой группы по 3-5 фотографий

(3-4 мин)

  1. Следующая страница нашей газеты «Литературно-биологические парадоксы». 

Многие поэты воспевали красоту природы в стихах, эти стихи нам хорошо знакомы с детства. Но даже такие великие поэты допускали в своем творчестве биологические ошибки. И сейчас нам покажут свою работу аналитики каждой группы, которые нашли такие казусы.

(6-7 мин)

В.А.Жуковский

     Где ж ты, птаха!

     Где ты, певичка!

     В дальнем краю

     Гнёздышко вьёшь ты.

     Там и поёшь ты песню свою.

С.Я.Маршак

    А эта весёлая птица – синица,

    Которая часто ворует пшеницу,

    Которая в тёмном чулане хранится

    В доме, который построил Джек.

И.А.Крылов

     Попрыгунья Стрекоза

     Лето красное пропела,

     Оглянуться не успела,

     Как зима катит в глаза

     «Кумушка, мне странно это:

      Да работала ль ты в лето?» -

      Говорит ей Муравей.

А.А.Фет «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

                     Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем-

                     Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

                      Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

                      И вот – дышу.

А.Н.Плещеев

    Травка зеленеет,

    Солнышко блестит,

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит.

    Дам тебе я зёрен,

    А ты песню спой,

    Что из стран далёких

    Принесла с собой.

С.Есенин

  Выткался над озером алый цвет зари,

  На бору со звоном плачут глухари.

  Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,

  Только мне не плачется – на душе светло

7. Творческое домашнее задание.

Итак, ребята, мы с вами заполнили большую часть нашей газеты, осталась последняя незаполненная рубрика. Прежде чем перейти к ней, давайте запишем домашнее задание. Я предлагаю вам составить кроссворд, написать мини сочинение, нарисовать рисунок, к которых отразилось бы ваше отношение к природе.

8. Синквейн «Природа».

Это сама творческая часть нашего занятия. Вы сегодня много говорили о природе родного края, и сейчас вам предстоит написать Синквейн на тему «Природа», в котором вы попытаетесь ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Правила синквейна на доске и на столах у каждого из вас.(5-7 мин)

А теперь давайте поделимся теми ассоциациями, которые у вас возникают у вас при слове Природа.

И наконец, заполним последнюю рубрику газеты.

(синквейны можно по желанию учащихся повесить на газету).

В синквейне вы отразили ваше отношение к природе, чувства и эмоции, которые вызывает у вас красота нашего края. И теперь я думаю, вы по-другому будете относиться к окружающей вас природе, беречь и охранять ее. Ведь природа – это источник вдохновения, кладезь знаний, кладовая полезных ископаемых, без которых невозможна жизнь человека.

А закончить наше занятие, я бы хотела словами В. Трояновского:

«Природа наша единственная,  и конечно самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает и следует ее указаниям, тот и достигает, без всякого сомнения, наилучших результатов».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живет повсюду красота

Слайд 6

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме . Порядок написания синквейна : Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна . Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья строка- три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.



Предварительный просмотр:

Синквейн- это стихотворение, состоящее из  пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...

Презентация к уроку по музыке "Повсюду музыка слышна"

Презентация к уроку № 3  в 1 классе из раздела "Музыка вокруг нас" по программе Е.Д. Критской...

УРОК-ИГРА "Математика повсюду"

Разминка. Конкурс загадок. Игра для болельщиков. Математическая эстафета. Итоги....