Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Чернышёва Ольга Борисовна

Модульные  уроки  по  биологии  7  класс; рабочая  программа  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - курс  «Биология»  7  класс; учебник  В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во    «Просвещение»  2014  год;

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnye_uroki.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

      Предлагаемые  уроки  составлены  в  соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного  общего  образования  и  на  основе  рабочей  программы  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - курс  «Биология»  7  класс, учебник  В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во    «Просвещение»  2014  год.

     В  основе    нового  Стандарта  лежит  системно-деятельностный  подход, который  обеспечивает: формирование  готовности  к  саморазвитию  и  непрерывному  образованию; проектирование  и  конструирование  социальной  среды  развития  обучающихся  в  системе  образования; активную учебно-познавательную  деятельность  обучающихся; построение  образовательного  процесса  с  учётом  индивидуальных  возрастных, психологических  и  физиологических  особенностей  учащихся. Модульное  обучение  является  такой  технологией  обучения, которая    базируется  на  позициях  деятельного, активного, гибкого  подхода  к  построению  педагогического  процесса. Эта  педагогическая  технология  обеспечивает  ученику  развитие  его  мотивационной  сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений  осуществлять  самоуправление  учебно-познавательной  деятельностью. Ученик  полностью  самостоятельно  (или  с  определённой  дозой  помощи)  достигает  конкретных  учебно-познавательных  целей  в  процессе  работы  с  модулем. Модуль – целевой  функциональный  узел, в  котором  объединено  учебное  содержание  и  технология  овладения  им. В  модуль  входят: целевой  план  действия, банк  информации, методическое  руководство  по  достижению  дидактических  целей. Модуль  выступает  как  программа  обучения. Индивидуализированная  по  содержанию, методам  учения, уровню  самостоятельности, темпу  учебно-познавательной  деятельности  ученика.  При  модульном  обучении каждый  ученик  включается  в  эффективную  учебно-познавательную  деятельность, работает  с  дифференцированной  по  содержанию  и  дозе  помощи  программе. Идёт  индивидуализация  контроля, самоконтроля, консультирования, степени  самостоятельности. Ученик  имеет  возможность  в  большей  степени  самореализоваться   и  это  способствует  мотивации  учения. Данная  система  представляет  большие  возможности  для  развития  таких  качеств  личности  ученика,  как  самостоятельность  и  коллективизм,  гарантирует  каждому  ученику  освоение  стандарта  образования  и  продвижения  на  более  высокий  уровень  обучения.

                 

 План-конспект  модульных  уроков  по  биологии  в  7  классе

 Тема  урока – «Класс  Млекопитающие,  или  Звери»,

                           «Многообразие  зверей»  

 Дидактическая  цель:  в результате  овладения  содержанием этих  модулей  обучающиеся  должны  знать  особенности  строения  и  жизнедеятельности  животных  разных  систематических  групп,  познакомиться  с  многообразием  животного мира, расширить  знания  о  значении  животных  в  природе  и  жизни  человека.

Интегрирующая  цель  1  модуля  – «Класс  Млекопитающие,  или  Звери»: в  результате  работы  обучающиеся  должны   познакомиться  с  общей  характеристикой  млекопитающих;  рассмотреть  прогрессивные  черты  организации  млекопитающих, позволяющие  им  освоить  основные  среды  обитания.

Интегрирующая  цель  2  модуля - «Многообразие  зверей»: в  результате  работы  обучающиеся    должны  познакомиться  с   многообразием  млекопитающих;   изучить  экологические  группы  млекопитающих  по  местам  их  обитания.  

Тип  урока: урок комплексного  применения  знаний, умений, навыков.

Формы  организации  познавательной  деятельности: используется  блочно-модульная  технология  обучения ( работа  по  готовому  модулю  индивидуальная, групповая  работа).

Оборудование: распечатанный  учебный  материал  с  указанием  номера  учебного  элемента, заданий, рекомендации  по  выполнению  заданий  (модуль  1, модуль  2), мультимедийные  презентации, таблицы, рисунки, фотографии, скелет, чучело  млекопитающего  животного.

Базовые  знания:  классификация  животных, основные  систематические  группы, особенности  строения  и  жизнедеятельности  животных, многообразие  животного  мира.

Основные  понятия  и  термины: класс  Млекопитающие, волосяной  покров, млечные  железы, матка, диафрагма, плацента, плод, беременность, роды.; Первозвери, Настоящие  звери, Низшие  млекопитающие, Высшие  млекопитающие, экологические  группы  млекопитающих.

Методические  рекомендации  и  задачи  урока:

  1. Развиваем  умение  учащихся  работать  по  алгоритму  учебного  модуля; работе  с  текстом  учебника; работе  групповой  и  индивидуальной.
  2. Закладываем  основы  для  дальнейшего  развития  общебиолгических  понятий.
  3. Развиваем  интерес  учащихся  к  самостоятельной  деятельности, предложив  им  оценить  свою  работу  по  шкале  баллов, полученных  за  выполнение   разных  заданий  учебного  модуля.

Формы  организации  познавательной  деятельности: индивидуальная  и  групповая  работа  по  алгоритму  учебных  модулей.

Приёмы  организации  учебной  деятельности  учителя: организация  проверки  заданий  учебных  элементов, беседа, работа  с  учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.

Организация  деятельности  учащегося: самостоятельная  работа.

Развитие  умений  учащихся: развиваем  умение  самостоятельной  работы  с  текстом  учебника, учебным  модулем; умение  оценивать  ответы  выступающих  и  свою  работу.

 

                 Глава  3.  «Многообразие  животного  мира»

Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей  Вы  должны знать особенности  строения  и  жизнедеятельности  животных  разных  систематических  групп,  познакомиться  с  многообразием  животного мира, расширить  знания  о  значении  животных  в  природе  и  жизни  человека.

               Модуль  1 -  «Класс  Млекопитающие,  или  Звери»  Урок  57(1 ч)

№  учебного

элемента

              Учебный  материал  с  указанием  заданий

Рекомендации по выполнению

заданий

УЭ-0

Интегрирующая  цель: в  результате  работы  вы  должны познакомиться  с  общей  характеристикой  млекопитающих;  рассмотреть  прогрессивные  черты  организации  млекопитающих, позволяющие  им  освоить  основные  среды  обитания.

Прочитайте  цели  урока

УЭ-1

Цель: определить  исходный  уровень  знаний («входной  контроль  знаний»)

Выполнит  тестовые  задания, Внимательно  прочитайте вопрос  и  варианты  ответов, определите  правильный  ответ

  1.  вариант

1.Какие  животные  имеют  постоянную  высокую  температуру  тела

А)  хрящёвые  и  костные  рыбы; Б) птицы  и  млекопитающие;

В) земноводные  и  пресмыкающиеся;  Г) моллюски  и  членистоногие.

2. Какое  животное  не  относится  к  млекопитающим?

А) утконос; Б) кит; В) полевая  мышь; Г) крокодил.

3.Почему  туловище  млекопитающих  приподнято  над  землёй?

А) у  них  ноги  располагаются  по  бокам;

Б) у  них  особое  строение  передних  конечностей;

В)  у  них  особое  строение  задних  конечностей;

Г)  у  них  ноги  располагаются  под  туловищем.

4. Клетка  многоклеточных  животных  …

А) видна  простым  взглядом; Б) выполняет  одну  из  функций  живого  организма;

В) представляет  самостоятельный  орган; Г) покрыта  целлюлозной  оболочкой.

5. Наиболее  крупной  среди  систематических  групп  является  …

А) класс; Б) царство; В)  тип; Г)  отряд.

2  вариант

1. В  какую  группу  систематики  объединяют  сходные  отряды  животных  

А) тип; Б) класс; В) род;  Г) вид.

2.Какое  животное  не  относится  к  позвоночным?

А) ланцетник; Б) утконос; В) синяя  акула; Г) голубь.

3.При  изменении  температуры  окружающей  среды  существенно  изменяется  температура  тела  у …

А) дельфина; Б) морского  котика; В) кита; Г) трески.

4.Что  такое  система  органов?

А) объединение  однородных  клеток, выполняющих одинаковую  функцию;

Б) определённая  часть тела, выполняющая  соответствующую  функцию;

В)  органы, выполняющие  определённую  функцию;

Г) несколько  рядом  расположенных  органов.

5.Какие  позвоночные  животные  являются  исторически  более  молодыми?

А) пресмыкающиеся; Б) рыбы; В)  птицы  и  млекопитающие; Г) земноводные.

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем. За  каждый  правильный  ответ  начисляется  один  балл.

Самостоятельная  работа  по  вариантам

Вместе  с  классом

УЭ-2

Цель: определить  признаки, свойственные  животным  класса  млекопитающих.

  1. Подготовьте  устный  ответ  на  вопрос -  На  основани  каких  признаков  выделяют  класс  млекопитающих?
  2. Примите  участие  в  обсуждении  поставленного  вопроса.
  3. Выпишите  признаки  класса  млекопитающих.

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем.

Работайте  индивидуально.

Прочитайте    стр.  212  учебника.

Проверь  правильность  ответов  и  оцени  свою  работу  по  коду

УЭ-3

Цель: получить  представление о  внешнем  строении  млекопитающих  животных.

Рассказ  учителя  с  элементами  беседы, демонстрацией  таблиц, фотографий.

Прослушивание  сообщения  учителя. Фиксируйте  основные  моменты  в  тетрадях.

УЭ-4

Цель: получить  представление о  внутреннем  строении  млекопитающих  животных.

  1. Изучите  внутреннее  строение  млекопитающих  по  тексту  учебника.
  2. Оформи  результаты  в  виде  таблицы

Система  органов

Особенности  строения

Скелет

Пищеварительная  система

Органы  выделения

Органы  дыхания

Органы  кровообращения

Нервная  система

Размножение

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем.

Работайте  самостоятельно  в  тетради

Прочитайте  стр. учебника  213-215

Проверь  правильность  ответов  и  оцени  свою  работу  по  коду

УЭ-5

Цель: проверить усвоение знаний («выходной  контроль  знаний»)

Выполните задание: в  каждое  предложение  вставьте  пропущенное  слово

1  вариант

1. В  коже  млекопитающих  есть  разные  железы -  потовые, сальные, … , пахучие.

2.Позвоночник  млекопитающих  расчленён  на  отделы: шейный,  …, поясничный, крестцовый  и  хвостовой.

3. Анальное  отверстие  относится  к  …  системе.

4. Сердце  млекопитающих  состоит  из  двух  предсердий  и  двух  … .

5. Для  млекопитающих  характерна   …  - куполообразная  мышца, отделяющая  грудную  полость  от  брюшной.

2  вариант

1. Скелет  млекопитающих  состоит  из  … , позвоночника, поясов  конечностей  и  самих  конечностей.

2. Место  соприкосновения  кровеносных  сосудов  матери  с  кровеносными  сосудами  оболочек  зародыша  называют  … .

3. Почки  относятся  к  …  системе.

4 . Кровь, насыщенная  углекислым  газом, называется  … .

5. У  млекопитающих  различают  длинные  толстые  остевые  волосы,  мягкие  пуховые  и  жёсткие  длинные - … .

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем.

Работайте  самостоятельно  в  тетради

Ответы  проверьте  по  коду

УЭ-6

1)  Прочитайте  цель  урока.

2)  Достигли  ли  вы  цели  урока? В  какой  степени?

3)  Оцените  свою  работу  на  уроке (подсчёт  баллов, полученных  каждым  учеником  за  урок)

Самостоятельная  работа  по  подведению  итогов

УЭ-7

Домашнее  задание

Изучить  параграф  №55. Ответить  на  вопросы  в  конце  параграфа.

Выполнить  задания  в  рабочей  тетради  параграф 55.

Работать  дома  самостоятельно

               Модуль   2 - «Многообразие  зверей»  Урок  58 (1 ч)

№  учебного

элемента

              Учебный  материал  с  указанием  заданий

Рекомендации по выполнению

заданий

УЭ-0

Интегрирующая  цель: в  результате  работы  вы  должны познакомиться  с   многообразием  млекопитающих;   изучить  экологические  группы  млекопитающих  по  местам  их  обитания.  

Прочитайте  цели  урока

УЭ-1

Цель: определить  исходный  уровень  знаний («входной  контроль  знаний»)

Выполнит  тестовые  задания, Внимательно  прочитайте вопрос  и  варианты  ответов, определите  правильный  ответ

  1.   вариант

1.Туловище  млекопитающих  высоко  поднято  над  землёй  благодаря:

А)  удлинённым  костям  конечностей;

Б) расположению  ног  под  туловищем;

В) большему, чем  у  пресмыкающихся и  земноводных, числу  отделов  в  передних  и  задних  конечностях;

Г) крупным  размерам.

2. Волосяной  покров  тела  имеют

А) все  млекопитающие;

Б) только  млекопитающие, жизнь  которых  не  связано  с  водой;

В)  большинство  млекопитающих;

Г) немногие  млекопитающие.

3.Детёныши  у  млекопитающих  рождаются:

А) у  всех  слепыми  и  беспомощными;

Б) у  всех  зрячими  и  покрытыми  шерстью;

В)  как  слепыми  и  беспомощными, так  и  зрячими;

Г)  зрячими  и  покрытыми  шерстью  только  у  крупных  хищников.

4.Позвоночник  обладает  большой  гибкостью  и   подвижностью:

А) у  всех  млекопитающих;

Б) у  большинства  млекопитающих;

В)  у  мелких  животных,   которые  при  движении  выгибают  спину  дугой;

Г) у  крупных  травоядных  млекопитающих.

5. В  коже  млекопитающих  имеются  железы:

А)  только  сальные; Б) только  потовые;

В)  только  млечные; Г) сальные, потовые, пахучие, млечные.

             2  вариант

1.Глаза  у  млекопитающих:  

А) имеют  веки  с  ресницами; Б) не  имеют  ресниц;

В) не  имеют  век; Г) имеют  веки  и  ресницы  только  у  отдельных  водных  видов.

2.Выкармлиывют  молоком  детёнышей  млекопитающие:

А) все; Б) большинство  видов;

В) только  ведущие  наземный  образ  жизни;

Г) только  травоядные.

3.В  позвоночнике  млекопитающих  выделяют  отделы:

А) шейный  и  поясничный; Б) шейный  и  туловищный;

В) грудной  и  хвостовой; Г) шейный, грудной, туловищный  и  хвостовой.

4.Диафрагма - это

А) плоская  мышца, разделяющая  полость  тела  на  грудную  и  брюшную;

Б) перегородка  между  грудной  клеткой  и  кишечником;

В) хрящёвая  перегородка  между  шейным  и  туловищным  отделами;

Г) перегородка  между  левым  и  правым  лёгким.

5. В  головном  мозге  млекопитающих  наиболее  развиты:

А) передний  мозг  и  мозжечок; Б) продолговатый  мозг;

В) средний  мозг; Г) задний  мозг.

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем. За  каждый  правильный  ответ  начисляется  один  балл.

 Самостоятельная  работа  по  вариантам

Вместе  с  классом

УЭ-2

Цель: получить  представление о  подклассах  Первозвери (утконос, ехидна)  и  Настоящие  звери (Низшие  млекопитающие – сумчатые  и  Высшие  млекопитающие)  

Задание: прослушайте  выступления  и  составьте план- рецензию  на  сообщение  одноклассников:

  1. понятно – да; нет
  2. интересно – да; нет
  3. объем – мало; норма; много
  4. грамотность речи –
  5. выводы (оценка) –

Тема презентации/сообщения:  «Подкласс  Первозвери (утконос, ехидна)», «Подкласс  Настоящие  звери (Низшие  млекопитающие -  сумчатые)», «Подкласс Настоящие звери (Высшие  млекопитающие)»

Работайте  в  тетради

Оцените  выступление

УЭ-3

Цель: получить  представление  об  экологических  группах      млекопитающих  животных  по  метам  их  обитания.

1.Изучите  внутреннее  строение  млекопитающих  по  тексту  учебника.

2.Оформи  результаты  в  виде  таблицы

Экологическая  группа

Особенности  строения

Представители

Наземные

Подземные

Летающие

Водные

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем.

Работайте  самостоятельно  в  тетради

Прочитайте  стр. учебника  218-219

Проверь  правильность  ответов  и  оцени  свою  работу  по  коду

УЭ-4

Цель: проверить усвоение знаний (выходной  контроль  знаний»)

Выпишите  номера  правильных  утверждений

1. К  зверям  относятся  все  названные  животные:  лев, собака, лось, лисица, коза, крот, летучая  мышь, тюлень.

2. Все  млекопитающие – живородящие  существа.

3. Ушные  раковины  имеются  у  всех  млекопитающих.

4. Млечные  железы – своеобразное  видоизменение  сальных  желёз.

5. Сердце  млекопитающих  четырёхкамерное.

6. Для  млекопитающих  характерна  забота  о  потомстве.

7.У  самки  утконоса  на  брюшной  стороне  тела  образуется  кожистая  сумка, в  которой  находится  новорожденный  детёныш.

8.У  самок  сумчатых  млекопитающих  слабо  развита  плацента.

9. Глаза  располагаются  по  бокам  головы  у  всех  млекопитающих.

10. Ехидна  ведёт  наземный  образ  жизни, а  утконос – полуводный.

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем.

Работайте  самостоятельно  в  тетради.

Ответы  проверьте  по  коду

УЭ-5

Проанализируйте  свою  работу

1)  Прочитайте  цель  урока.

2)  Достигли  ли  вы  цели  урока? В  какой  степени?

3)  Оцените  свою  работу  на  уроке (подсчёт  баллов, полученных  каждым  учеником  за  урок)

Самостоятельная  работа  по  подведению  итогов

УЭ-6

Домашнее  задание

Изучить  параграф  №56. Ответить  на  вопросы  в  конце  параграфа.

Выполнить  задания  в  рабочей  тетради  параграф 56.

Творческое  задание. Составьте  кроссворд  из  10-20  слов  по  теме  «Многообразие  млекопитающих  животных». В  приложении  к  кроссворду  укажите  правильные  ответы.

Работать  дома  самостоятельно

Выполняется  по  желанию, оценивается  учителем.

Ответы  

Модуль  «Класс  Млекопитающие,  или  Звери»  

№  учебного

элемента

              Ответы

Баллы

УЭ-1

  1.   вариант

1.Б)

2.Г)  

3.Г)  

4.Б)  

5.Б)

             2  вариант

1.Б)  

2.А)

3.Г)

4.В)

5.Б)

Максимальное  количество  баллов   - 5

УЭ-2

   

     1.Вскармливают  детёнышей  молоком.

2.Характерен  высокий  уровень  развития  нервной  системы.

3.Обычно  имеют  высокую  и  постоянную  температуру  тела.

4.Сохранению  тепла  способствует  волосяной  покров.

     5.Почти  у  всех  зародыш  развивается  в  утробе  матери, которая  рождает  живых

     детёнышей.

Максимальное  количество  баллов   - 5

УЭ-4

Максимальное  количество  баллов   - 6

УЭ-5

1  вариант

1. Млечные

2. Грудной

3. Пищеварительной  

4. Желудочков

5. Диафрагма

2  вариант

1. Черепа

2. Плацента

3. Выделительной

4. Венозной

5. Вибриссы

Максимальное  количество  баллов   - 5

УЭ-6

Оцените  свою  работу  по  следующей  схеме

Все  задания  выполнены  без  ошибок  –  20-21 балл  –  оценка  «5»

Иногда  ошибался, выполнено  большинство  заданий  -  16-20  баллов  -  оценка  «4»

Часто  ошибался, выполнена  половина  заданий  -  11 баллов  -  оценка  «3»

Почти  ничего  не  смог  сделать – меньше  10 баллов  -  оценка  «2»

                  Модуль  «Многообразие  зверей»    

№  учебного

элемента

              Ответы

Баллы

УЭ-1

  1.   вариант

1.Б)

2.В)  

3.В)  

4.В)  

5.Г)

             2  вариант

1.А)  

2.А)

3.Г)

4.А)

5.А)

             

Максимальное  количество  баллов   - 5

УЭ-3

   

     

Максимальное  количество  баллов   - 4

УЭ-4

Номера  правильных  утверждений

1, 5, 6, 8, 10

Максимальное  количество  баллов   - 5

УЭ-5

Оцените  свою  работу  по  следующей  схеме

Все  задания  выполнены  без  ошибок  –  13 - 14  баллов  –  оценка  «5»

Иногда  ошибался, выполнено  большинство  заданий  -  12 -13  баллов  -  оценка  «4»

Часто  ошибался, выполнена  половина  заданий  -  8 - 10 баллов  -  оценка  «3»

Почти  ничего  не  смог  сделать – меньше  7  баллов  -  оценка  «2»

Литература:

  1. Биология: Учебник  для  7 класса  общеобразовательных организаций /  В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова  - М.: Просвещение, 2014 год.
  2. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Уроки  биологии:  7  класс: пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений. - М.: Просвещение, 2009 год.
  3. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк.  Уроки  биологии:  5-6  класс: пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений. - М.: Просвещение, 2012 год.
  4. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г. Швецов. Биология: рабочая  тетрадь  7   класс: пособие  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. - М.: Просвещение, 2011 год.
  5. Биология: Контрольно-измерительные  материалы  7  класс /  Сост. Н.А. Артемьева  - М.: Вако, 2013 год.
  6. Биология.Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.