«Основные закономерности существования живого» урок биологии в 9 классе
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Волосач Татьяна Николаевна

 «Основные закономерности существования живого»

 

1.     Место урока в теме. Урок находится в начале изучения темы «Изучение о клетке», поэтому по дидактическим целям его можно классифицировать как вводный.

2.     Вид урока определен  как урок – лекция. Вид лекции – лекция -  информация

3.     При постановке задач для учителя я ориентировалась на основные принципы развивающего обучения, основную цель биологического образования – создание условий для становления научного мировоззрения учащихся. Кроме того, большое   внимание уделялось  основной развивающей задаче – развитие системности мышления учащихся при изучении данной темы.

4.     При выборе вида лекции и методов проведения урока наиболее целесообразной показалась лекция – информация, которая ориентирована на изложение и объяснение старшеклассникам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.

Кроме того, материал по теме был дан по принципу опережения, с целью осуществления системы контроля на последующих уроках и дальнейших темах, что содействует становлению системного мышления.

5.     Лекция рассчитана на 2 часа учебного времени и включает следующие приемы: рассказ, эвристическая  беседа, демонстрация наглядного материала, материалов презентации, таблиц, схем.

6.     Особое место в организации урока занимает инструктивная карта  для учащихся, которая выдается каждому из них. В карте отражен основной теоретический материал лекции, а также представлены незаконченные схемы, таблицы, определения, которые учащиеся заполняют в процессе прослушивания учителя, а также отвечают на вопросы с помощью этого текста, следят за текстом, выполняя  работу с терминологическим аппаратом.

         Такой прием использования дидактической карточки применен в связи с тем, что материал темы объемен, будет использован в течение всего учебного года при осуществлении системы контроля. Кроме того, логика т объем материала лекции отличается от таковых в школьном учебнике, по причине акцентирования внимания автора урока на развитие системного мышления школьников на уроке, при изучении темы «Клетка» в курсе «Общей биологии».

Скачать:

Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе:

  1. Ф.И.О. автора: Волосач Татьяна Николаевна
  2. Волосач Татьяне Николаевне
  3. Должность: учитель биологии
  4.  Муниципальное общеобразовательное учреждение Белореченский лицей»
  5. Иркутская область, Усольский район, п.Белореченский
  6. Открытый урок «Основные закономерности существования живого»,  образовательная область – биология 9 клас



Подписи к слайдам:

Районный конкурс уроков биологии, химии, географииОсновные закономерностисуществования живого
Автора: Волосач Татьяна Николаевна, учитель биологии МОУ «Белореченский лицей» 2008 год
Тип урока: вводный Вид урока: лекция - информация Задачи:Образовательная – продолжить формирование представления о клетке как элементарной единице живого и об организации живой системы на разных уровнях становления. Углубить знания об органоидах клетки, ввести понятия об их строении и функциях.Развивающая – развивать умения синтезировать новые знания о закономерностях существования через анализ нового материала об особенностях строения и жизнедеятельности клетки, развивать системность мышления на основе сочетания системы повторения и опережающей подачи материала о клетке (затрагивается материал в эволюционном аспекте на молекулярном и клеточном уровне).Воспитательная – мотивация к изучению темы «Клетка» с использованием интегративных знаний. Методы: по источнику знаний – словесные, наглядные; по этапам обучения – подготовка к изучению нового материала, изучение нового материала; по логике обучение – индуктивные, дедуктивные; по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный.Оборудование: ноутбук, проектор, экран, дидактический материал (схемы, рисунки), демонстрационные таблицы: «Строение клетки», «Химический состав клетки», инструктивные карты для заполнения на уроке, печатный вариант материалов лекции.
План лекции:1. Определение понятия «жизни»2. Основные параметры, характеризующие живое. 3. Уровни организации жизни.4. Клетка – как элементарная единица живого, ее целостность и дискретность.
I. Жизнь – это ….?
ЖИЗНЬ - одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Ученые полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза.
Энгельс Ф.: Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения.Опарин А. И.: Жизнь это особая, качественно отличная от неорганического мира форма движения материи, и организмам присущи особые, специфически биологические свойства и закономерности, не сводимые только к законам, царящим в неорганической природе.
Волькенштейн М.В.: Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из полимеров - белков и нуклеиновых кислот.Энгельгардт В.А.: Жизнь - это, прежде всего, система систем, в которой отчетливо выражено не параллельное, а последовательное сочетание. Тем самым создается предпосылка для организации этой последовательности по принципу иерархической соподчиненности.Дубинин Н.П.: Жизнь - это непрерывный в пространстве и времени поток, в котором преобразуются вещество, энергия и информация.
II. Основные параметры живого
Биологическая система
1. обмен веществ, поток энергии
2. раздражимость
3. гомеостаз
4. наследственность
5. размножение (репродукция)
6. развитие (рост)
7. движение
Единство частей и целого
Свойства живых организмов
III. Уровни, характеризующие живое
Название уровня
Компоненты, составляющие уровень
популяционно- видовой
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитания, в котором формируются популяции
организменный
Отдельная особь определенного вида, способная к развитию как живая система – от момента зарождения до прекращения существования
клеточный
Отдельная клетка
молекулярный
Молекулы веществ – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов
IV. Клетка – …
Клетка – целостная структура, которая имеет сложное строение. Имеет основные части такие как ядро, цитоплазме, и мембрана. А также органоиды, которые выполняют определенные функции для поддержания жизни – жила клеткаКЛЕТКА – наилучший живой объект на котором хорошо представлены системы характеризующие живое с его целостностью и дискретностью
Строение клетки
4.1. Клетка как единое целое состоит из основных частей:
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ мембрана цитоплазма ядро
Структура
Функция
СТРУКТУРА — строение расположение, порядок, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность ФУНКЦИЯ— исполнение, осуществление, деятельность, работа
ФУНКЦИЯ— исполнение, осуществление, деятельность, работа
ЯДРО
ЗАКОДИРОВАНА рРНК
ЯДРЫШКО
СВОЙСТВА
ФУНКЦИИ
СТРУКТУРА
4.2. Характеристика каждой части структуры (клетки)
НАРУЖНАЯ ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНАЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКИЙ МАТРИКСПЛАСТИДЫ(ЛЕЙКОПЛАСТЫ, ХРОМОПЛАСТЫ, ХЛОРОПЛАСТЫ)ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬЯДРОЛИЗОСОМЫКЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИЯДРЫШКОМИТОХОНДРИИВАКУОЛИРИБОСОМЫЦИТОСКЕЛЕТЖГУТИКИ И РЕСНИЧКИ
Клеточная стенка
Строение:состоит из первого наружного слоя углеводов;плазматической мембраны: грибы, бактерии, сине-зеленые водоросли; Наружный слой в растительной клетке очень толстый и плотный, образованный главным образом клетчаткой. Оболочка имеет поры. Функции клеточной стенки:Каркас;Защитная;Опорная;Обеспечивает тургор растительных клеток (тургор –упругость клеток тканей и органов вследствие давления содержимого клеток, на их эластичные клетки).Придает клетке прочность, поддерживает определенную форму, является скелетом растений;Через клеточную стенку проходит вода, соли, молекулы органических веществ;
Цитоплазма.
Строение:Полу вязкая жидкость.Состоит из гиалоплазмы (гиалоплазма – водный раствор неорганических и органических соединений).Функции цитоплазмы:Обмен веществ;Перемещение клеточных структур, их объединение в систему;Связь органоидов;Перемещение питательных веществ;Среда для химических реакций.
Плазматическая мембрана

Строение
Структура
Двумембранная клеточная структура. Состоит из билипидного слоя и мозаично вкрапленных белков. Снаружи располагаются углеводы.
Клеточная мембрана
Функции плазматической мембраны
1.Защитная;2.Обеспечивает избирательную проницаемость;3.Регулирует обмен веществ между клеткой и окружающей средой, водно-солевой баланс;4. Осуществляет транспорт веществ;5.Способствует соединению клеток между собой;6. Ограничивает содержимое клетки от внешней среды; 7. Воспринимает физические и химические воздействия;
8. В мембранах находятся мультиферментные цепи (цепи переноса электронов при дыхании в и при фотосинтезе в хлоропластах); 9. Поступление любого вещества в клетку контролируется мембраной;10. Регулирует скорость отдельных процессов и всего метаболизма клетки; 12. Активный перенос веществ в клетку с помощью специальных молекул, входящих в состав плазматической мембраны он осуществляется на основе двух процессов это фагоцитоз и пиноцитоз.
Фагоцитоз у трихомонады
а) Фагоцитоз – это захват плазматической мембраной крупных, твердых частиц и впячивание их внутрь клетки. (Иглокожие, кишечно-полостные, лейкоциты).
Пиноцитоз
б) Пиноцитоз – поглощение жидкости в виде мелких капель
Митохондрии
Бобовидные образования, образованные двумя мембранами. Наружная мембрана гладкая, внутренняя – образует кристы. Имеются митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы.
Функции митохондрий
Образование и накопление энергии;Являются энергетическими станциями клеток;Обеспечивает дыхательный процесс – кислородное окисление органических веществ;Синтез АТФ (содержит богатые энергией, фосфатные связи);Синтез стероидных гормонов;
Ядро
Строение ядра:Ядерная оболочка;Хроматин (хромосомы);Нуклеоплазма (ядерный сок);От одного до много ядрышек;
Ядерная оболочка
образована двумя мембранами (наружная и внутренняя), между ними околоядерное пространство, оно сообщается с каналами эндоплазматической сети, имеются поры.
Ограничивает внутреннюю среду ядра от цитоплазмы;Регулирует поступление веществ из цитоплазмы в ядро и наоборот;Контролирует обмен веществ между ядром и цитоплазмой;Синтез липидов и белков, которые временно накапливаются в околоядерном пространстве;Через поры избирательно пропускаются различные макромолекулы.
Хроматин
Основной, структурно-функциональный компонент ядра: Основа хроматина - тонкие 10 моно метров фибриллы скрученные в спирали;Функция хроматина: наследственное деление
Начало деления : слияние двух половых клеток
Хромосомы
Форма - прямые или изогнутые палочки;При делении клетки - первая перетяжка делит каждую хромосому на два плеча - центромера равноплечие (метацентрические), неравноплечие (субметоцентрические), с одним длинным другим очень коротким плечом (акроцентрические)).Некоторые хромосомы имеют вторичную перетяжку (ядрышковый организатор). В этом участке хромосомы в интерфазном ядре образуется ядрышко, хромосома состоит из двух хромотид, спирально закрученных нитей, связанных собой в области первичной перетяжки.
Когда деление клетки завершается, хроматиды каждой хромосомы попадают в разные клетки, преобразуются в самостоятельные хромосомы. Главными химическими элементами хромосом являются: 40%ДНК, 60белки, РНК, липиды, углеводы, ионы металлов. Набор хромосом в половых клетках называется – гаплоиднным - n. Набор парных хромосом в клетках тела (соматических) называется –диплоидным - nn. Набор хромосом в клетках организма принадлежащих к одному виду характеризуется определенными размерами, формой числом и названием кариотипом.
Нуклеоплазма
Ядерный сок - полужидкое вещество.Основа: Белки, нуклеопротеиды, гликопротеиды, ферменты ядра, ферменты анаэробного дыхания, ферменты белкового аминокислотного обмена;
Функции нуклеоплазмы:Образование АТФ;Белковый и аминокислотный обмен;Осуществление взаимосвязи ядерных структур (хроматина, ядрышка);Транспортируют вещества проходящие через нуклеоплазму;
Ядрышко
Постоянный компонент ядра. Форма шаровидная, не окружены мембраной и контактируют с ядерным соком.Химический состав ядрышка: Рибонуклеопротеиды; липопротеиды; фосфопротеиды; РНК (выше, чем в ядре и цитоплазме); ДНК (немного);Состоит из гомогенной стромы, в которой видны вакуоли иногда и гранулы. Ядрышко состоит из двух фибрилл (представлены плоскостями упакованными фибриллами), рибонуклеопротеидов толщиной 4-10 моно метров.Состав фибрилл: 90%дизоксирибонуклиопротеиды; 10% рибонуклиопротеиды. Функции: 1) генетическая, связанная синтезом рибосомой рибонуклеиновой кислоты; 2)Синтез рибосомной РНК (р – РНК) в ядрышке р – РНК формируются рибосомы и образуется комплекс с белком;
Эндоплазматическая сеть
Гладкая (агранулярная)Синтез липидов и углеводов;Центр образования клеточных мембран;Транспорт веществ в клетке;
Шероховатая (гранулярная)биосинтез белка;Осуществляет транспорт веществ (синтезированных белков, ионов и молекул внутри клетки и между клетками);Центр образования клеточных мембран;Образование -(лизосом, сферосом, микротел).
Рибосомы
Не мембранная структура, грибовидной формы, состоящей из большой и малой субъединицы.Состоят из ДНК и белка.Функция рибосом: Биосинтез белка (образование белка);
Аппарат Гольджи
Система трубочек и пузырьков, несколько уплощенные дисковидные пластинки. Функции Аппарата Гольджи:Животная клеткаТранспорт веществ;Накопление, преобразование, сортировка и упаковка белков и липидов;Накопление жиров и углеводов;Удаление веществ из клетки.Растительная клетка центр синтеза, накопления и секреции полисахаридов, осуществляется с помощью ферментов;Мембрана пузырька Гольджи идет на пополнение строительного материала (плазмалеммы - рост);Вырабатывает гидролические ферменты и участвует в образовании вакуолей, лизосом; Синтез полисахаридов.
Камилло Гольджи
Лизосомы
Одномембранные структуры, напоминающие пузырьки и содержащие концентрированные гидролитические ферменты. Содержатся в лейкоцитах.Функции лизосом:Внутриклеточное переваривание;Расщепление высокомолекулярных веществ.
Вакуоль
Вакуоль (заполнена клеточным соком).Состоит из мембран, хлорофилла, ксантофилла, каротиноидов и ДНК.Функции вакуоли:Регулирует астматическое давление клетки;Накопление питательных веществ и продуктов жизнедеятельности (воды и сахара);
Клеточный центр (центриоли)
Центриоли – главная часть клеточного центра, каждая центриоль образована девятью тройными микро трубочками, формирующийся полый цилиндр… (расположен внутри ядра).Функции клеточного центра:Деление клетки;Центриоли в клетке определяют и формируют полюса деления; Клеточного центра у большинства растений нет.
Органеллы движения
Органеллы движения, реснички, жгутики, ложноножки (есть у всех организмов, кроме высших растений).Функции органелл движения:Перемещение клеток;Формирование потоков жидкости у поверхности клеток;
Микротрубочки и микрофиламенты
Состав: Белковые субъединицы, образующие длинные тонкие структуры, образующие внутренний скелет клетки, помогающий сохранять ее форму.Функции микротрубочек и микрофиламентов:Образование цитоскелета, базальных телец;Образование центриолей, жгутиков, ресничек;Обеспечивает внутриклеточное движение (митохондрий).
Пластиды - лейкопласты
Бесцветные пластиды. Находятся в частях растений, лишенных зеленой окраски. В тканях зародыша, конусах нарастания в стебле.1) Протеинопласты (накопление запасных белков;2) Элайопласты (накапливают липиды);3) Олеопласты(синтезируют жиры);Функции лейкопластов:Запасание питательных веществ;Синтез запасных продуктов в первую очередь крахмала, реже белков, жиров; запасание питательных веществ в виде крахмальных зерен. Лейкопласты, накапливающие крахмал, называются амилопластами
Хлоропласты
Зеленые пластиды двумембранные структуры продолговатой формы, напоминающие двояковыпуклую линзу; Внутри заполнены стромой (тело хлоропласта состоит из бесцветной белково-липоидной массы. Внутри стромы располагаются граны (образованы из мембранных структур телокоидов (пузырьки или пластинки)). В строме находятся: ДНК, РНК, рибосомы, крахмальные зерна, структуры липидной природы.
Состав и функции хлоропластов
Состав:75% воды, 50% белок, 33% липидов, 5%-10%хлорофил. 1%-2%каратиноида;хлорофилл:“a” С55Н72O5N4Mg; “b” C55H70O6N4Mg“с”, “d” обнаружены КомпареттиФункции : Фотосинтез;Синтез углеводов. На мембранах телокоидов идут фазы в строме темновой фазы.
Хромопласты
Красные, желтые, оранжевые пластиды) пигменты каратиноиды и ксантофилл; Имеются переходные формы от хлоропластов к этому типу хромопластов – хлорохромопласты, у которых сохраняется небольшое число мелких гран и межгранные тилакоиды (плоские мешочки) и одновременно наблюдается образование большого числа крупных пластоголобул.Функции хромопластов:Придает окраску плодам, листьями, лепесткам цветков;Запасание питательных веществ;
Выводы:
Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – это один из основных структурных, функциональных и воспроизводящих элементов живой материи.Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ.
Список использованных источников
«Биология» – Москва «Высшая школа» 1975г. «Биология и Зоология – энциклопедия» СД диск, 2 редакция.. Биология «Человек», 9 класс - Москва «Дрофа» 2001г. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира» - Москва 1991 г. Горский А.А. «Как устроен микромир» – М.: Терра, 1995 г. Готовимся к экзамену по биологии – Москва 2000г. Гришков С.П. «Занимательная биология. » - М.: Недра, 1997 г. Кулинич Л.Я., справочник по биологии - Москва 1995 г. «Общая биология» Учеб. Для 10 – 11 кл. сред. шк / М.: Просвещение 91. «Общая биология», №3 изд. Москва, издательство МГУ, 1995 г. е. Одум Ю. «Основы цитологии» – М.: Мир, 1975 г. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. П58 Петровский Б.В. в 1 том Ченцов Ю.С. Ящур. – М.: «Советская Энциклопедия», 1993 г. Картинки взяты из интернета: yandex.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"

Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель...

презентация биология 11 класс "Борьба за существование"

биология 11 класс "Борьба за существование"...

Урок биологии в 11 классе на тему: "Основные закономерности эволюции"

Тема урока : Основные закономерности эволюции.Тип урока: Изучение новой темы.Класс: 11 А.Цель: Выявить основные закономерности эволюции.Задачи: Образовательные: изучить основные направления эволюции о...

Презентация к уроку биологии "Основные закономерности эволюции"

Идея о направленном характере эволюции,идущей по пути совершенствования организмов от простого к сложному,от низших форм жизни к высшим,    общепринята....