Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Лорви Екатерина Николаевна

Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл цели и задачи урока19.22 КБ
Файл структура и ход урока29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №235                 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла

 им. Д.Д.Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока анатомии  в 8 классе

 по теме: «Светофор здоровья кожи»

Автор: Лорви Екатерина Николаевна

Санкт-Петербург

2014

Цель: формирование здоровьесберегающего мышления.

Задачи:

Образовательные.

  • Систематизация знаний по теме: «Кожа».
  • Повторение и закрепление приобретённых знаний.
  • Умение применять полученные знания к решению практических задач.

Развивающие.

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, выступать, вести дискуссию.
  • Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
  • Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
  • Развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные.

  • Воспитание ответственности (за свой выбор, за свое здоровье), самостоятельности, умения работать в группе, коллективе.
  • Воспитание уважительного отношения  друг к другу.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью (в том числе к коже).

Тип урока: урок развития умений и навыков, обобщающий.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Здоровьесберегающие технологии на уроке:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на уроках.

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся

- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе

- минутка для шутки

- релаксационные паузы;

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

- технология сотрудничества,

- групповые технологии,

- интерактивные игровые технологии,

- технология личностно–ориентированного обучения,

- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса;

Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

- смена видов деятельности

- зарядка для глаз.

УУД, формирующиеся на данном уроке:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по   плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение отстаивать свою точку зрения.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему;
  • выполняют тестовые задания;
  • выдвигают гипотезы;
  • ведут диалог (с помощью карточек – сигналов светофора);
  • систематизируют знания (индивидуальная работа);
  • проверяют умения и навыки;
  • закрепляют знания (делают выводы в виде рекомендаций);
  • рефлексируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор,  учебники по анатомии, раздаточный материал (карточки – сигналы светофора),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.



Предварительный просмотр:

Структура урока:

Этапы

Время

(мин)

Деятельность

Приёмы

УУД

Результат

учителя

ученика

Организационный момент

3

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, организует внимания, подводит к теме и цели урока,  проводит связь сигналов светофора и темой урока, устанавливает правила.

Слайд 1, 2.

Приложение 1 .

Слушают, настраиваются на работу,

определяют тему и цель урока, принимают условия реакции на факторы здоровья кожи.

 А знаете ли вы что…

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Постановка проблемы (цели). Самопознание.

Целеполагание.

Постановка вопросов, речевых высказываний.

Актуализация знаний

5

Предлагает вспомнить определение понятия «Кожа» соотнести её строение и функции. Анализирует результаты теста.

Слайд 3, 4, 5.

Приложение 2.

Вспоминают ранее изученный материал, выполняют тест, проверяют правильность его выполнения.

 Установи соответствие.

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Общеучебные.

Самопознание.

Контроль, коррекция, оценка.

Планирование учебного сотрудничества.

Выдвижение гипотез.

5

Направляет ход рассуждений.

Приложение 3.

Работают в парах. Выдвигают гипотезы – что может произойти с кожей.

Мозговой штурм.

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

 

Логические.

Самопознание, смыслообразование.

Прогнозирование, коррекция.

Построение речевых высказываний, лидерство.

Установление причинно – следственных связей.

10

Направляет работу учащихся, показывает презентацию, комментирует правильность реакции учеников.

Слайды 6 – 21

Каждый «голосует», поднимая карточку определенного цвета. Чьё мнение не совпадает с другими – аргументирует свой выбор.

Я утверждаю, что…

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Общеучебные, логические.

Смыслообразование, самопознание.

Прогнозирование, коррекция.

Планирование учебного сотрудничества.

Систематизация знаний

5

Предлагает самостоятельно в тетради написать – что вредно для кожи, а что полезно.

Слайд 22

Приложение 4.

Записывают в тетрадь в два столбика - что полезно для кожи, а что вредно.

Кто быстрее.

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Общеучебные.

Смыслообразование.

Контроль, коррекция.

Постановка вопросов.

Проверка усвоения знаний

7

Предлагает взять со стола карточку с фактором здоровья кожи и сделать выбор.

Приложение 5.

Берут карточки, встают в «цветные зоны» и читают вслух  свою карточку. Остальные «голосуют», соглашаясь или нет.

Мой выбор.

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Нравственно – эстетическое оценивание, самоопределение.

Прогнозирование, коррекция.

Согласование действий, построение речевых высказываний.

Закрепление усвоения знаний

5

Дает задание: написать советы дерматолога «Чтобы кожа была здорова: …»

Приложение 6.

Выполняют задание, пишут советы дерматолога для здоровья кожи.

Как специалист…

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Постановка и решение проблемы, общеучебные.

Смыслообразование, нравственно- эстетическое оценивание, самопознание.

Прогнозирование, коррекция.

Построение речевых высказываний, планирование учебного сотрудничества.

Рефлексия

3

Задает вопросы, организует «голосование»

Слайд 23

Отвечают, «голосуют» цветными карточками

Самооценка.

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Логические.

Смыслообразование, самопознание.

Оценка.

Построение речевых высказываний, планирование учебного сотрудничества.

Домашнее задание

2

Задает домашнее задание

Слайд 24

Учащиеся записывают домашнее задание

Идеальное задание.

Познавательные.

Личностные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Общеучебные, логические.

Нравственно- эстетическое оценивание, самопознание.

Планирование.

Планирование учебного сотрудничества

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный этап.

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимания, подводит к теме и цели урока, проводит связь сигналов светофора и темой урока, устанавливает правила работы с карточками:

  • «зеленая» - разрешено (полезно),
  • «красная» - запрещено (вредно),
  •  «желтая» - надо подумать (влияет косвенно).

Учащиеся готовы к началу работы. Слушают, настраиваются на работу, определяют тему и цель урока, принимают условия реакции (правила) на факторы здоровья кожи.

  1. Актуализация знаний.
  1. Предлагает вспомнить определение понятия «Кожа».
  2.  Предлагает соотнести её строение и функции (какие компоненты кожи какую функцию выполняют) в виде теста.
  3. Анализирует результаты теста.

  1. Вспоминают ранее изученный материал.
  2. Отвечают на вопросы  теста.
  3. Проверяют правильность его выполнения.

3.Выдвижение гипотез.

  1. Направляет ход рассуждений.
  2. Отражает предложения групп  в презентации (на доске).

Работают в парах. Выдвигают гипотезы – что может произойти с кожей (с ее частями).

4.Установление причинно – следственных связей.

  1. Направляет работу учащихся.
  2. Показывает презентацию.
  3. Комментирует правильность реакции учеников.

 

1)Каждый «голосует», поднимая карточку определенного цвета.

2)Чьё мнение не совпадает с другими – аргументирует свой выбор.

5. Систематизация знаний.

1) Организует процесс.

2) Контролирует правильность заполнения таблицы.

Записывают в тетрадь два столбика:                

Полезно для кожи

Вредно для кожи

Рациональное питание

Фастфуд.

Витамины А, Д, Е, РР,С, гр.В

Избыток и недостаток ультрафиолетовых лучей.

Активное движение.

Алкоголь, курение

Вода.

Малоподвижный образ жизни.

Чистота.

Пирсинг, татуировки.

Одежда из натуральных волокон.

Плохая экология.

Уход по типу кожи.

Чесоточный клещ.

6. Проверка усвоения знаний.

  1) Предлагает взять со стола карточку с фактором  здоровья кожи и сделать выбор (факторы ранее оговоренные и другие).

   2) Следит за правильностью выполнения заданий,за реакцией класса.

  1. Берут карточки, встают в «цветные зоны» и читают вслух свою карточку.
  2. Остальные «голосуют», соглашаясь или нет.

7. Закрепление усвоения знаний.

  1) Дает задание: написать советы дерматолога «Чтобы кожа была здорова: …»

Выполняют задание, пишут в тетради –

 Советы дерматолога для здоровья кожи.

Чтобы кожа была здоровой:

  1. Пейте достаточно жидкости.
  2. Обращайте внимание за состоянием кожи.
  3. Гуляйте.
  4. Отдыхайте.
  5. Загорайте в меру.
  6. Берегите целостность кожи.
  7. Откажитесь от вредных привычек.
  8. Активно двигайтесь.
  9. Питайтесь рационально.
  10. Очищайте кожу.
  11. Боритесь с паразитами кожи.

и др.

8.Рефлексия

Учитель спрашивает:

Какую цель мы сегодня ставили?

Достигли ее?

Как оцениваете свою работу на уроке?  

Это поможет вам в вашей жизни?

Отвечают и «голосуют» цветными карточками.

9. Домашнее задание

Дает домашнее задание (творческое):

создать плакат, листовку, постер и др. «Береги свою кожу».

Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.

Литература:

  1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Издательский центр “Вентана – Граф, 2004.
  2. Белов В.И. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2008. - 272 с
  3. http://ekomed-express.com.ua/womens-health/chto-neobhodimo-dlja-zdorovja-kozhi-v-holodnyj-period
  4.  http://ladiesmagazine.ru/krasota/ukhod-za-kozhej/439-krasota-i-zdorove-kozhi
  5. http://festival.1september.ru/articles/601082/
  6. http://medik22.ru/index.php/uroki-zdorovya-qbabushkiny-sovetyq/94-urok-zdorovya-49-ukhod-za-kozhej-litsa-zimoj-i-letom
  7. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – (Методическая библиотека).
  8. http://zavuch.by/urok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: " Гигиена кожи."

Разработка урока по теме: " Гигиена кожи. Уход за кожей" содержит описание хода урока и приложения....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции....

Методическая разработка урока по биологии в 8 классе на тему:"Уход за кожей и её производными -волосами и ногтями"

В методической разработке по анатомии человека  для 8 класса, соблюдены все этапы урока по ФГОС, мотивация, проверка знаний и умений,лабораторная работа и рефлексия....