Элективный курс по биологии "Генетика: от теории к практике" 10 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Предлагаемый элективный  курс предназначен для учащихся  профильных классов (10-11) средних школ, гимназий естественно-научного и медико- биологического направления, а также учащихся, проявляющих интерес к генетике. Программа данного курса составлена на основе программы элективного курса для профильных классов « Генетика :от теории к практике».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Современная школа переживает период обновления. Одним из направлений модернизации является дифференциация и индивидуализация обучения, осуществление которого можно реализовать через элективные курс.

Предлагаемый элективный  курс предназначен для учащихся  профильных классов (10-11) средних школ, гимназий естественно-научного и медико- биологического направления, а также учащихся, проявляющих интерес к генетике. Программа данного курса составлена на основе программы элективного курса для профильных классов « Генетика :от теории к практике».

     Программа апробирована на биологическом кружке «Юный генетик» курс рассчитан на 68 часов (11 класс по 2 часа в неделю)

Особенность этого курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики, поднимает проблемы познавательные и репродуктивные. Данный курс позволяет учащимся иметь целостное представление о генетической и биологической науках и решить вопрос в определении выбора профессии, связанной какой –либо отраслью биологической науки( медициной, агрономией, экологией, микробиологией и др.).Курс отражает сложность и многогранность, он основан как на классических, так и на современных достижениях генетической науки.

В значительной мере формирование познавательного интереса стимулирует связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика, практической значимостью тех или иных сведений. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации.

     Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, её обработка и выступление перед аудиторией. Ведущими формами занятий станут интерактивные методы, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Курс основан на принципах доступности , научности, преемственности и наглядности.

                                             Тематический план

п\п

Темы курса

Всего часов

Лек

ция

Семинарс

кие

занятия

Практичес

кие занятия

Круг

лый стол

Форма контроля

Глава 1 Ведение

1

Ведение в генетику

1

1

Входной контроль,беседа.

практическая работа

2

Краткая история развития генетики

1

1

Презентация, беседа,сообщение

3

Грегор Мендель.
Жизнь и деятельность

1

1

Презентация,сообщения

Глава 11.Эра генетики.От истории к теории.

4

Генетически запрограммированная смерть

1

1

Беседа

5

Теломераза и проблема концевой репликации ДНК.

2

1

1

Беседа. Практическая работа

6

7

От гена к геномике

Генная инжениерия бактерий.Генетическое модифицирование

2

1

1

1

1

Дискуссия

Сообщения.практическая работа.

8

Генная инженерия растений

1

1

Беседа

9

Продукты питания,модифицированные методами генной инженерии

2

1

1

Дискуссия, презентация

Проектная работа

10

Вопрос клонирования человека и животных

2

1

1

Дискуссия

Проектная работа

Глава 111.От теории к практике

11

Основные правила. Помогающие в решении генетических задач

1

1

Словарная работа.анализ

12

Решение задач повышенного уровня по генетике с использованием законов  Г.Менделя

4

1

3

Решение задач.зачет

13

Решение задач повышенного уровня на взаимодействие неаллельных генов(Эпистаз,комплементарное,полимерию)

6

2

4

Беседа,решение задач

14

Решение задач на сцепленное наследование с половыми хромосомами (Х и У)

3

1

2

Сообщения,решение задач

15

Решение задач на сцепленное наследование признаков (кроссинговер )

3

1

2

Беседа, решение задач

16

Решение задач повышенного уровня по цитогенетике

5

1

1

3

Беседа.решение задач

17

Решение задач повышенного уровня по биосинтезу белка

4

1

1

2

Беседа,решение задач

18

19

Закон Харди-Вайнберга

Решение задач по генетике популяций

1

4

1

1

3

Беседа

Практическая работа по решению задач, зачет

20

Практическая работа по разделу «Воспроизведение генетической информации»

2

2

Практическая работа,составление родословной.

21

Решение заданий по КИМам ЕГЭ (С5-С6)

2

2

Контрольная работа

Глава IV.Человек и его здоровье.

22

23

Человек и его гены( В начале хх века)

Истоки и перспективы международной программы «геном человека».

2

1

1

1

1

Сообщения,презентации

Беседа,сообщения

24

Хромосомы и генетические карты человека

2

1

1

25

26

Методы исследования в генетике человека(генеологический,близнецовый,цитогенетический)

Биохимический и популяционно-статистический методы исследования

2

1

1

1

1

Беседа ,практическая работа

Дискуссия

27

Геномная дактилоскопия.Медицинская генетика

1

1

Беседа.дискуссия.

28

Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.

1

1

Беседа, сообщения

29

Генетически обусловленные нарушения кожных покровов у человека.

2

1

1

Сообщения, проектная работа, встреча с дерматологом.

30

Злокачественный рост клеток как биологическое явление.

1

1

 Дискуссия,беседа,презентация

31

Гемофилия и другие наследственные заболевания

1

1

Сообщения, проектная работа

32

Этические и юридические аспекты применения генных технологий.

1

1

Сообщения.беседа

33

Генетика и будущее

1

1

Сообщения,проектная работа

ГлаваV. Заключение

34

Обобщение знаний

2

2

Беседа,семинар,зачет

35

Подведение итогов(контроль знаний)

1

1

 Контрольная работа

 Итого:

68

15

12

33

8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Программа элективного курса- Элементы статистики и теории вероятностей 9 класс

Данная программа разработана для учащихся 9 класса.  Программа на 17 часов ( 1 полугодие). Курс рассматривает основные вопросы статистики,  задач  комбинирования и теории вероятностей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Элективный курс по истории-" История: теория и практика".

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассни­ков к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственном...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....

Рабочая программа элективного курса «Английский язык. От теории к практике» для 11 класса

Изучение курса поможет ученику получить опыт работы на уровне повышенных требований, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также развить учебную мотивацию....

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса.

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образов...