Урок биологии в 7 классе "Многообразие земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок по теме "Многообразие земноводных"расширяет знания учащихся, формирует навыки исследования, воспитывает брежное отношение к животным

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Красноузельская средняя общеобразовательная школа»

Урок-исследование по теме

"Многообразие земноводных. Их значение и охрана".

Подготовила –учитель биологии Косякова Т.Д.

2014 год

Урок-исследование по теме

"Многообразие земноводных. Их значение и охрана".

Цель урока : научить детей к навыкам исследовательской работы на примере изучения многообразия и значения земноводных;. обобщить и расширить знания по теме "Земноводные"; показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. Формировать навыки работы при исследовательской работе, научить детей делать выводы, о проделанной работе опираясь на заданные цель и задачи.

Оборудование: книги о земноводных, иллюстрации и рисунки с изображением земноводных, выполненные учащимися, звукозапись "Голоса земноводных" и компьютерная презентация о земноводных, влажные препараты о цикле развития амфибий.

 

Ход урока:

I.        Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цели и задачи урока. Используется компьютерная презентация). - Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного. Это мы и должны выяснить в процессе нашего исследования.

II.     Проверка знаний по теме "Земноводные" (этот урок – заключительный в теме, поэтому целесообразно проверить усвоение школьниками материала о внешнем и внутреннем строении земноводных.)

Задание 1. Блиц-опрос

Задание 2.Назвать органы

  • Задание 3. Выбери правильный ответ   Ответ1в,2б,3в,4в,5а,6б,7а,8а

Задание 4. Рассказать о размножении земноводных (сроки размножения, половой диморфизм, брачное поведение, выметывание икры, уход за потомством, назвать стадии развития земноводных и дать краткую характеристику каждой стадии).

Задание 5. Под табличками с названиями систем органов, разместить соответствующие названия отдельных органов, из которых образована та или другая система органов земноводных.

Система органов дыхания

Система органов пищеварения

Кровеносная система

Названия органов: жабры, легкие, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды.

Вспомним все о размножении земноводных

1.     В какое время года земноводные приступают к размножению?

2.     Выражена ли у них внешняя разница между самкой и самцом? В чем это проявляется?

3.     В какой среде амфибии выметывают икру, и происходит их развитие?

4.     Ухаживают ли амфибии за своим потомством?

5.     Как называют личинок бесхвостых земноводных?

6.     Какие общие признаки в строении имеют головастики с рыбами?

III.            Изучение материала. Порядок исследования постановка проблемы, повторение теории, посвященной данной проблематике подбор инструментов для исследования обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы

1. Вводное слово учителя.

   Проблема      У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете , за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»

. Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - . необычные . В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

“Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных, а сделать  это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека.

         2.  Многообразие земноводных.

         Слова учителя: Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и  высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий

  1. Заполните схему “Многообразие Земноводных”  

     Учащиеся прослушивают сообщения  о представителях каждого класса.

 (Рассказы учащихся сопровождаются показами слайдов презентации к теме урока).

       2.   В ходе просмотра презентации, иллюстраций и прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределить их по отрядам. (Самостоятельная работа учащихся по заданию).

  1. Учитель также обращает внимание учащихся на Достижения земноводных»
  2. Земноводные и бионика.
  3.  Значение земноводных. (Фронтальная беседа с учащимися, работа с тетрадью).
  4. "Рекорды земноводных". (Комментарии учителя к материалам слайда).

      Слова учителя: земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:

·        Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.

·        Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.

·        Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.

6.     Звуки амфибий.

(Комментарии учителя фрагмента записи с голосами земноводных и ее прослушивание).

Слова учителя: земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка.

7. Земноводные республики Мордовия, Красной книги России и республики Рассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги республики). Среди земноводных в лесах обитают: лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная . В списки редких и исчезающих видов отнесены Жерлянка краснобрюхая . Жаба серая, или обыкновенная . Лягушка травяная. Лягушка съедобная

Слова учителя: Много амфибий занесено в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра.

8. Охрана земноводных. ( Сообщение. Беседа с учащимися, в ходе которой определяются причины сокращения численности земноводных в природе, отмечаются меры по сохранению видов амфибий).

Слова учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).

Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

V. Закрепление изученного материала. 

Задание 1.Проверка выполнения задания по распределению земноводных по отрядам. (Фронтальный опрос). К какому отряду относится животное?

Лягушка прудовая, саламандра, червяга, квакша, жаба, тритон гребенчатый???

Задание 2. Подумай и ответь.  «Как и Почему»

Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?

Действительно ли опасен яд жабы для человека?

Почему жаба вымётывает большое количество икринок?

Почему лягушка получила такое название?

Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?

      Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности?

Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?

Как вы думаете, вырастут ли бородавки, если подержать в руках лягушку?

Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

Задание 3 Дайте определение следующим терминам:

анабиоз (временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены),

амфибия (двоякодышащее, земноводные),

метаморфоз (развитие с превращением), резонаторы (особые мешки в углах рта земноводных, усиливающие звуки),

половой диморфизм (проявление разницы во внешнем виде между самкой и самцом внутри одного вида).

    Задание 4.  Кроссворд

  1. В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. А в наше время это животное стало символом крупнейшей европейской обувной компании. Кто это?
  2. Именно она в басне И.А. Крылова, не сумев сравняться с волом “с натуги лопнула и околела”.
  3. Эту хвостатую амфибию можно встретить на всей территории Сибири и за полярным кругом. Кто это?
  4. Зелёная, серая, камышовая – все они представители одного семейства. Какого?
  5. Обыкновенный. гребенчатый, сибирский… Как называются эти животные?
  6. В случае опасности, она сильно выгибает спину, так что становится видна яркая окраска её брюшка. Кто это?
  7. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по стволам деревьев, лазать по веткам, повисать на листьях. Кто эти гимнасты?

Проверяют правильность заполнения кроссворда.

  1. Подведение итогов урока.
  1. Изменилось ли ваше мнение о земноводных?
  2. Что Вам помогло изменить свое отношение к данным животным?
  3. Что особенно удивило Вас на уроке?

VII. Задание на дом: изучить материал учебника, выполнить задания на карточках; подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении; отгадать загадку:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология 7 класс. Урок-игра по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"

Презентация к уроку-игре по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" с использованием интерактивной доски, хотя достаточно и компьютера . Составлена по пограмме Образовательная система " Школа 2100" учебни...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Презентация к уроку биологии по теме "Земноводные или амфибии" в 7 классе

Данная презентация поможет учителю заинтересовать школьников, расширить их кругозор, систематизировать знания по биологии....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

Презентация к уроку биологии 7 класс "Земноводные"

Разнообразие земноводных-презентация...

Урок биологии, 7 класс "Земноводные"

Урок по теме"Земноводные", 7 класс. Урок разработан в соответствии с ФГОС.  Тип урока: новые знания. Метод: проблемного обучения...