Главные вкладки

    Интегрированный урок по биологии в 8 классе (Биология - физика – литература)
    презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

    Трущелева Светлана Семеновна

    Презентация состоит из нескольких частей: понятие анализатора, зрительный анализатор, значение зрения, пословицы и поговорки о глазах и зрении, загадки о глазах, синквейн, строение глаза, восприятие зрительных раздражений, связь глаза и фотоаппарата, эксперименты, бинокулярное зрение, нарушение зрения, гигиена зрения, тест.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Разработала: Трущелева Светлана Семеновна учитель биологии высшей категории МБОУ СОШ №8 г. Красный Сулин 2014 г. Интегрированный у рок по биологии в 8 классе (Биология - физика – литература)

    Слайд 2

    Тема урока: Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

    Слайд 3

    1. Развивающие : - создать условия для развития исследовательских качеств личности; - создать условия для самореализации через развитие наблюдательности; - способствовать развитию у школьников умения выделять главное; - способствовать развитию навыков самостоятельности в обучении. 2. Образовательные : - обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учениками через раскрытие содержания понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора; - создать условия для формирования знаний учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о нарушениях зрения, о гигиене зрения. 3. Воспитывающие : - воспитание умений делать выводы по результатам исследований; - прививать навыки бережного отношения к своему здоровью. Цели

    Слайд 4

    Поиск наиболее эффективных способов организации деятельности учащихся при изучении строения и функций глаза. Дать более глубокие и прочные знания по биологии в сочетании с физикой и литературой. Создать условия для формирования умения анализировать различные походы в решении одного и того же вопроса . Задачи

    Слайд 5

    Анализаторы – специальные чувствительные органы, благодаря которым человек получает все сведения об окружающем его мире. (И. П. Павлов) Анализаторы

    Слайд 6

    Анализатор (орган чувств) — это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной и т. д.). Зрительный анализатор : зрительные рецепторы → зрительный нерв → зрительная зона коры полушарий Анализатор

    Слайд 7

    Глаза — орган зрения — можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и др. Зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека. Значение зрения

    Слайд 8

    Выше лба не живут глаза В глаза не льсти, а за глаза не брани Глаза завидущи, а руки загребущи Глаза боятся, а руки делают У страха глаза велики Свой глаз всего дороже Правда глаза колет Бровь в бровь, глаз в глаз Одним глазом спи, а другим стереги Кто старое помянет, тому глаз вон На затылке глаз нет Пословицы и поговорки о глазах и зрении

    Слайд 9

    Есть у каждого лица два красивых озерца. Два яблочка во мху, да морковка наверху. Рядом два колодца, а между ними - одна перегородка. Что острее меча? Загадки о глазах

    Слайд 10

    Печаль Радость Страх Боль Любовь Нежность Эмоции, которые может выразить взгляд

    Слайд 11

    Алмаз Озеро Колодец Окно Яблоко Ассоциации, связанные с глазами

    Слайд 12

    СИНКВЕЙН О ГЛАЗАХ ГЛАЗА КРАСИВЫЕ. БЕЗДОННЫЕ. ПРИВЛЕКАЮТ. ЗАВОРАЖИВАЮТ. МАНЯТ. ГЛАЗА ОТКРЫВАЮТ МИР. КРАСОТА.

    Слайд 13

    Строение глаза

    Слайд 14

    Палочки (содержат зрительный пигмент – родопсин), их около 130 млн. Отличают светлое от темного. Колбочки (содержат зрительный пигмент – йодопсин), их около 7 млн. Различают цвета. Рецепторы

    Слайд 15

    Существует 3 вида, воспринимающих Красные Зеленые Фиолетовые цвета Все остальные оттенки цвета определяются комбинацией возбуждений в этих трех типах рецепторов. Колбочки

    Слайд 16

    Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку(1). Шесть глазодвигательных мышц обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву(2,3,4) передаются в головной мозг через ядра среднего мозга (5,6) в зрительную зону коры больших полушарий, расположенную в затылочной области(7) . ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РАЗДРАЖЕНИЙ

    Слайд 17

    Г. Гемгольц считал, что моделью глаза является фотокамера. Объектив – это как бы преломляющие среды глаза. Зрачок глаза соответствует просвету диафрагмы фотоаппарата. Глаз выполняет функции, аналогичные функциям отдельных частей фотоаппарата. Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему , аналогичную собирающей линзе. В линзах и в глазу преломление света проходит по общим законам физики. Хрусталик собирает лучи света в один пучок, как и всякая двояковыпуклая линза. Такой ход лучей обеспечивает четкое изображение. По типу преломляющих сред глаза делают совершенные объективы из нескольких линз. Связь глаза и фотоаппарата

    Слайд 18

    Цель работы : Пронаблюдать работу хрусталика. Ход работы : Взять карандаш и расположить его на расстоянии 20 – 25 см от глаз. Рассмотреть его. Постепенно приблизить к себе. Вывод : Изображение становится нечетким, размытым. Расстояние наилучшего зрения 20 – 25 см, на таком расстоянии и нужно держать книгу. Существует ближняя точка видения – 12 см. Эксперимент № 1

    Слайд 19

    Цель работы : Пронаблюдать неодинаковое видение одного предмета отдельно правым и левым глазом. Ход работы : Рассмотреть карандаш отдельно правым и левым глазом. Вывод: Изображения различные. Эксперимент №2

    Слайд 20

    Чтобы фиксировать глазами близкий предмет, необходима конвергенция (незначительное перекрещивание зрительных осей). В глазных мышцах, производящих эту конвергенцию, находятся проприорецепторы , раздражение которых при мышечном сокращении заставляет их посылать импульсы в головной мозг; таким образом наша оценка расстояний и глубины отчасти зависит от импульсов, возникающих при стимуляции чувствительных нервных волокон в этих мышцах. Кроме того, находясь на расстоянии примерно 5 см друг от друга, видят предметы под слегка различными углами и поэтому дают несколько различные изображения одного и того же близкого предмета. Бинокулярное зрение

    Слайд 21

    Близорукость – заболевание, когда люди плохо видят удаленные предметы. Изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и воспринимается как расплывчатое. Дальнозоркость – заболевание, при котором изображение близко расположенных предметов расплывается. Изображение предмета фокусируется позади сетчатки, поэтому воспринимается как расплывчатое. Оба заболевания исправляются специально подобранными очками (при близорукости – двояковогнутыми линзами, при дальнозоркости – двояковыпуклыми линзами). Нарушение зрения

    Слайд 22

    Косоглазие – заболевание, при котором глаза как будто пытаются сойтись вместе или, наоборот, разойтись. Лечат специальными упражнениями, ношением особых очков, но иногда приходится прибегать к операции. Катаракта – заболевание, при котором хрусталик мутнеет. Такой непрозрачный хрусталик можно удалить и заменить его искусственным или носить специальные очки, выполняющие функцию хрусталика.

    Слайд 23

    Глаукома – заболевание, при котором снижен отток жидкости из внутренней части глаза, что вызывает повышение внутриглазного давления. Необходимо периодически измерять внутриглазное давление. Дальтонизм (цветовая слепота) – врожденное заболевание, связано с отсутствием определенного гена, необходимого для образования данного типа колбочек. При этом человек не может отличить красный цвет от зеленого. Около 7% мужчин не способны правильно различать цвета.

    Слайд 24

    Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии 30 см от глаз. Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Привычка читать лежа наносит вред зрению. Глаза следует беречь от травм. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками, экраном и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружку, так как они могут попасть в глаза. При попадании в глаза инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или платком. Очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков, особенно в детском и подростковом возрасте. Гигиена зрения

    Слайд 25

    1 . Поступившая в зрительный анализатор информация обрабатывается в: а) зрительных рецепторах в) продолговатом мозге б) зрительном нерве г) коре мозга 2 . Внешнее раздражение воспринимается : а) рецепторами в) нервными центрами б) вставочными нейронами мозга г) корой головного мозга 3. Роговица - это : а) прозрачная оболочка глаза в) оболочка, окрашенная пигментами б) непрозрачная оболочка г) оболочка, пронизанная кровеносными сосудами 4 . Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется: а) сосудистой в) радужной б) роговицей г) сетчаткой Тест

    Слайд 26

    5. Катаракта - это помутнение: а) роговицы в) хрусталика б) белочной оболочки г) радужной оболочки 6. Изменение кривизны хрусталика происходит при сокращении : а) ресничной мышцы в) мимических мышц б) глазодвигательных мышц г) скелетных мышц 7. Хрусталик формирует на сетчатке : а) нормальное изображение предмета б) перевернутое, уменьшенное изображение в) перевернутое, увеличенное изображение г) перевернутое, реальное изображение 8. Аккомодация-это : а) возбуждение зрительных рецепторов б) вращение глаза при боковом расположении предмета в) способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета г) косоглазие

    Слайд 27

    9. Соотношение палочек и колбочек в сетчатке : а) одинаковое б) палочек больше, чем колбочек в) колбочек больше, чем палочек г) зависит от освещенности 10. Слепое пятно - это место : а) выхода из сетчатки зрительного нерва б) в котором находятся только колбочки в) в котором находятся только палочки г) наилучшего видения 11. Передняя камера глаза — это полость : а) между роговицей и хрусталиком в) слезных желез б) между хрусталиком и сетчаткой г) радужка и зрачок вместе 12. Нарушение цветового зрения - это : а) астигматизм в) катаракта б) дальтонизм г) глаукома

    Слайд 28

    13. Объемное изображение воспринимается при рассматривании круглого предмета: а) одним глазом в) в обоих случаях б) только двумя глазами 14. Движения глаз наиболее активны : а) при знакомстве с новым предметом в) в темноте б) при узнавании знакомого предмета г) в светлое время суток 15. При близорукости лучи света фокусируются: а) за сетчаткой б) перед сетчаткой в) на сетчатке г) в зависимости удаленности человека от предмета 16. Дальнозоркость корректируется : а) двояковыпуклыми очками б) двояковогнутыми очками в) хорошим освещением предмета г) хирургическим путем

    Слайд 29

    1-г 9-б 2-а 10-а 3-а 11-а 4-г 12-б 5-в 13-б 6-а 14-а 7-б 15-б 8-в 16-а Ответы

    Слайд 30

    Берегите Свои Глаза!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

    Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

    Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

    Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

    Интегрированный урок в 6 классе (биология +обществознание) по теме: "Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений".

    Интегрированный урок в 6 классе (биология +обществознание) по теме: "Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений"...

    Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

    Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...

    Рабочая программа курса по выбору по биологии 9 класс "Биология в вопросах и ответах"

    Курс по выбору по биологии рассматривает темы направленные на повторение разделов растения и животные, стороение клеток животных и растительных организмов и их деление....