Рабочая программа по биологии для 7-го класса по УМК Н.И.Сонина и др.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии для 7-го класса по УМК Н.И.Сонина и др. | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 7 кл Захаров,Сонин составил Ашурбеков И.А.
7 КЛАСС
Биология. Многообразие живых организмов
Авторы: Б. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Введение | 3 |
Раздел 1. Царство Прокариоты | |
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 |
Всего | 3 |
Раздел 2. Царство Грибы | |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 |
Тема 2.2. Лишайники | 1 |
Всего | 4 |
Раздел 3. Царство Растения | |
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 |
Тема 3.2. Низшие растения | 2 |
Тема 3.3. Высшие растения | 4 |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 2 |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 |
Всего | 16 |
Раздел 4. Царство Животные | |
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 |
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 3 |
Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 |
Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 |
Тема 4.10. Тип Иглокожие | |
Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 |
Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 |
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 |
Тема 4.15. Класс Птицы | 4 |
Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 4 |
Всего | 37 |
Раздел 5. Царство Вирусы | 2 |
Заключение | 1 |
ИТОГО | 66 + 4 резерв |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
■ Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
- Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
- Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
- Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (16 часов)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (2 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
- Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
- Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3
Высшие растения (4 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
- Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
- Лабораторная работа
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (16 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
- Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.
■ Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
■ Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные (37 часов)
Тема 4.1
Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
- Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
- Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9
Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
- Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
- Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
- Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
- Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13
Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
- Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
- Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
- Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.
Тема 4.16
Класс Млекопитающие (4 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
- Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.
■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
• Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
■ Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями.
Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.
Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.
РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
- Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Заключение (1 час)
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Резервное время — 4 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
• пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».
В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Практическая часть | Задание на дом | Дата проведения |
Введение (3ч.) | ||||
Мир живых организмов. Уровни организации живого. | Стр.5-6 | 03.09 | ||
Ч. Дарвин и происхождение видов. | Стр.6-9 | 05.09 | ||
Многообразие организмов и их классификация. | Стр.9-10 | 10.09 | ||
Раздел 1. Царство Прокариоты (4 часа) | ||||
Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических клеток (4 часа) | 12.09 | |||
Общая характеристика прокариот. | Стр.12-13 | 17.09 | ||
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль природе и практическое значение. | Стр.13-16 | 19.09 | ||
Подцарства бактерий. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. | Стр.17-20 | 24.09 | ||
Вводное тестирование. | Тестовая работа. | 26.09 | ||
Раздел 2 Царство грибы(4 часа) | ||||
Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа) | ||||
Царство грибы. Особенности организации, их роль в природе и в жизни человека. | Л.р.№1 «Строение плодового тела шляпочного гриба». Л.р.№2 «Строение плесневого гриба мукора». | Стр.21-25 | 01.10 | |
Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.Р.№3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | Стр.26-28 | 03.10 | |
Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты. | Стр.28-31 | 08.10 | ||
Тема 2.2 Отдел Лишайники (1 час) | ||||
Отдел Лишайники. Общая характеристика. | Стр.32-36 | 10.10 | ||
Раздел 3 Царство Растения (17 часов) | ||||
Тема 3.1 Общая характеристика растений (2 часа) | ||||
Общая характеристика царства Растения. Систематика растений. | Стр.37-39 | 15.10 | ||
Тема 3.2 Низшие растения (2 часа) | ||||
Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей. | Стр.40-44 | 17.10 | ||
Многообразие водорослей их роль в природе и практическое значение. | Л.р. №4 Строение спирогиры». | Стр.45-49 | 22.10 | |
Тема 3.3 Высшие растения. (5 ч.) | ||||
Общая характеристика подцарства Высшие растения. | Стр.50,51 | 24.10 | ||
Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р.№5 «Строение мха кукушкин лен» Л.р.№6 «Строение мха сфагнум». | Стр.52-56 | 29.10 | |
Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе. | Л.р. №7 «Строение хвоща». | Стр.57-60 | 12.11 | |
Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе, практическое значение. | Л.р.№8 «Строение папоротника». | Стр.61-65 | 14.11 | |
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа) | ||||
Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. | Л.р.№9 «Строение шишки сосны». | Стр.66-68 | 19.11 | |
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. | Л.Р.№10 «Многообразие голосеменных». | Стр.68-72 | 21.11 | |
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов) | ||||
Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | Стр.73-77 | 26.11 | ||
Размножение покрытосеменных растений. | Стр.77-79 | 28.11 | ||
Класс Двудольные. Характеристика особенностей семейства Розоцветные, Крестоцветные и Пасленовые. | Л.р.№10 «Семейство Розоцветные (шиповник)». | Стр.81-84 | 03.12 | |
Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаковые, Лилейные. | Л.р.№11 «Строение злакового растения (пшеница)». | Стр.80 | 05.12 | |
Роль Покрытосеменных в биоценозах, жизни человека. | П.Р.№1 «Распознавание растений Республики Дагестан по гербарному материалу». | Презентация | 10.12 | |
Повторительно – обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения. | Тестовая проверка знаний. | Стр.85,86 | 12.12 | |
Раздел 4. Царство животные. (39ч.) | ||||
Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час) | ||||
Общая характеристика царства Животные. | Стр.87,88 | 17.12 | ||
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные. (2ч.) | ||||
Особенности организации одноклеточных, их классификация. | Стр.89-91 | 19.12 | ||
Многообразие и значение одноклеточных животных. | Л.р.№12 «Строение и жизнедеятельность инфузории – туфельки». | Стр.92-98 | 24.12 | |
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные. (1ч.) | ||||
Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные. | Стр.99-103 | 26.12 | ||
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные. (3ч.) | ||||
Особенности организации кишечнополостных. | Л.р.№13 «Строение и поведение пресноводной гидры». | Стр.104-107 | 14.01 | |
Особенности жизнедеятельности кишечно-полостных.Многообразие кишечно-полостных, их значение в природе и жизни человека. | Стр.108-111 | 16.01 | ||
Тема 4.5 Тип Плоские черви. (2ч.) | ||||
Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви. | Стр.112-114 | 21.01 | ||
Плоские черви – паразиты. | Стр.115-118 | 23.01 | ||
Тема 4.6 Тип Круглые черви. (1ч.) | ||||
Тип Круглые черви, особенности их организации. | Стр.119-124 | 28.01 | ||
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви. (3ч.) | ||||
Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | Л.р.№14 «Внешнее строение кольчатого червя». | Стр.125-127 | 30.01 | |
Многообразие кольчатых червей. | Стр.127-131 | 04.02 | ||
Повторительно – обобщающий урок по темам: Тип кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви. | Тестовый контроль знаний. | 06.02 | ||
Тема 4.8 Тип Моллюски. (2ч.) | ||||
Особенности организации моллюсков, их происхождение. | Л.р.№15 «Строение раковины моллюска». | Стр.132-137 | 11.02 | |
Многообразие моллюсков их значение в природе. | Стр.137-142 | 13.02 | ||
Тема 4.9 Тип Членистоногие. (8ч.) | ||||
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.Многообразие ракообразных, их роль в природе. | Л.р.№16 «Внешнее строение речного рака» | Стр.143-150 | 18.02 | |
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе. | Стр.151-157 | 20.02 | ||
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р.№17 «Внешнее строение насекомого» | Стр.158-164 | 25.02 | |
Размножение и развитие насекомых. | Стр.164-165 | 27.02 | ||
Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | Л.Р. №18 «Многообразие членистоногих». | Стр.165-169 | 04.03 | |
Тестовый контроль знаний учащихся по теме: Тип членистоногие. | Тестовый контроль знаний учащихся. | 06.03 | ||
Тема 4.10 Тип Иглокожие. (1ч.) | ||||
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе. | Стр.170-175 | 11.03 | ||
Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные (1ч.) | ||||
Особенности строения хордовых. Бесчерепные животные. | Стр.176 | 13.03 | ||
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2часа) | ||||
Подтип Позвоночные. Рыбы водные позвоночные. | Л.р.№19 «Внешнее строение рыбы». | Стр.177-182 | 18.03 | |
Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение. | Стр.183-188 | 20.03 | ||
Тема 4.13 Класс земноводные. (2ч.) | ||||
Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. | Л.р.№20 «Внешнее строение лягушки». | Стр.189-195 | 01.04 | |
Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе. | Стр.195-199 | 03.04 | ||
Тема 4.14 Класс пресмыкающиеся. (2ч.) | ||||
Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных. | Стр.200-205 | 08.04 | ||
Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | Стр.205-207 | 10.04 | ||
Тема 4.15 Класс птицы. (4ч.) | ||||
Класс Птицы. Происхождение, деление на группы. | Стр.207-212 | 15.04 | ||
Особенности их строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | Л.р. №21 «Внешнее строение птицы». | Стр.212-217 | 17.04 | |
Особенности организации птиц, связанные с полетом | Л.Р. №22 «Строение перьев птиц». | Стр.218-221 | 22.04 | |
Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | Стр.222-226 | 24.05 | ||
Тема 4.16 Класс млекопитающие. (4ч.) | ||||
Класс Млекопитающие. Происхождение, деление на группы. | П.Р. №2 «Распознавание животных РД, Распознание их систематического положения и значения в жизни человека». | Стр.227-229 | 29.04 | |
Особенности строения, жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных. | Л.р. №22 Строение скелета млекопитающих | Стр.230-237 | 06.05 | |
Плацентарные млекопитающие. | Стр.238-243 | 08.05 | ||
Сумчатые и однопроходные | Стр.244-246 | |||
Тестовый контроль знаний учащихся по теме:Тип Хордовые | Тестовый контроль знаний учащихся. | 13.05 | ||
Раздел 5. Царство Вирусы. (1ч.) | ||||
Вирусы. | Стр.250-253 | 15.05 | ||
Заключение (2 часа) | ||||
Особенности организации живых организмов. Итоговый тестовый контроль знаний учащихся | Тестовый контроль знаний. | 20.05 | ||
66-70 | Повторение, обобщение изученного, Подведение итогов. |
Литература
Основная литература
Заxapoe В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
- Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
- Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
- Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
- Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
- Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
- Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
- Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Научно-популярная литература
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
- Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
- Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
- Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
- Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов (Н.И. Сонин)
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с. В программу внесены изменения, не пре...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов ФГОС по учебнику Сонин, Захаров
Рабочая программа по биологии, линейный курс Сонин, Захаров 5-7 кл...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 5 класса (автор Сонин Н. И.)
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для обучающихся 5 класса разработана на основе программы к учебнику Н. И. Сонина "Введение в биологию" 5 класс....
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) ФГОС УМК Н.И.Сонина
Методическая разработка предназначена для работы по учебникам В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина и Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» и ...
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...
Рабочая программа по биологии: " Живой организм". 6 класс, автор Н.И. Сонин.
Рабочая программа по биологии. Живой организм.6 класс, автор Н.И. Сонин. Программа состоит из федерального и регионального компонентов....