Рабочая программа по биологии для 7-го класса по УМК Н.И.Сонина и др.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Ашурбеков Ильяс Абдурахманович

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология 7 кл  Захаров,Сонин составил Ашурбеков И.А.

7 КЛАСС

Биология. Многообразие живых организмов

Авторы: Б. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение

3

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

Всего

3

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

Тема 2.2. Лишайники

1

Всего

4

Раздел 3. Царство Растения

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

Тема 3.2. Низшие растения

2

Тема 3.3. Высшие растения

4

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6

Всего

16

Раздел 4. Царство Животные

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

3

Тема 4.5. Тип Плоские черви

2

Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

Тема 4.10. Тип Иглокожие

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

Тема 4.15. Класс Птицы

4

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4

Всего

37

Раздел 5. Царство Вирусы

2

Заключение

1

ИТОГО

66 + 4 резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

■   Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

■        Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

■        Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■        Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Тема 2.2 Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
  • Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
  • Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 3

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2

Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3

Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

■        Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов*.

Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
  • Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (16 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.

■        Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

■        Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 4

Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация.  Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
  • Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.

■        Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■        Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■        Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

•   Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■   Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■        Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■        Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9

Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■        Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.

Тема 4.13

Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■        Демонстрация.   Многообразие  пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.

■   Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

•   Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

  • Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Резервное время — 4 часа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

•        пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•        давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.


Календарно-тематическое планирование.

Тема

Практическая часть

Задание на дом

Дата проведения

Введение (3ч.)

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Стр.5-6

03.09

Ч. Дарвин и происхождение видов.

Стр.6-9

05.09

Многообразие организмов и их классификация.

Стр.9-10

10.09

Раздел 1. Царство Прокариоты (4 часа)

Тема 1.1  Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических клеток (4 часа)

12.09

 Общая характеристика прокариот.

Стр.12-13

17.09

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль природе и практическое значение.

Стр.13-16

19.09

Подцарства бактерий. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Стр.17-20

24.09

Вводное тестирование.

Тестовая работа.

26.09

Раздел 2 Царство грибы(4 часа)

Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа)

Царство грибы. Особенности организации, их роль в природе и в жизни человека.

Л.р.№1 «Строение плодового тела шляпочного гриба».

Л.р.№2 «Строение плесневого гриба мукора».

Стр.21-25

01.10

Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности.

Л.Р.№3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

Стр.26-28

03.10

Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты.

Стр.28-31

08.10

Тема 2.2  Отдел Лишайники (1 час)

Отдел Лишайники. Общая характеристика.

Стр.32-36

10.10

Раздел 3 Царство Растения (17 часов)

Тема 3.1 Общая характеристика растений (2 часа)

Общая характеристика царства Растения. Систематика растений.

Стр.37-39

15.10

Тема 3.2 Низшие растения (2 часа)

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей.

Стр.40-44

17.10

Многообразие водорослей их роль в природе и практическое значение.

Л.р. №4 Строение спирогиры».

Стр.45-49

22.10

Тема 3.3 Высшие растения. (5 ч.)

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

Стр.50,51

24.10

Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№5 «Строение мха кукушкин лен»

Л.р.№6 «Строение мха сфагнум».

Стр.52-56

29.10

Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе.

Л.р. №7 «Строение хвоща».

Стр.57-60

12.11

Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе, практическое значение.

Л.р.№8 «Строение папоротника».

Стр.61-65

14.11

Тема 3.4  Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

Л.р.№9 «Строение шишки сосны».

Стр.66-68

19.11

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Л.Р.№10 «Многообразие голосеменных».

Стр.68-72

21.11

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.

Стр.73-77

26.11

Размножение покрытосеменных растений.

Стр.77-79

28.11

Класс Двудольные.

Характеристика особенностей семейства Розоцветные, Крестоцветные и Пасленовые.

Л.р.№10 «Семейство Розоцветные (шиповник)».

Стр.81-84

03.12

Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаковые, Лилейные.

Л.р.№11 «Строение злакового растения (пшеница)».

Стр.80

05.12

Роль Покрытосеменных в биоценозах, жизни человека.

П.Р.№1  «Распознавание растений Республики Дагестан по гербарному материалу».

Презентация

10.12

Повторительно – обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения.

Тестовая проверка знаний.

Стр.85,86

12.12

Раздел 4. Царство животные. (39ч.)

Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)

Общая характеристика царства Животные.

Стр.87,88

17.12

Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные. (2ч.)

Особенности организации одноклеточных, их классификация.

Стр.89-91

19.12

Многообразие и значение одноклеточных животных.

Л.р.№12 «Строение и жизнедеятельность инфузории – туфельки».

Стр.92-98

24.12

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные. (1ч.)

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные.

Стр.99-103

26.12

Тема 4.4 Тип  Кишечнополостные. (3ч.)

Особенности организации кишечнополостных.

Л.р.№13 «Строение и поведение пресноводной гидры».

Стр.104-107

14.01

Особенности жизнедеятельности кишечно-полостных.Многообразие кишечно-полостных, их значение в природе и жизни человека.

Стр.108-111

16.01

Тема 4.5 Тип  Плоские черви. (2ч.)

Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви.

Стр.112-114

21.01

Плоские черви – паразиты.

Стр.115-118

23.01

Тема 4.6 Тип  Круглые черви. (1ч.)

Тип Круглые черви, особенности их организации.

Стр.119-124

28.01

Тема 4.7 Тип  Кольчатые черви. (3ч.)

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

Л.р.№14 «Внешнее строение кольчатого червя».

Стр.125-127

30.01

Многообразие кольчатых червей.

Стр.127-131

04.02

Повторительно – обобщающий урок по темам: Тип кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви.

Тестовый контроль знаний.

06.02

Тема 4.8 Тип  Моллюски. (2ч.)

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

Л.р.№15 «Строение раковины моллюска».

Стр.132-137

11.02

Многообразие моллюсков их значение в природе.

Стр.137-142

13.02

Тема 4.9 Тип  Членистоногие. (8ч.)

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Л.р.№16 «Внешнее строение речного рака»

Стр.143-150

18.02

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

Стр.151-157

20.02

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№17 «Внешнее строение насекомого»

Стр.158-164

25.02

Размножение и развитие насекомых.

Стр.164-165

27.02

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Л.Р. №18 «Многообразие членистоногих».

Стр.165-169

04.03

Тестовый контроль знаний учащихся по теме: Тип членистоногие.

Тестовый контроль знаний учащихся.

06.03

Тема 4.10 Тип  Иглокожие. (1ч.)

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе.

Стр.170-175

11.03

Тема 4.11 Тип  Хордовые. Бесчерепные (1ч.)

Особенности строения хордовых. Бесчерепные животные.

Стр.176

13.03

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2часа)

Подтип Позвоночные. Рыбы водные позвоночные.

Л.р.№19 «Внешнее строение рыбы».

Стр.177-182

18.03

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение.

Стр.183-188

20.03

Тема 4.13 Класс земноводные. (2ч.)

Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных.

Л.р.№20 «Внешнее строение лягушки».

Стр.189-195

01.04

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе.

Стр.195-199

03.04

Тема 4.14 Класс пресмыкающиеся. (2ч.)

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных.

Стр.200-205

08.04

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Стр.205-207

10.04

Тема 4.15 Класс птицы. (4ч.)

Класс Птицы. Происхождение, деление на группы.

Стр.207-212

15.04

Особенности их строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Л.р. №21 «Внешнее строение птицы».

Стр.212-217

17.04

Особенности организации птиц, связанные с полетом

Л.Р. №22 «Строение перьев птиц».

Стр.218-221

22.04

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.

Стр.222-226

24.05

Тема 4.16 Класс млекопитающие. (4ч.)

Класс Млекопитающие. Происхождение, деление на группы.

П.Р. №2 «Распознавание животных РД, Распознание их систематического положения и значения в

жизни человека».

Стр.227-229

29.04

Особенности  строения, жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных.

Л.р. №22 Строение скелета млекопитающих

Стр.230-237

06.05

Плацентарные млекопитающие.

Стр.238-243

08.05

Сумчатые и однопроходные

Стр.244-246

Тестовый контроль знаний учащихся по теме:Тип Хордовые

Тестовый контроль знаний учащихся.

13.05

Раздел 5. Царство Вирусы. (1ч.)

Вирусы.

Стр.250-253

15.05

Заключение (2 часа)

Особенности организации живых организмов. Итоговый тестовый контроль знаний учащихся

Тестовый контроль знаний.

20.05

66-70

Повторение, обобщение изученного, Подведение итогов.

22.05-

Литература

Основная литература

Заxapoe В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная литература

  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  2. Мамонтов С. Г.,   Захаров В. Б.,  Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
  5. Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
  7. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
  8. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И.  Мир животных  (насекомые,   пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
  4. Акимушкин И. Невидимые  нити природы.  М.: Мысль, 1985.
  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
  6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  7. Уинфри А. Т.   Время   по   биологическим   часам.   М.: Мир, 1990.
  8. Шпинар 3. В. История  жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
  9. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
  10. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
  11. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов (Н.И. Сонин)

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с. В программу внесены изменения, не пре...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов ФГОС по учебнику Сонин, Захаров

Рабочая программа по биологии, линейный курс Сонин, Захаров 5-7 кл...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 5 класса (автор Сонин Н. И.)

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для обучающихся 5 класса разработана на основе программы к учебнику Н. И. Сонина  "Введение в биологию" 5 класс....

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) ФГОС УМК Н.И.Сонина

Методическая разработка предназначена для работы по учебникам В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина и Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый  уровень. 10 класс» и ...

Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...

Рабочая программа по биологии: " Живой организм". 6 класс, автор Н.И. Сонин.

Рабочая программа по биологии. Живой организм.6 класс, автор Н.И. Сонин. Программа состоит из федерального и регионального компонентов....