Главные вкладки

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"
    календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

    Старчаус Ольга Васильевна

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ktp_i_rab.pr_.zanimat_biologiya.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Пояснительная записка

           Рабочая программа «Занимательная биология», разработана с учётом Закона РФ «Об образовании»,ФГОС (базовый уровни).

    Примерной программы по биологии и экологии (базовый уровень).

    Требования к оснащению учебного процесса по биологии.

    Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС Биология Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012. Авторы:  В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Экология: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа.«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000. Имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, биологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин).

             Общие цели с учётом специфики программы :воспитание биологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

            Социализация. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в  школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка (концепция ФГОС). Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего биологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств биологического образования населения.

    2.Общая характеристика курса « Занимательная биология»

    Значимость  курса при введении ФГОС: является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу  школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта биологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

    Одной из форм проведения кружковых занятий являются игры, такие как «Поле чудес», «Слабое звено», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Био-интеллект». Они повышают познавательный интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, выполняют информативную функцию. Учащиеся не только играют в разработанные учителем игры, но и сами их разрабатывают и проводят (учитель оказывает помощь при необходимости). Это имеет большое воспитательное, организационное и развивающее значение.

    В часы досуга многие любят разгадывать кроссворды и ребусы, решать головоломки и занимательные задачи. Это действительно интересно и вместе с тем полезно, так как развивает логическое мышление, сообразительность, умение находить решение в нетипичных ситуациях. Кроме того, расширяет кругозор, появляются положительные эмоции, и возникает острое желание узнать как можно больше по интересующему вопросу. В связи с этим, данные виды работы также включены в занятия кружка.

    Выше изложенные формы работы способствуют достижению цели и задач, которые были поставлены при составлении данной программы.

    Цель: стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности.

    Задачи:

    Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.

    Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

    Воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы.

    Прогнозируемые результаты.

    Реализация программы может способствовать:

    - развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;

    - развитию и накоплению конкретных знаний об условиях обитания отдельных видов растений и животных;

    - поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело;

    - привлечение учащихся к проектной деятельности по биологии.

    Практический выход.

    - участие учащихся в конкурсах биологической направленности;

    - распространение знаний среди учащихся посредством выпуска газет.

    - проектная работа.

         3. Место курса «Занимательная биология» в учебном плане.

            Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов.

    На 1 год обучения - «Занимательная биология» (68 часов).  

    Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу.

         4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная биология»

    В авторской программе отражены следующие аспекты:

    Показатели в  личностной сфере ребенка:

    - развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;

    - развитию и накоплению конкретных знаний об условиях обитания отдельных видов растений и животных;

    - привлечение учащихся к проектной деятельности по биологии.

    Практический выход.

    - участие учащихся в конкурсах биологической направленности;

    - интерес к познанию мира природы;

    Результативность. Результативность и целесообразность работы  выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ. Недели биологии и экологии, традиционные праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» .   Авторская программа    ставит перед собой следующие задачи:

    Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.

    Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

    Воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы.

    Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

    • Биология-наука о природе.
    • В мире флоры и фауны.
    • Красная книга.
    • Цветы.
    • Птицы.

    5.Содержание учебного курса «Занимательная биология»

    Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

    Тема раздела

    Количество

    часов

    1

    Биология-наука о природе    

    6

    2

    В мире флоры и фауны

    18

    3

    Красная книга

    22

    4

    Цветы

    14

    5

    Птицы

    8

    ИТОГО

    68

    6. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Дата

    Тема занятия

    Форма занятия

    Наглядные пособия и технические средства

    1

    2

    Вводное занятие. Биология – наука о живой природе.

    Беседа

    Презентация

    3

    4

    Разработка эскиза уголка кружка «Занимательная биология»

    Коллективная работа

    5

    6

    Оформление уголка кружка «Занимательная биология»

    Коллективная работа

    Ватман

    7

    8

    В мире флоры и фауны.

    Игра: Биологическое лото

    6 конвертов, жетоны

    9

    10

    Познаем себя с помощью природы.

    Коллективная работа

    Журнал «Юный натуралист»

    11

    12

    Час ребусов.

    Коллективная работа

    Карточки с ребусами

    13

    14

    Оформление газеты «Биология в ребусах»

    Коллективная творческая работа

    Ватман

    15

    16

    Золотая осень: праздник урожая.

    Познавательная игра «Винегрет – шоу»

    Презентация, жетоны, пазлы, карточки с иллюстрациями

    17

    18

    Родина овощей.

    Игра – путешествие с культурными растениями.

    Игровые поля, бочонки для лото

    19

    20

    Загадки страны Легумии.

    Интеллектуально – познавательная игра.

    Презентация с разбивкой по секторам

    21

    22

    Памятники овощам и фруктам

    Конкурсно — познавательное занятие

    Презентация с изображением памятников овощам и фруктам, вошедшим в «горячую десятку»

    23

    24

    Заседание творческого клуба.

    Творческая мастерская

    25

    26

    По страницам Красной книги.

    Устный журнал

    Иллюстративный материал, аудиозаписи звуков леса.

    27

    28

    Экологический турнир «В союзе с природой»

    Экологический турнир

    Презентация для турнира

    29

    30

    Заказники НСО «Майское утро»

    Видеоурок

    Фильм по краеведению

    31

    32

    Познавательно — интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!»

    Познавательно — интеллектуальная игра

    Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали

    33

    34

    Заказники

    Видеоурок

    Фильм по краеведению

    35

    36

    Оформление газеты «В союзе с природой»

    Коллективная творческая работа

    Ватман

    37

    38

    Викторина «Узнай меня»

    Игра

    Презентация с разбивкой по секторам

    39

    40

    Мягкие лапки, а в лапках царапки. Планирование проектной деятельности.

    Познавательно — интеллектуальная игра

    Презентация, кроссворд

    41

    42

    Работа над проектом.

    43

    44

    Работа над проектом.

    45

    46

    Защита проектной работы.

    Защита проектной работы, посвященной Всемирному Дню Кошек (1 марта)

    47

    48

    Легенды о цветах.

    Круглый стол

    49

    50

    Викторина «Час цветов»

    Викторина

    Иллюстративный материал

    51

    52

    Оформление стенда «Тайны мира цветов»

    Творческая мастерская

    53

    54

    «Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд»

    Игра-путешествие

    Иллюстративный материал:

    1 – А. Канова “Орфей”;

    2 – Рубенс “Прикованный Прометей”;

    3 – статуя “Русалка” в Копенгагене;

    4 – И. Репин “Садко”;

    5 – Е. Мухина “Бог Борей”

    6 – Ге Н. “Ахиллес, оплакивающий Патрокла”

    7 – Караваджо “Молодой Вакх”

    жетоны

    55

    56

    Своя игра «Тропа загадок»

    Своя игра

    Презентация с разбивкой на сектора

    57

    58

    Комнатные растения.

    Цветы на моей клумбе

    Доклад учащихся

    59

    60

    Биологическая викторина.

    Командная игра

    Презентация с разбивкой по секторам

    61

    62

    Птицы леса

    Видеоурок

    Фильм по краеведению

    63

    64

    Поле чудес «Удивительный мир птиц»

    Игра

    Иллюстративный материал

    65

    66

    Птичьи дети

    Видеоурок

    Фильм по краеведению

    67

    Экскурсия к водоёму

    68

    Экскурсия к водоёму


    7.Материально-техническое обеспечение курса «Занимательная биология»

    Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися:

    персональный компьютер, бочонки с номерами, игровые карты с изображением контуров материков, подборка ЦОРов для проведения занятий (презентации, игровые поля, учебные тематические видеоресурсы и т.д.)

    8. Планируемые результаты изучения курса «Дом, в котором мы живём»

            Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

            В структуре планируемых результатов выделяются:

    •ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

    •планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

     - характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

    - применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

    - использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

     - ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

            Учащийся: получит возможность научиться:

     •соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

    выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

     •выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

    •осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

    •находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

    •выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

    Дополнительная литература для учителя:

    Закон РФ «Об образовании».

    ФГОС (базовый уровнь).

    Журналы «Юный натуралист».

    Энциклопедии.

    Серия «Библиотека учителя»: Предметная неделя биологии в школе/ А.В. Грабар (и др.); под общ. ред. К.Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.

    Интернет – ресурсы.

    Требования к оснащению учебного процесса по биологии.

    Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012. Авторы:  В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Экология: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

    Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа.

    Дополнительная литература для учащихся:

    Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383 с.

    Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

    Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

    Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

    «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год.

    «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".

    Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование интегрированного курса "Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 7 класса

    Рабочая программа "Физическая культура, ОБЖ" разработана на основе авторской Комплексной прораммы Физическая культура В.И. Лях, А.А. Зданевич и программы по ОБЖ  А.С. Смирнова.  В рабо...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы. Авторы-составители: Г. С. Итапин (учитель математики), Т. Д. Покас (учитель...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах

    Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живём"

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живём"...

    Рабочая программа и календарно - тематическое планирование интегрированного курса " Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 5 класса

    Рабочая программа  и календарно  - тематическое планирование  интегрированного  курса " Физическая культура, ОБЖ"  для учащихся 5 класса...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Основы проектной деятельности"

    Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по курсу "Основы проектной деятельности" с УУД....