Презентация к урокубиологии 9 класс "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоноценозы"
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

купреев михаил никитович

Биогеоценоз. Это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. В это сообщество поступают энергия солнца, минеральные вещества почвы и газы атмосферы воды , а выделяются из него теплота , кислород, диоксид углерода, продукты жизнедеятельности организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvennye_soobschestva.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоноценозы Сапуновой Ольги

Слайд 2

Что такое биоценоз? Группу популяций, обитающих на определенной территории и объединенных сетью взаимоотношений, называют сообществом, или биоценозом . Биоценоз составляют, например, организмы леса или пруда. Что такое биогеоценоз?

Слайд 3

Биогеоценоз = биоценоз + + косное вещество т.е. компоненты атмосферы, гидросферы, литосферы

Слайд 4

Примеры биогеоценозов Биогеоценоз пруда

Слайд 5

Примеры биогеоценозов Биогеоценоз ?

Слайд 6

Биогеоценоз Это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы . В это сообщество поступают энергия солнца, минеральные вещества почвы и газы атмосферы воды , а выделяются из него теплота , кислород, диоксид углерода, продукты жизнедеятельности организмов.

Слайд 7

БИОГЕОЦЕНОЗ Энергия Солнца Газы атмосферы воды Минеральные вещества почвы

Слайд 8

БИОГЕОЦЕНОЗ Теплота Кислород Углекислый газ Продукты жизнедеятельности организмов

Слайд 9

БИОГЕОЦЕНОЗ Энергия Солнца Газы атмосферы воды Минеральные вещества почвы Теплота Кислород Углекислый газ Продукты жизнедеятельности организмов

Слайд 10

Термин ввел Н.В.Сукачев (1940г). Синоним - экосистема .

Слайд 11

Основные функции биогеоценоза: Аккумуляция энергии; Перераспределение энергии; Круговорот веществ.

Слайд 12

Что такое аккумуляция? Собирание в кучу, накопление.

Слайд 13

Основные функции биогеоценоза: Аккумуляция энергии; Перераспределение энергии; Круговорот веществ.

Слайд 14

Биогеоценоз – целостная саморегулирующаяся и самоподдерживающая система. Он включает следующие обязательные компоненты: неорганические ( углерод, азот, диоксид углерода, вода, минеральные соли) и органические вещества ( белки, углеводы, липиды и др.); автотрофные организмы – продуценты органических веществ; гетеротрофные организмы – потребители готовых органических веществ – консументы растительного ( потребители первого порядка) и животного ( потребители второго и следующих порядков) происхождения.

Слайд 15

БИОГЕОЦЕНОЗ Органические в-ва (белки, углеводы , липиды, …) Неорганические в-ва (С, N, CO 2 , H 2 O, мин.соли…) Автотрофные орг-мы (продуценты орг. В-в) Гетеротрофные орг-мы (консументы растит. и животн.)

Слайд 16

Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и с факторами неживой природы. Видовой состав данной местности определяется историческими и климатическими условиями, а взаимоотношения организмов друг с другом и окружающей средой – характером их питания.

Слайд 17

По типу питания все живые существа Автотрофные Гетеротрофные Использующие солнечную энергию и неорганические вещества, для синтеза органических Нуждающиеся в готовой органической пище Растения, сине-зеленые водоросли, некоторые бактерии. Грибы, животные и многие бактерии.

Слайд 18

Гетеротрофные существа (консументы) имеют происхождение Растительное Животное Потребители первого порядка Потребители второго и высшего порядков

Слайд 19

В первую группу продуцентов (<лат. producens производящий) входят производители органических веществ из неорганики. Это автотрофы: фотосинтезирующие растения и бактерии, использующие солнечную энергию, а также хемосинтезирующие бактерии, использующие химическую энергию.

Слайд 20

Продуценты являются источником органики и энергии для консументов (<лат. consume потребитель). Растительноядных животных называют первичными консументами, паразитов и хищников, потребляющих растительноядных и друг друга - вторичными и третичными консументами.

Слайд 21

Замыкающей группой пищевых цепей являются редуценты (<лат. reducere возвращать), перерабатывающие остатки органи­ческого вещества всех групп (растительный опад, трупы, экскременты). К редуцентам относятся самые разнообразные организмы от птиц и млекопитающих, поедающих падаль, до трупоядных насекомых и гнилостных бактерий.

Слайд 22

В почвах степных экосистем минерализация органики происходит достаточно интенсивно, и органические остатки не накапливаются на поверхности. В болотных биоценозах вследствие затрудненной деятельности редуцентов преобладает накопление органической массы.

Слайд 23

Окончательная переработка органики осуществляется редуцентами-деструкторами, разлагающими органику на неорганические молекулы (воду, углекислый газ, аммиак и другие минеральные вещества), которые вновь используются растениями.

Слайд 24

Одни из самых важных деструкторов - грибы — разлагают даже такие компоненты древесины, которые не поддаются бактериям. Без них лес был бы завален отмирающими стволами.

Слайд 25

Только совместная жизнедеятельность продуцентов, консументов и редуцентов обеспечивает существование экосистемы.

Слайд 26

Без зеленых растений не могут обойтись животные, отсутствие растительноядных делает невозможным существование хищников. Без редуцентов экосистемы заполнились бы мертвой органикой, а запасы минеральных веществ быстро бы иссякли.

Слайд 27

Говоря о биоценозах, рассматривают только взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности. Биоценозы характеризуются видовым разнообразием, т.е. числом видов живых организмов, образующих его; плотностью популяций, т.е. числом особей данного вида, отнесенного к единице площади или к единице объема (для водных и почвенных организмов); биомассой – общим количеством живого органического вещества, выраженного в единицах массы.

Слайд 28

Биомасса образуется в результате связывания солнечной энергии. Эффективность, с которой растения ассимилируют солнечную энергию, в разных биоценозах неодинакова. Суммарную продукцию фотосинтеза называют первичной продукцией. Растительная биомасса используется потребителями первого порядка – растительноядными животными – в качестве источника энергии и материала для создания биомассы; причем используется чрезвычайно избирательно, что понижает интенсивность межвидовой борьбы за существование и способствует сохранению природных ресурсов.

Слайд 29

Растительноядные животные в свою очередь служат источником энергии и материала для потребителей второго порядка – хищников и т.д. Наибольшее количество биомассы образуется в тропиках и умеренной зоне, очень мало – в тундре и океане. Организмы, входящие в состав биогеоценозов, испытывают влияние неживой природы – абиотических факторов, а также со стороны живой природы – биотических воздействий.

Слайд 30

Каждая экосистема занимает определенную территорию, обладает конкретным видовым составом, характеризуется трофической структурой и биопродуктивностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

широколиственный лес как природное сообщество живых организмов

В презентации представлено многообразие живых организмов широколиственного леса в связи с их функциями в природном сообществе. Данная работа может быть использована на уроках природоведения, биологии ...

Тест по теме: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

Тест можно  использовать при закреплении материала  по данной теме  урока, или при проверке знаний на следующем....

Тест по теме: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

Тест можно использовать при закреплении материала....

Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов» представлена в виде разноуровневых заданий. Данная работа предназначена для учащихся 5 классов....

Разработка урока "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Данная разработка предназначена для учащихся 11 классов на уроках биологии и может быть использована на уроках....