Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии
методическая разработка по биологии на тему

Матвиенко Наталья Анатольевна учитель химии и биологии

Примеры элементов здровьесберегающих технологий на уроах

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

 НА УРОКАХ ХИМИИ БИОЛОГИИ

         Большое внимание на уроках химии и биологии я уделяю здоровьесберегающим технологиям  Связь этих наук  с другими науками позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для детей, доступной, наглядной и аргументированной.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на группы:

-технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);

-технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе, поза учащегося, чередование позы);

-психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).

Мной проводятся здоровьесберегающие уроки  разных видов:

- урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, в таблице представлены темы уроков курса химии с включением элементов здоровьесбережения. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Что изучает химия. Физические  и химические явления.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Углеводы

Миф о пользе  коричневого сахара, мёда. Ожирение – угроза здоровью.

Жиры.

Влияние ненасыщенных жиров на обмен веществ.

Многоатомные спирты, одноатомные спирты

Влияние на организм.

Микроэлементы

Продукты, содержащие необходимый минимум

Химическая технология

Влияние загрязнений

-стандартный хорошо продуманный методически урок по химии, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:полноценно выполнить учебную программу;формировать у учащихся интерес к своему предмету;установить с учащимися доверительные, партнерские отношения;продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий, учитываю следующие критерии:

  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.
  • обстановку и гигиенические условия в классе;
  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
  • наличие методов, способствующих активизации;
  •  длительность применения мультимедийной доски;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Поэтому в кабинете используются светло-зеленый и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся. С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

По степени сложности среди школьных предметов химия и общая биология занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся.  Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме.

Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы, пересаживаю каждую четверть рядами 1на 2 ряд, 2 на третий и наоборот.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им включаться в активную деятельность: метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);

            Например, на обобщающем уроке по теме "Классы неорганических соединений" ученики сами выступают в роли учителя. Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед одноклассниками.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую возможности  интерактивной доски  либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний.

Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз , кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или подготовленного ученика. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. Эффективным для старшеклассников является самомассож кистей рук.

для 8-х классов в физкультминутки включаю тему урока.

  1. Игра с мячом. Я, кидая мяч, называю тело, отдавая мяч, обратно ученик называет вещество, из которого оно может быть изготовлено. Например: Линейка - пластмасса, дерево, металл.
  2. Величина – единица. Например: масса - кг, мг, т, ц, г.
  3. Уберите лишнее слово.  Например: натрий , кальций, железо, кислород  или NaOH, KOH, Ca(OH)2, HCl.
  4. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет химическое понятие или  формулу, свойства и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.

Способствую созданию благоприятного психологического климата на уроке через создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. При этом с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Считаю, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток,

юмористических или поучительных картинок http://ic.pics.livejournal.com/snova_17/42505524/345020/345020_original.jpg , использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток, четверостиший, анекдотов и загадок то теме.

Считаю, что все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...

Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...

Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии

Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания....

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

Здоровьесберегающие технологии - это отличительная особенность всей образовательной системы....