Главные вкладки

    Рабочая программа. Биология. 5 класс. Авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
    рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Содержание курса: тема урока и основные виды деятельности учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_biologiya_5_klass.docx39.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    № п/п

    № урока в раз-

    деле

    Тема

    Кол-во часов

    Основные виды деятельности учащихся

    Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 часов).

    1

    1

    Наука о живой природе.

    Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы.

    Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные.

    Наука о живой природе — биология.

    1

    Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

    Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

    Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

    Давать определение науки биологии.

    Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами.

    2

    2

    Свойства живых организмов.

    Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой

    природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

    1

    Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции.

    Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

    3

    3

    Методы изучения природы.

    Использование биологических методов для изучения живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Сравнение в лабораторных условиях.

    1

    Рассматривать и обсуждать рисунки учебника и иллюстрации. Различать методы изучения природы.

    4

    4

    Увеличительные приборы.

    Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

    Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп.

    Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа Антонием ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

    Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

    Лабораторная работа № 1

    «Изучение устройства увеличительных приборов»

    1

    Объяснять назначение увеличительных приборов.

    Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.

    Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

    Находить части микроскопа и называть их.

    Изучать и запоминать правила работы с микроскопом.

    Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы.

    Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

    5

    5

    Строение клетки. Ткани.

    Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их

    функции.

    Лабораторная работа № 2

    «Знакомство с клетками растений».

    1

    Называть части клетки по рисункам учебника.

    Характеризовать назначение частей клетки.

    Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

    Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

    Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа.

    Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

    Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

    Зарисовывать клетки в тетради.

    Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

    6

    6

    Химический состав клетки.

    Химические вещества клетки: неорганические и органические. Их роль в клетке и значение для организма.

    1

    Различать органические вещества от неорганических веществ. Объяснять их значение для организма.

    7

    7

    Процессы жизнедеятельности клетки.

    Основные процессы, происходящие в живой клетке. Дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним

    клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостность.

    1

    Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

    Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

    Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

    Деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки.

    Аргументировать вывод о том, что клетка —

    живая система (биосистема).

    8

    8

    Великие естествоиспытатели*.

    Рассказ учителя о великих учёных-естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дар вин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).

    Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.

    1

    Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.

    Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника.

    Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.

    Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

    Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении.

    9

    9

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о природе».

    Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

    1

    Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах.

    Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

    Отвечать на итоговые вопросы.

    Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

    человечества.

    Тема 2. Многообразие живых организмов (10 часов).

    10

    1

    Царства живой природы.

    Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

    1

    Объяснять сущность термина «классификация».

    Давать определение науке систематике.

    Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

    Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

    Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

    11

    2

    Бактерии: строение и жизнедеятельность.

    Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое.

    Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

    1

    Называть главные особенности строения бактерий.

    Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

    Различать свойства эукариот и прокариот.

    Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать роль бактерий-гетеротрофов и бактерий-автотрофов.

    12

    3

    Значение бактерий в природе и для человека.

    Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы.

    Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств.

    Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных.

    1

    Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

    Различать бактерий по их роли в природе.

    Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

    Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.

    Обсуждать значение бактерий для человека.

    Сопоставлять вред и бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

    13

    4

    Значение растения.

    Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Роль цветковых растений в жизни человека

    1

    Характеризовать главные признаки растений.

    Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

    Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.

    Характеризовать мхи, папоротники, хвощи

    плауны как споровые растения,

    Лабораторная работа № 3.

    « Знакомство с внешним строением побегов растений»

    Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

    Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

    14

    5

    Многообразие животных.

    Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

    Роль животных в природе и жизни человека.

    1

    Характеризовать простейших по рисункам

    учебника, описывать их различие, называть

    части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных

    животных.

    Приводить примеры позвоночных животных.

    Объяснять роль животных в жизни человека

    и в природе.

    15

    6

    Грибы.

    Общая характеристика грибов. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

    Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Одноклеточные грибы — дрожжи.

    Правила сбора и использование грибов.

    1

    Устанавливать сходство гриба с растениями

    и животными.

    Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

    Называть знакомые виды грибов.

    Характеризовать питание грибов.

    Различать съедобные и ядовитые грибы.

    16

    7

    Многообразие и значение грибов.

    Одноклеточные и многоклеточные, микроскопические и с крупным плодовым телом.

    Съедобные и несъедобные грибы.

    1

    Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы.

    17

    8

    Лишайники.

    Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

    1

    Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.

    Различать типы лишайников на рисунке учебника.

    Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

    Выявлять преимущества симбиотического

    организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

    Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

    18

    9

    Значение живых организмов в природе и жизни человека.

    Важность биологического разнообразия.

    1

    Знать, что все виды животных, растений, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.

    19

    10

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов».

    Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

    1

    Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах.

    Отвечать на итоговые вопросы.

    Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

    человечества.

    Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 час).

    20

    1

    Среды жизни планеты Земля.

    Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов.

    Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.

    1

    Характеризовать особенности условий сред

    жизни на Земле.

    Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм.

    21

    2

    Экологические факторы среды

    влияющие на живые организмы.

    Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные.

    1

    Выявлять и различать действие факторов среды на организмы.

    Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.

    Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора хозяина.

    22

    3

    Приспособления организмов

     к жизни в природе.

    Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.

    Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

    1

    Выявлять взаимосвязи между влиянием фак-

    торов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

    Называть примеры сезонных изменений у организмов.

    Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

    23

    4

    Природные сообщества.

    Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой.

    Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность

    организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

    1

    Объяснять сущность понятия «пищевая цепь».

    Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.

    Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

    Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

    Различать и характеризовать разные природные сообщества.

    Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

    Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей

    24

    5

    Природные зоны России.

    Понятие о природных зонах. Многообразие природных зон. Расположение природных зон на карте. Животный мир природных зон. Растительный мир природных зон.

    1

    Уметь характеризовать каждую природную зону. Знать названия природных зон России. Находить отличия природных зон друг от друга. Знать животный и растительный мир природных зон.

    25

    6

    Жизнь организмов на разных материках.

    Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

    .

    1

    Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

    Объяснять сущность понятия «местный вид».

    Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

    Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам.

    Описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях.

    Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

    26

    7

    Жизнь организмов в морях и океанах.

    Морские обитатели мелководий, их разнообразие. Обитатели открытой воды. Жизнь на глубинных морях. Особенности мелководных, открытых и глубинных вод. Приспособления организмов к обитанию в определенной глубине моря.

    1

    Знать особенности мелководных, открытых, глубинных рек. Описывать организмы, обитающие на различных глубинах морей и океанов, выявлять их приспособления. Дать понятие определениям «прикрепленные организмы», « свободноплавающие организмы», «планктон»

    27

    8

    Урок-семинар. Обобщение знаний по теме :

    «Жизнь организмов на планете Земля».

    Доклады по животному и растительному миру Нижегородской области.

    1

    Уметь выступать перед классом. Выявлять главную мысль текста. Записывать в тетрадь.

    Контрольная работа – проверочный тест.

    Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)

    28

    1

    Как появился человек на Земле.

    Происхождение человека. Австралопитек, человек умелый. Наш родственник – неандерталец. Наш предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

    1

    Представить предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и  кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека

    в природе.

    Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

    29

    2

    Как человек изменял природу.

    Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок.

    Мероприятия по охране природы.

    Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.

    1

    Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

    Приводить доказательства воздействия чело-

    века на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр.

    Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

    Аргументировать необходимость охраны природы.

    Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

    30

    3

    Важность охраны живого мира планеты.

    Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе.

    Причины исчезновения многих видов  животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире.

    Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

    1

    Называть животных, истреблённых человеком.

    Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

    Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

    Называть примеры животных, нуждающихся в охране.

    Объяснять значение Красной книги, заповедников.

    Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

    31

    4

    Сохраним богатство живого мира.

    Защита проектов «Человек и природа».

    1

    Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

    32

    5

    Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов Нижегородской области».

    1

    Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира Удмуртии. Соблюдать правила поведения в природе.

    33

    6

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля».

    Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.

    Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения  численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

    Итоговый контроль

    Проверка знаний по курсу биологии

    5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

    1

    Отвечать на итоговые вопросы по теме 4 и всего курса биологии.

    34

    7

    Задания на лето

    1

    Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности

    Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

    1. Биология 5 класс (авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.);

    2 Приборы и инструменты для проведения лабораторных работ;

    3.Демонстрационные таблицы;

    4. Гербарии растений;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 класс, авторы А.Н.Майков; А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая

    Составлена на основе:1.     Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г. Примерная  программа  по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___2....

    Рабочая программа 7 класс автор Телековский

    Планирование рабочей программы в 7-ом классе...

    рабочая программа . 5 класс . автор: Виленкин Н.Я.

    рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели и задачи курса математики 5 класса, основные требования к учащимся, календарное планирование...

    Рабочая программа 8 класс автор А.И. Алексеев

    Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику А.И. Алексеева составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...

    Рабочая программа. Биология 5 класс. Авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

    Содержит: пояснительную программу, цели и задачи, общую характеристику предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, тематич...

    Рабочая программа по биологии. 5 класс. Авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. (ФГОС).

    Содержит:пояснительную записку,планируемые результаты изучения учебного предмета, тематическое планитование, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительный материал....

    рабочая программа 7 класс автор ладыженская

    Рабочая программа 7 класс автор ладыженская...