Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии. 5 класс. Авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. (ФГОС).
    рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Содержит:пояснительную записку,планируемые результаты изучения учебного предмета, тематическое планитование, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительный материал. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp._biologiya._5_klass_fgos.docx52.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по биологии. 5 класс.  Учебник Пономарёва И.Н. Биология.

    Под редакцией И.Н.Пономарёвой.

    Составитель: учитель биологии Чибисова Валентина Евгеньевна

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии:

    - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   (приказ Министерства образования     и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897),  

    - учебным планом ОУ;

    - с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Биология. Примерные программы по биологии  5 – 9 классМ.: Просвещение,   2011. (стандарты второго поколения).

    - с авторской программой по биологии Пономаревой И. Н. и др., Биология 5 класс.

    - возможностями УМК, состоящий из учебника Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова -.: Вентана - Граф, 2012.- 128 с., рабочей тетради.

    Цель:

    Основная цель курса «Биологии» - систематизация базовых знаний о живой природе, подготовка учащихся к восприятию общих биологических закономерностей, законов и теорий.

    Задачи курса:

    - актуализировать знания и умения учащегося, сформированные у него при изучении курса «Окружающий мир»;

    - развивать познавательный интерес учащегося 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;

    - научить применять знания при изучении разделов «Многообразие живых организмов», «Жизнь организмов на планете земля»;

    - научить устанавливать связи в системе биологических знаний.

    Общая характеристика предмета

    «Биология» 5 класс – систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе ознакомления с царствами живой природы, сведениями по общей экологии, местом и значением человека в живой природе, формируются начальные представления о биологических объектах, процессах, об экосистемной организации жизни. При изучении данного курса начинается изучение понятийного аппарата биологии. Учащиеся приобретают умения использовать источники биологической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на процессы, происходящие в живой природе.

    Таким образом, содержание курса биологии 5 класса представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основной для последующей уровневой дифференциации.

               Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» и составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы

    Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, о.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова и др.

    Описание предмета в учебном плане:

    Курс рассчитан на общее количество учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).

    Из них:

    4 часа занимают практические (экскурсия) и лабораторные работы,

    4 часа контрольные работы (1 час защита проектов).

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

    характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

    применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

    использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

    ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

    соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

    выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

    осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

    ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

    находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    Личностные:

    - формирование ответственного отношения к учению формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    - знание основных принципов  и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

    - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

    - осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном  локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

    - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

    - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

    - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, стране;

    - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;

    Метапредметные

    - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

    Регулятивные УУД:

    - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

    - умения управлять своей познавательной деятельностью;

    - умение организовывать свою деятельность;

    - определять ее цели и задачи;

    -выбирать средства и применять их на практике;

    - оценивать достигнутые результаты;

    Предметные УУД:

    - приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

    - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

    - приводить примеры практического использования биологических знаний в различных областях деятельности человека;

    - приводить примеры, показывать роль биологической науки в решении социально-экономических, биологических проблем человечества;

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ (курс – 34 часа)

    Тема

    Всего часов

    Лабораторные работы, экскурсии

    Контрольные (тесты, самостоятельные работы, контрольные работы)

    1

    Биология – наука о живом мире

    9

    2 л.р.

    1

    2

    Многообразие живых организмов

    10

    1 л.р.

    1

    3

    Жизнь организмов на планете Земля

    8

    -

    1

    4

    Человек на планете Земля

    7

    1 экскурсия

    1

    Итого:

    34

    4

    4

    Календарно-тематическое планирование.

    Учебник Пономарёва И.Н. Биология. Под редакцией И.Н.Пономарёвой.

    № п/п

    № урока в раз-

    деле

    Тема

    Кол-во часов

    Основные виды деятельности учащихся

    Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 часов).

    1

    1

    Наука о живой природе.

    Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы.

    Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные.

    Наука о живой природе — биология.

    1

    Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

    Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

    Приводить примеры знакомых культурныхрастений и домашних животных.

    Давать определение науки биологии.

    Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами.

    2

    2

    Свойства живых организмов.

    Отличие живых тел от тел неживойприроды. Признаки живого: обменвеществ, питание, дыхание, рост,развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой

    природы. Органы организма, ихфункции. Согласованность работыорганов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

    1

    Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции.

    Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

    3

    3

    Методы изучения природы.

    Использование биологических методов для изучения живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Сравнение в лабораторных условиях.

    1

    Рассматривать и обсуждать рисунки учебника и иллюстрации. Различать методы изучения природы.

    4

    4

    Увеличительные приборы.

    Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

    Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп.

    Первое применение микроскопаР. Гуком. Усовершенствование микроскопа Антониемван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

    Микропрепарат. Правила работыс микроскопом.

    Лабораторная работа № 1

    «Изучение устройства увеличительных приборов»

    1

    Объяснять назначение увеличительных приборов.

    Различать ручную и штативную лупы, знатьполучаемое с их помощью увеличение.

    Описывать и сравнивать увеличение лупыи микроскопа.

    Находить части микроскопа и называть их.

    Изучать и запоминать правила работы с микроскопом.

    Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы.

    Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

    5

    5

    Строение клетки. Ткани.

    Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки:ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначениечастей клетки. Понятие о ткани.Ткани животных и растений. Их

    функции.

    Лабораторная работа № 2

    «Знакомство с клетками растений».

    1

    Называть части клетки по рисункам учебника.

    Характеризовать назначение частей клетки.

    Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

    Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

    Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа.

    Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

    Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

    Зарисовывать клетки в тетради.

    Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

    6

    6

    Химический состав клетки.

    Химические вещества клетки: неорганические и органические. Их роль в клетке и значение для организма.

    1

    Различать органические вещества от неорганических веществ. Объяснять их значение для организма.

    7

    7

    Процессы жизнедеятельности клетки.

    Основные процессы, происходящие в живой клетке. Дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материаладочерним

    клеткам. Взаимосвязанная работачастей клетки, обусловливающаяеё жизнедеятельность как целостность.

    1

    Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

    Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

    Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

    Деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки.

    Аргументировать вывод о том, что клетка —

    живая система (биосистема).

    8

    8

    Великие естествоиспытатели*.

    Рассказ учителя о великих учёных-естествоиспытателях (Аристотель,Теофраст, К. Линней, Ч. Дар вин,В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).

    Самостоятельная работа учениковс текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.

    1

    Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.

    Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника.

    Называть области науки, в которых работаликонкретные учёные, знать сущность их открытий.

    Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

    Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении.

    9

    9

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о природе».

    Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

    1

    Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах.

    Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

    Отвечать на итоговые вопросы.

    Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

    человечества.

    Тема 2. Многообразие живых организмов (10 часов).

    10

    1

    Царства живой природы.

    Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

    1

    Объяснять сущность термина «классификация».

    Давать определение науке систематике.

    Знать основные таксоны классификации —«царство» и «вид».

    Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

    Рассматривать схему царств живой природы,устанавливать связь между царствами.

    11

    2

    Бактерии: строение и жизнедеятельность.

    Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое.

    Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

    1

    Называть главные особенности строения бактерий.

    Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

    Различать свойства эукариот и прокариот.

    Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать роль бактерий-гетеротрофов и бактерий-автотрофов.

    12

    3

    Значение бактерий в природе и для человека.

    Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы.

    Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств.

    Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных.

    1

    Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

    Различать бактерий по их роли в природе.

    Приводить примеры полезной деятельностибактерий.

    Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.

    Обсуждать значение бактерий для человека.

    Сопоставлять вред и бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

    13

    4

    Значение растения.

    Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Роль цветковых растений в жизни человека

    1

    Характеризовать главные признаки растений.

    Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

    Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.

    Характеризовать мхи, папоротники, хвощи

    плауны как споровые растения,

    Лабораторная работа № 3.

    « Знакомство с внешним строением побегов растений»

    Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

    Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

    14

    5

    Многообразие животных.

    Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

    Роль животных в природе и жизни человека.

    1

    Характеризовать простейших по рисункам

    учебника, описывать их различие, называть

    части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных

    животных.

    Приводить примеры позвоночных животных.

    Объяснять роль животных в жизни человека

    и в природе.

    15

    6

    Грибы.

    Общая характеристика грибов. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

    Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Одноклеточные грибы — дрожжи.

    Правила сбора и использование грибов.

    1

    Устанавливать сходство гриба с растениями

    и животными.

    Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

    Называть знакомые виды грибов.

    Характеризовать питание грибов.

    Различать съедобные и ядовитые грибы.

    16

    7

    Многообразие и значение грибов.

    Одноклеточные и многоклеточные, микроскопические и с крупным плодовым телом.

    Съедобные и несъедобные грибы.

    1

    Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы.

    17

    8

    Лишайники.

    Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

    1

    Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.

    Различать типы лишайников на рисунке учебника.

    Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

    Выявлять преимущества симбиотического

    организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

    Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

    18

    9

    Значение живых организмов в природе и жизни человека.

    Важность биологического разнообразия.

    1

    Знать, что все виды животных, растений, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.

    19

    10

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов».

    Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

    1

    Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах.

    Отвечать на итоговые вопросы.

    Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

    человечества.

    Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 час).

    20

    1

    Среды жизни планеты Земля.

    Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов.

    Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.

    1

    Характеризовать особенности условий сред

    жизни на Земле.

    Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм.

    21

    2

    Экологические факторы среды

    влияющие на живые организмы.

    Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные.

    1

    Выявлять и различать действие факторов среды на организмы.

    Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.

    Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора хозяина.

    22

    3

    Приспособления организмов

     к жизни в природе.

    Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.

    Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

    1

    Выявлять взаимосвязи между влиянием фак-

    торов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

    Называть примеры сезонных изменений у организмов.

    Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

    23

    4

    Природные сообщества.

    Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой.

    Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность

    организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

    1

    Объяснять сущность понятия «пищевая цепь».

    Анализировать рисунок учебника, называтьэлементы круговорота веществ.

    Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

    Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

    Различать и характеризовать разные природные сообщества.

    Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

    Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей

    24

    5

    Природные зоны России.

    Понятие о природных зонах. Многообразие природных зон. Расположение природных зон на карте. Животный мир природных зон. Растительный мир природных зон.

    1

    Уметь характеризовать каждую природную зону. Знать названия природных зон России. Находить отличия природных зон друг от друга. Знать животный и растительный мир природных зон.

    25

    6

    Жизнь организмов на разных материках.

    Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

    .

    1

    Характеризовать и сравнивать расположениеи размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

    Объяснять сущность понятия «местный вид».

    Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

    Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам.

    Описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях.

    Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

    26

    7

    Жизнь организмов в морях и океанах.

    Морские обитатели мелководий, их разнообразие. Обитатели открытой воды. Жизнь на глубинных морях. Особенности мелководных, открытых и глубинных вод. Приспособления организмов к обитанию в определенной глубине моря.

    1

    Знать особенности мелководных, открытых, глубинных рек. Описывать организмы, обитающие на различных глубинах морей и океанов, выявлять их приспособления. Дать понятие определениям «прикрепленные организмы», « свободноплавающие организмы», «планктон»

    27

    8

    Урок-семинар.Обобщение знаний по теме:

    «Жизнь организмов на планете Земля».

    Доклады по животному и растительному миру Нижегородской области.

    1

    Уметь выступать перед классом. Выявлять главную мысль текста. Записывать в тетрадь.

    Контрольная работа – проверочный тест.

    Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)

    28

    1

    Как появился человек на Земле.

    Происхождение человека. Австралопитек, человек умелый. Наш родственник – неандерталец. Наш предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

    1

    Представить предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и  кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека

    в природе.

    Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

    29

    2

    Как человек изменял природу.

    Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок.

    Мероприятия по охране природы.

    Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.

    1

    Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

    Приводить доказательства воздействия чело-

    века на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр.

    Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

    Аргументировать необходимость охраны природы.

    Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

    30

    3

    Важность охраны живого мира планеты.

    Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе.

    Причины исчезновения многих видов  животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире.

    Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

    1

    Называть животных, истреблённых человеком.

    Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

    Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

    Называть примеры животных, нуждающихсяв охране.

    Объяснять значение Красной книги, заповедников.

    Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

    31

    4

    Сохраним богатство живого мира.

    Защита проектов «Человек и природа».

    1

    Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

    32

    5

    Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов Нижегородской области».

    1

    Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира Удмуртии. Соблюдать правила поведения в природе.

    33

    6

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля».

    Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.

    Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения  численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

    Итоговый контроль

    Проверка знаний по курсу биологии

    5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

    1

    Отвечать на итоговые вопросы по теме 4 и всего курса биологии.

    34

    7

    Задания на лето

    1

    Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности

    Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

    1. Биология 5 класс (авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.);

    2 Приборы и инструменты для проведения лабораторных работ;

    3.Демонстрационные таблицы;

    4. Гербарии растений;

    Контрольно-измерительный материал. Биология, 5 класс.

    Тест 1. Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.    1 вариант.

    1. Какая из перечисленных форм не встречается у бактериальных  клеток?

    А. шарообразные               Б. спиралевидные                       В. гантелеобразные                         Г. Палочковидные

    2. Цианобактерии по способу питания являются

    А. паразитами        Б. хемосинтезируюшими автотрофами         В. Сапротрофами                 Г. фотосинтезирующими автотрофами

            

    3. Не является бактериальным заболеванием

    А. сибирская язва                     Б. сальмонеллез                В. Дизентерия                        Г. Грипп

            

    4. Бактерии, вызывающие такое заболевание, как туберкулез, имеют форму
    А. вибрионы                     Б. палочки                В. Кокки                Г. Спириллы

            

    5. Планетарная роль бактерий заключается в том, что они

    А. используются для приготовления молочнокислых продуктов

    Б. способствуют усвоению сельскохозяйственными бобовыми  растениями азота воздуха

    В. избавляют от скоплений органического мусора, участвуют в образовании гумуса

    Г. обитают в пищеварительной системе человека, помогаютпри расщеплении глюкозы, молочного сахара

    Тест 1. Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.      2 вариант.

    1. Основное отличие бактериальной клетки от растительнойзаключается в

     А. отсутствии клеточной оболочки       Б. отсутствии ядерного вещества        В. отсутствии цитоплазмы             Г. отсутствии ядра

    2. Образование спор у бактерий это
        А. способ размножения         Б. способ питания            В. способ расселения         Г. способ выживания в неблагоприятных условиях

    3. Различные болезнетворные бактерии могут поражать
          А. только людей                  Б. только растения          В. только животных               Г. всех перечисленных

            

    4. Чтобы избежать заражения дизентерией, необходимо
    А. чаще проветривать жилые помещения                 Б. регулярно уничтожать всех грызунов в окрестности   человеческого жилища

    В. мыть руки, а также овощи и фрукты перед едой           Г. избегать воздушно - капельного контакта с заболевшими.

    5. Бактерии относят к

       А. царству растений           Б. царству животных             В. царству грибов                 Г. самостоятельному царству

    Тест 2. Строение и жизнедеятельность грибов.    1 вариант.

    1. Грибы выделяют в

    А. род                     Б. семейство             В. Царство              Г. Порядок

    2. Плодовое тело шляпочного гриба образовано

    А. шляпкой и мицелием           Б. ножкой и мицелием             В. шляпкой и ножкой                   Г. микоризой и спорангием

    3. К грибам получающим органические вещества из корней деревьев, относятся:

    А. мукор          Б. пеницилл             В. Дрожжи            Г. Подберезовик

    4. К грибам паразитам относят:
    А. бледная поганка и мухомор         Б. пеницилл и мукор         В. гриб трутовик и головня              Г. шампиньоны и вешенки

    5. Прочность клеточной оболочки грибам придает
    А. пектин             Б. хитин             В. Целлюлоза             Г. Гликоген

    6. Ядовитый гриб:

    А. мухомор                Б. опенок                В. Подосиновик                 Г. белый гриб

    Тест 2. Строение и жизнедеятельность грибов.   2 вариант.

    1. Признаком грибов, сближающим их с царством растений, является
    А. гетеротрофный способ питания                  Б. верхушечный рост мицелия гриба

    В. наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма                 Г. наличие хитина в клеточных стенках

    2. Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается?
    А. сапрофиты        Б. паразиты           В. Хищные                Г. фотосинтезирующие

    3. Среди перечисленных грибов шляпочными не являются
    А. сыроежка и подберезовик           Б. мукор и пеницилл          В. белый и груздь              Г. мухомор и бледная поганка

    4. Грибы не могут размножаться
    А. семенами           Б. спорами            В. Вегетативно            Г. половым путем

    5. Среди перечисленных грибов пластинчатыми являются:

    А. сыроежка и опенок            Б. подберезовик и белый                      В. подосиновик и лисичка                  Г. масленок и шампиньон

    6. Съедобный гриб:

    А. поганка                 Б. ложный опенок               В. Лисичка                  Г. ложный шампиньон

    Тест 3. Лишайники.  1 вариант.

    1. Симбиозом каких организмов являются лишайники?

    А. гриба и корнями дерева                     Б. двух грибов различных видов          В. гриба и водоросли             Г. водоросли и бактерий

    2. Лишайники уснея и бородач, обитающие на деревьях, относятся к
    А. кустистым лишайникам         В. накипным лишайникам

    Б. листовым лишайникам           Г. не относятся к лишайникам, а являются торфяными мхами.

    3. Тело лишайников называют

     А. слоевищем           Б. стеблем          В. листом          Г. побегом

    4. Лишайники распространены

    А. на всех континентах, кроме Антарктиды         В. в умеренных широтах северного полушария

     Б. на всех континентах, включая Антарктиду     Г. в тропических и субтропических широтах

    5. Роль лишайников в природе заключается преимущественно в том, что  они
          А. являются основным видом пиши для некоторых птиц            Б. являются средообразующими видами в некоторых сообществах

          В. защищают стволы деревьев от переохлаждения зимой            Г. являются природным красителем

    Тест 3. Лишайники.   2 вариант.

    1. Ягель {или олений мох) по своей сути является

    А. зеленым мхом           Б.торфяным мхом            В. листовым лишайником                  Г.кустистым лишайником

    2. Симбиотическими можно назвать те отношения, при которых

    А. взаимодействуют два организма одного вида и эти взаимоотношения приносят пользу обоим

    Б. взаимодействуют два организма разных видов, и оба получают выгоду от этих отношений

    В. взаимодействие двух организмов, приносящее пользу одному из них.

    Г взаимодействие двух организмов, при котором один из них питается за счет другого

    3. По форме слоевища лишайники делят на
    А. листовые, кустистые и древесные    Б. листовые, стеблевые и кустистые     В. плоские, кустовые и листовые.        Г листовые, кустовые и накипные

    4. Лишайники редко встречаются в городах, потому что
    А. очень чувствительны к загрязнению воздуха                        Б. очень чувствительны к недостатку света

    В. им не хватает влаги для нормальной жизнедеятельности

     Г. для посадок в черте города обычно выбирают те виды деревьев, на   которых лишайники не встречаются

    5. Лишайники размножаются

    А. спорами            Б. кусочками слоевища       В. особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба        Г. всеми перечисленными способами

    Проверочный тест на тему:

     «Разнообразие организмов на планете Земля»

    5 класс

    1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

    А) потребителя            Б) производителя             В) разлагателя               Г) хищника

    2. Самое бедное разнообразие животных свойственно

    А) Африке                 Б) Австралии                   В) Антарктиде                Г) Евразии

    3. Круговорот веществ в природе включает в себя

    А) производителей, потребителей, хищников

    Б) производителей, потребителей, разлагателей

    В)потребителей, разлагателей, хищников

    Г) производителей, потребителей

    4. Гетеротрофы – это

    А) организмы, получающие готовые неорганические вещества

    Б) организмы, способные превращать неорганические вещества в органические под действием энергии солнца

    В) организмы, получающие готовые органические вещества

    Г) организмы, способные жить без поступления органических веществ

    5. Совокупность организмов, тесно взаимодействующие между собой и обитающие на одной территории это

    А) Гетеротрофы                    

    Б) Автотрофы

    В) Природное сообщество

    Г) Пищевая цепь организмов

    6. Вставьте пропущенные слова:

    1) Воздействие людей на природу – это ____________ фактор.

    2) Воздействие климата на организмы – это ____________ фактор.

    Контрольная работа по теме:

     «Жизнь организмов на разных средах»

    5 класс

    Часть А

    1. Сколько всего сред жизни Вы знаете?

    А) 1                       б) 2                                  в) 3                           г) 4

    2.  В какой среде обитает человек?

    А) В водной                              в)  В почвенной

    Б) в организменной                 г)  В наземно-воздушной

    3. Самая разнообразная среда это:

    А)  водная     Б) организменная в)  почвеннаяг)  Наземно-воздушная

    4. В какой среде живут паразитические черви?

    А) В водной                              в)  В почвенной

    Б) в организменной                 г) В Наземно-воздушной

    5. К факторам неживой природы относятся:

    А) свет, вода, температура                в) Заяц, деревья, черви

    Б) Свет, птицы, вода                            г) Деревья, вода, осадки

    6. К факторам живой природы относятся:

    А) свет, вода, температура                 в) Заяц, птицы, черви

    Б) Свет, птицы, вода                            г) Деревья, вода, осадки

    7. К антропогенным факторам относятся:

    А) Выхлопы промышленности, загрязнение воды, вырубка леса        В) Заяц, деревья, черви

    Б) Свет, птицы, вода                                                                                  Г) Деревья, вода, осадки

    7. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

    А) потребителя                              В) разлагателя

    Б) производителя                           Г) хищника

    8. Самое бедное разнообразие животных свойственно

    А) Африке                            В) Антарктиде

    Б) Австралии                        Г) Евразии

    9. Круговорот веществ в природе включает в себя:

    А) производителей, потребителей, хищников

    Б) производителей, потребителей, разлагателей

    В)потребителей, разлагателей, хищников

    Г) производителей, потребителей

    10. Гетеротрофы – это

    А) организмы, получающие готовые неорганические вещества

    Б) организмы, способные превращать неорганические вещества в органические под действием энергии солнца

    В) организмы, получающие готовые органические вещества

    Г) организмы, способные жить без поступления органических веществ

    11. Совокупность организмов, тесно взаимодействующие между собой и обитающие на одной территории это

    А) Гетеротрофы                    В) Природное сообщество

    Б) Автотрофы                        Г) Пищевая цепь организмов

    Часть Б

    12. Вставьте пропущенные слова:

    1) Воздействие людей на природу – это ____________ фактор.

    2) Воздействие климата на организмы – это ____________ фактор.

    13. Найдите пару определениям пункта А из пункта Б (что чему соответствует?)

                А) Автотрофы, гетеротрофы, пищевая цепь.

                Б) Животные, цепь питания организмов, растения.

    14. Приведите пример приспособленности организмов к среде своего обитания.

    15. Приведите пример круговорота веществ в природе ( с использованием

        пищевой цепи организмов).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой

    Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой  1 Пояснительная записка2 Календарно- тематическое планирование3 Содержание программы4 Литература...

    Рабочая программа. Биология 5 класс. Авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

    Содержит: пояснительную программу, цели и задачи, общую характеристику предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, тематич...

    Рабочая программа. Биология. 5 класс. Авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

    Содержание курса: тема урока и основные виды деятельности учащихся....

    Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф

    Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

    Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

    Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской....

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской...