Организация научно-исследовательской деятельности по биологии
статья по биологии на тему

Развитию мышления, целенаправленного научного поиска способствует исследовательская деятельность учащихся. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся – это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе и научно-исследовательской деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач нашей школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности по биологии в МБОУ «Поломская СОШ №2» Кезского района.

Никитина Любовь Вячеславовна

учитель биологии и химии

МБОУ «Поломская СОШ №2»  Кезского района  

Одним из требований, предъявляемых  высшей школой и самой жизнью к выпускникам средней школы, является самостоятельность и оригинальность мышления, умение объяснить наблюдаемые явления, основываясь на знаниях основных закономерностей развития живой природы.

Развитию мышления, целенаправленного научного поиска способствует исследовательская деятельность учащихся. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся – это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе и научно-исследовательской деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач нашей школы.

Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований.

Основные задачи

-Широкое привлечение учеников к участию в научно-исследовательской работе;

- развитие всех форм научно-исследовательской работы;

- активное участие в интеллектуальной жизни школы, достойное представление ее в конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ;

- формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Формы работы

- работа в школьных кружках и группах по интересам;

- выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством учителей;

- участие в предметных олимпиадах;

- участие в научных конференциях различного уровня и конкурсах научно-исследовательских работ.

- участие в ежегодной научной конференции учащихся школы.

Научно-исследовательской деятельностью может заниматься каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе.

Результатом работы НОУ является ежегодная научная конференция, на которую представляются лучшие работы школьников в текущем учебном году по разным направлениям. Конференция проводится в конце февраля.  В результате проводятся общие итоги работы в этом направлении, проводится награждение, выдвигаются участники на районную НПКУ.

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо базироваться на их интересах. Все что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны повышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызвать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Для того чтобы найти именно такого ребенка, которому это интересно, и который доведет работу до конца мы используем диагностику и на уроке и внеурочное время.

Побудительный этап представлен организационным мероприятием, которая проводится в сентябре месяце. В ходе мероприятия:

  1. Выступление о школьных исследованиях за прошедший учебный год. Обращает внимание на исследовательские работы, в которых участвовали учащиеся нашей школы.
  2. Выступление учащихся-участников школьной и районной конференций. Учащиеся рассказывают об участии школьников в конференциях различного уровня.
  3. Презентация педагогами-руководителями школы тем исследовательской деятельности.

Как правило, после такого мероприятия 5-7 учащихся изъявляют желание работать в этом направлении.

На уроке даю виды практической деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов. При проверке таких заданий обращаю внимание на научность, на творческий подход к выполнению заданий, использование дополнительной литературы. Особое внимание обращаю на постановку цели, умение сделать выводы по проделанной работе. После провожу диагностику, предлагается ответить на несколько вопросов.

  1. Интересна ли тебе была данная работа?
  2. Если да, то чем, если нет то почему?
  3. Хотелось бы расширить представление по данной теме?

При анализе таких анкет обращаю внимание на тех учащихся, у которых к данному виду деятельности проявляется стабильный интерес. В дальнейшем этим детям предлагается участие в научно-исследовательской работе.

У некоторых учащихся заинтересованность к научно-исследовательской работе появляется после школьной НПК учащихся.

        Чтобы определиться с выбором темы также провожу анкетирование:

  1. Подумай, какие объекты живой и неживой природы тебя привлекают больше всего?
  2. Почему и чем интересен именно этот объект?
  3. Что бы хотелось узнать об этом объекте нового?
  4. Чем обусловлен данный интерес?

Перед выполнением работы каждому ученику предлагаю рабочую тетрадь «Исследователь». Тетрадь содержит материалы по самостоятельной исследовательской практике.

Исследовательский алгоритм. Алгоритм исследования выстраиваем вместе с учащимися.

  1. Определение темы исследования. Тема работы должна быть актуальной и вызвала у детей интерес.
  2. Выделение из темы проблемы исследования.
  3. Определяется цель работы (соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее). Цель должна быть конкретной, доступной, нужной, ее результаты интересны не только ученику, но еще и какому-то кругу людей.
  4. Задачи исследования конкретизируют цель работы, определяют действия исследователя при движении к поставленной цели.
  5. Определение объекта и предмета исследования.
  6. Определение гипотезы. Гипотеза – научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы.
  7. Методика проведения исследования. Подробное описание всех действий, связанных с получением результатов.
  8. Шаги в исследовании.
  9. Предварительные выводы по теме.
  10. Обработка результатов исследования. Результаты исследования. Краткое словесное изложение новой информации, которую удалось получить ученику в процессе исследования или эксперимента. При изложении результатов даются четкие объяснения новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.
  11. Формулирование окончательных выводов.
  12. Оформление результатов.

Учащиеся, проявляющие интерес к исследованиям уже 6-7 классах делают первые шаги к участию в работе НОУ, проходя при этом ряд этапов. Это можно проследить на одном из примеров.

         

В работе  встречаются такие моменты, когда ребенок не может преодолеть знаниевый барьер , школьникам необходима помощь учителя, чтобы начатое дело довести до конца. Поэтому быть руководителем работы быть очень сложно, так как необходимо быть учителем-профессионалом, систематически заниматься самообразованием, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске, достаточно много уметь.  Роль научного руководителя – руководство: выбор темы, формулировка цели, задач, выбор объекта и предмета , методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, обсуждение результатов, формулировка выводов. Все перечисленное наши руководители проводят совместно с исследователями.

Проявление интереса к предмету, формирование навыков работы с литературой и эксперимента, желание заниматься дополнительно во внеурочное время, поделиться своими открытиями и достижениями с другими учащимися – самый значимый и желаемый результат в исследовательской деятельности учащихся.

Выводы

- Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления.

 - развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и внеурочное время разнообразных экспериментов.

- Исследовательская работа необходима при приобретении новых знаний и навыков, в том числе и навыков постановки и проведения эксперимента, публичных выступлений и участия в конкурсах.

-Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, окажутся необходимыми им при проведении самостоятельных научно-исследовательских работ.

        Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научны, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии

из опыта работы учителя биологии высшей категории  МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...