Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Никитенко Ольга Дмитриевна

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9.rar478.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока № 9  по биологии в 5 классе

Тема урока:  История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Цель урока: формирование представлений о единстве живых организмов на основе знаний об их клеточном строении.

Ведущая мировоззренческая идея или ценностные ориентиры: представления о единстве живых организмов способствует целостному восприятию мира .

Планируемые  образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:

  • формулирует правила пользования микроскопом;
  • выполняет лабораторную работу по алгоритму;
  • применяет знания о строении микроскопа;
  • выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
  • делает выводы по проделанной работе;
  • дает объективную оценку собственной деятельности;
  • обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем.

Программные требования        

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении способов действий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение проводить  простейшие наблюдения. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Определение общей цели и путей её достижения.

Овладение навыками

-работы со световым микроскопом;  

-выполнения лабораторной работы по алгоритму;

-простейшего анализа проделанной работы и формулировки выводов.

Программное содержание: Строение клетки.

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: клетка, цитоплазма, оболочка, ядро

План изучения нового материала:

  1. Повторение правил пользования микроскопом.
  2. Выполнение лабораторной работы.
  3. Сохранение результатов работы в компьютере при помощи цифрового микроскопа.
  4. Формулирование выводов по проделанной работе.

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма урока: Урок-исследование

Технология обучения: Системно-деятельностное обучение

Оборудование: световые микроскопы, пинцеты, луковица, предметные стекла, цифровой микроскоп, документ-камера, ноутбук, проектор.

Домашнее задание: п.13, 14.

Технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Изучая материал параграфов  в учебнике мы узнали строение и правила пользования световыми микроскопами, а также узнали, что все живые организмы состоят из клеток.

Можно ли рассмотреть эти клетки, и убедиться в правильности утверждения авторов учебника?

Можно ли рассмотреть живые клетки под световым микроскопом?

Из чего лучше приготовить микропрепарат?

Какие органоиды можно увидеть под микроскопом?

Проговаривание алгоритма пользования микроскопом.

-стёкла окуляра и объектива протирайте только специальными салфетками;

-храните микроскоп в футляре;

-переносите микроскоп двумя руками;

-работайте с микроскопом сидя;

-микроскоп устанавливайте на расстоянии 5-10 см от края стола;

-добейтесь полного освещения поля зрения;

-стекло с объектом кладите на предметный столик;

-сбоку глядя на предметный столик, вращайте винт до опускания объектива на 5мм от стекла;

-глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимайте зрительную трубку, добиваясь наиболее четкого изображения.

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ – 8 мин.

- обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем

- формулирует цели и задачи с помощью учителя

- аргументирует свою точку зрения

- планирует пред-стоящую деятель-ность с помощью учителя

Главный вопрос урока

Гипотезы:

Чешуя лука состоит из клеток;

Под микроскопом можно рассмотреть клетки кожицы чешуи лука и их органоиды.

Что нужно сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения?

Устно. Фронтально

Фронтально

Фронтально

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 15 мин.

- формулирует пра-вила пользования микроскопом

- выполняет лабораторную работу по инструкции

аргументирует свою точку зрения

  1. Выполнение лабораторной работы
  1. Салфеткой протрите предметное стекло.
  2. На предметное стекло пипеткой капните 1-2 капли слабого раствора йода.
  3. Снимите кусочек кожицы с внутренней стороны сочной чешуи лука.
  4. Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом.
  5. Подготовьте микроскоп к работе.
  6. Рассмотрите препарат под микроскопом при малом увеличении.
  7. Зарисуйте группу клеток.
  8. Рассмотрите отдельную клетку при большом увеличении, найдите её основные части.
  9. Зарисуйте отдельную клетку.

  1. Сохранение результатов работы в компьютере при помощи цифрового микроскопа.

Помещаем свой микропрепарат на предметный столик цифрового микроскопа, добиваемся четкого изображения, делаем снимок.

  1. Анализ полученных изображений, при помощи докумет-камеры.

  1. Формулирование выводов по проделанной работе.

- кожица чешуи лука состоит из клеток;

- клетки можно рассмотреть под световым микроскопом;

- под световым микроскопом можно рассмотреть;

 органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму.

Фронтально

В парах

индивидуально

Фронтально

V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 10 мин.

- обозначает на рисунке органоиды клетки

- формулирует основное положение клеточной теории

- называет основные органоиды клетки

- зарисовывает строение клетки

Взаимопроверка

Фронтально

В тетрадях самостоятельно

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- даёт объективную оценку собственной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке? Почему?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?

Фронтально

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Изучение клеток кожицы лука"

Презентация к лабораторной работе в 6 классе "Строение растительной клетки"...

Строение клеток кожицы лука

Демонстрационная лабораторная работа по теме «Строение клетки»...

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»...

Лабораторная работа "Строение клеток элодеи"

Инструкция выполнения лабораторная работа "Строение клеток элодеи" в 6 классе...

Лабораторная работа строение клеток

Лабораторная  работа Изучение строения  клеток растений,  животных, грибов,бактерий.Цель:сравнение строения клеток различных организмов.Оборудование:Растительная, животная,грибная ...