«Открытие Нового Света. Приключения Христофора Колумба».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Резник Софья Олеговна

Конспект интегрированного урока по географии и биологии для учащихся 5 класса по программе"Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_5.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5-м классе по биологии и географии по программе «Школа 2100» на тему «Открытие Нового Света. Приключения Христофора Колумба».

Цель: Познакомить учащихся с экспедициями Христофора Колумба и научить определять результаты этих плаваний.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с важным этапом в истории Великих географических открытий, с испанскими экспедициями.
  2. Выявить результаты плаваний Христофора Колумба для развития географической и биологической наук, сельского хозяйства, торгово-экономических отношений.
  3. Развивать умения анализировать, рассуждать, отстаивать свое мнение.
  4. Формировать умения работать с картой, глобусом, раздаточным материалом и учебником.
  5. Воспитывать уважительное отношение друг к другу через работу в группе.
  6. Воспитывать правильное отношение учащихся к  образу жизни через понимание вреда и опасности табака для человека.
  7. Способствовать повышению интереса к географии и биологии.

Оборудование: карта полушарий, контурные карты, глобусы, проектор.

Ход урока:

Организационный этап (2 мин)

Учащиеся сидят в трех группах (заранее распределены).

  • Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. У каждого из вас на столе должны присутствовать: атлас, контурная карта, ручка, карандаш, дневник. Молодцы, быстро и аккуратно приготовились к уроку. Сегодня у нас необычный урок, мы сегодня будем заниматься не только географией, отправившись в путешествие, но и окунемся в мир биологии.   И давайте вспомним, что изучает география?
  • Нашу планету, ее земли, людей, которые  заселяют земли и их деятельность.
  • А биология? Что это за наука?
  • Биология-наука о жизни, о живых существах, заселяющих нашу планету.

Актуализация знаний ( 10 мин)

  • Молодцы, ребята! Обратите свое внимание на слайд презентации. Перед вами слова французского писателя Виктора Гюго: «Есть несчастные люди, которые не могут  написать своего имени в своем открытии». Как вы думаете, о ком это высказывание?

   -   О Христофоре Колумбе.

(Если учащиеся затрудняются с ответом - дать подсказку: «Именно этот мореплаватель познакомил человечество с новой частью света-с Америкой».)

  • Сегодня мы познакомимся с плаваниями Христофора Колумба и его  Великими открытиями. Как можно сформулировать тему нашего урока?

Варианты ответов.

  • Сколько разных вариантов! Мы же сформулировали так тему нашего урока (выводится на слайде): «Открытие Нового Света. Приключения Христофора Колумба».
  • На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с одним этапом в истории Великих географических открытий. Вспомните, какая страна первой отправилась в поиски безопасного пути в Индию?
  • Португалия.
  • И сегодня на уроке у нас присутствуют португальские путешественники-мореплаватели, которые напомнят нам, как проходили их нелегкие, но увлекательные приключения.

Выступают учащиеся с Домашним заданием. Читают мини-сочинения от имени португальских путешественников.

         

Постановка проблемы (5 мин)

  • Благодарим наших ребят, которые помогли нам перенестись в XV век и познакомиться с Бартоломеу Диашем и Ваской да Гамой. Вы еще не забыли о ком нам сегодня предстоит узнать?
  • О Христофоре Колумбе.
  • Правильно! У меня в руке бутылка с посланием Христофора Колумба.

Учитель показывает бутылку с запиской.

  • Давайте его прочитаем (читает учитель или ученик-по желанию).

Послание: « Здравствуйте, мои замечательные, самые талантливейшие ребята! Я,        Христофор Колумб, родившийся в 1446 году в семье ткача,  нахожусь на службе у португальского короля. С ранних лет я начал бороздить просторы Средиземного моря и Атлантического океана. Моей давней мечтой было открытие пути в Индию, на Дальний Восток. Отправился я в поисках мечты на запад. 14 октября 1492 года я и мои моряки ступили на берег неизвестной земли. Это была Америка, как это потом выяснится! Но в тот момент я был уверен, что достиг  восточной стороны Индии. Ребята, у меня к вам вопрос: Почему я решил искать путь в Индию, ведя свои корабли на запад? Прошу вас, ответьте на вопрос и попробуйте , о , мои бесстрашные ребята, повторить мой славный поход. Ваш вечный друг Христофор Колумб».

  • Ребята, начнем с вопроса: Почему Христофор Колумб решил искать путь в Индию, ведя свои корабли на запад?

Варианты ответов (фиксируются на доске).

  • Много версий! Давайте попробуем их проверить, отправившись по пути экспедиции великого Колумба!

Решение учебной проблемы ( 20 мин).

  • Отправимся мы с вами в плавание на знаменитых каравеллах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья», так как Христофор Колумб совершил несколько экспедиций. В каждом плавание принесло свои открытия и удивительные приключения. Поэтому работать будем в трех группах. Каждая группа должна выбрать исполняющего обязанности Х. Колумба.

Учитель распределяет название каравелл по группам.

- Каждая из групп совершит свое путешествие по следам Х. Колумба. Работать будете совместно в группе. Для этого вам предоставляются: раздаточный материал (каждой группе свой), учебник, контурная карта (где отмечается путь вашей каравеллы), глобус и атласы. После совместного приключения, вы вместе или представители группы выходите к карте, демонстрируя свое путешествие. Исполняющий роль Х. Колумба рассказывает, как проходило путешествие, что было интересного, что чувствовали моряки, когда каравеллы подходили к новым землям.

Работа в группе ( 5 мин)

  • Выступление 1 группы. Работа у карты. Вопросы от учащихся.

Сообщение ученика, подготовленного заранее о Саргассовом море.

Слово учителя биологии:

  • Сегодня мы не можем представить себе стол без белого хлеба, круп, макарон, овощей и фруктов. Между тем, в истории человечества существовало время, когда не было ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться тем, что они находили в окружающем мире: собирали ягоды, плоды, коренья диких растений. Не брезговали мелкими животными: ели мышей, ящериц, улиток.  Но как появились в Европе растения, ставшие обыденными на нашем столе?
  • Их привозили путешественники из других стран.
  • Правильно! Одним из таких путешественников был и Х. Колумб. Он  не только провел несколько экспедиций, открыл новые земли, но и привел в Европу незнакомые культурные растения. С каждого путешествия из Америки, которая тогда еще не носила такого названия, Колумб привозил что-то новое. У нас только что завершила свое путешествие каравелла «Санта-Мария». Ребята, хочу загадать вам загадку. Ответив на нее, вы узнаете, какое необычное растение встретили моряки «Санта –Марии».

О КАРТОФЕЛЕ:   «Представьте свою жизнь без меня: Чем заправить суп? Что подать на гарнир к рыбе? А чипсы? Накрахмаленное белье? Моя родина - плоскогорья Перу и Боливии. В Европу я попал благодаря испанцам в 16 веке. Французская королева благосклонно отнеслась ко мне и включила мой цветок в свой туалет. Вслед за ней, ни одна придворная дама не одевала шляпку без моего цветка. В пищу употребляли тоже только в богатых домах. В Россию я попал благодаря Петру I, хотя первоначально называли «чертово яблоко» и возникали картофельные бунты. Но, в конце концов, я стал вторым хлебом.»

                                            Варианты ответов.

  • Молодцы, ребята! Это картофель. 

Учитель демонстрирует картофель.

  • Что Вы знаете о картофеле? Чем он полезен?
  • ПОЛЬЗА

- Испанцы привезли любимую вам кукурузу! А что еще, узнаем после продолжения приключений.

 Слово   Учителя географии

  • Теперь дальше в путешествие! Приключение продолжаются. К доске приглашается вторая группа каравеллы «Пинта».

Выступление 1 группы. Работа у карты. Вопросы от учащихся.

Слово учителя биологии:

  • Что же привезли испанцы из второй экспедиции? Узнаете, разгадав загадку:

Был зелен плод – не просился в рот.

Положили в лежку – он сменил одежку,

Красную надел – для еды поспел.

  • Что это за растение?
  • Томат.  (учитель демонстрирует томат).
  • Что вы знаете об этом растении?
  • На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент Х. Колумбом.  Другие утверждают, что семена были привезены другим путешественником Эрнаном Кортесом, вскоре после завоевания Мексики. В Великобритании их называли “яблоко любви”.В России помидоры появились во второй половине XVIII в. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского “помо доро”, “золотое яблоко” и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными. Плоды нового растения в европейских странах, за исключением Италии, стали употреблять в пищу не сразу. Считали, что плоды томата ядовиты.
  • Чем полезны томаты?
  • ПОЛЬЗА!!!
  • Вторая каравелла Х. Колумба  привезла не только томаты, но и подсолнечник, фасоль, американский красный перец-чили, и еще одно растение, которое дословно называется «сосновое яблоко». На своей родине, в Бразилии, это сорняк, а в Европе очень вкусный изысканный десерт! Что это?
  • Ананас.

Учитель географии:

  • Молодцы, ребята!! Сколько много всего привезли испанцы!!!

Учитель биологии:

  • Это еще не все!!! Через несколько минут, после выступления третьей команды мы узнаем о растении, которое перевернуло жизнь всего человечества!

Учитель географии:

  • Интересно. Правда, ребята? А сейчас результаты третьей экспедиции.

Выступление третьей группы.

Учитель биологии:

  • Пришло время узнать еще об одном растении, которое привез Х. Колумб.

Табак: родом я из тропической Америки, где и прошло мое детство. Х. Колумб привез меня в Испанию в 1496 году. Декоративное растение - вот кем я был вначале. Юность прошла в скитаниях по Европе, меня, то принимали, то гнали прочь. Да есть во мне много яда, но дружбу свою я никому не навязываю. А вот бороться с сельскохозяйственными вредителями и возбудителями чесотки помогу с удовольствием. Кто я?

  • Табак.
  • Да, Колумб открыл для Европы не только Америку, но и новое растение-табак. Испанцы встретили аборигенов, которые курили небрежные свертки. Это было ритуальное курение. Испанцам так понравилось курить табак, что он стал распространяться по всей Европе очень быстро. Его считали чудодейственным средством, снимающим головную боль и усталость. Скажите, правы ли были в XVI веке испанцы о таком значении табака?

Просмотр ролика о вреде курения.

  • Ребята, скажите, какую роль сыграли Великие географические открытия в развитии сельского хозяйства Европы и как изменили жизнь человека?

Варианты ответов.

Учитель географии:

  • Ребята, вспомните, какое задание нам дал Х. Колумб и какой вопрос поставил?
  • Пройти по следу его экспедиций. Почему Христофор Колумб решил искать путь в Индию, ведя свои корабли на запад?
  • Нашли вы ответ, исследуя путь великого путешественника?
  • Да. Х. Колумб отправился по океану на запад, исходя из того, что Земля круглая. Он долгое время собирал эти данные для подкрепления своего великого замысла: много читал, изучал карт. Он был опытным моряком и талантливым организатором.

Самостоятельная работа

-

Рефлексия

Оценивание

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Исследовательская работа на тему: Открытие Нового Света или одна из величайших ошибок истории.

В данной работе автор подробно исследует исторические ошибки, которые привели к тому, что целый континент был назван не в честь его первооткрывателя.  В работе содержится немало интересных...

урок 5 класс "Открытие Нового Света"

урок в ключает в себя технологическую карту, деятельность учителя и учащегося...

Технологическая карта к уроку географии в 5 классе "Открытие Нового Света"

Данный урок я провожу в 5 классе, используя метод проектов. Учащиеся в парах выполняют мини-проект....