Главные вкладки

    статья "Проектно-исследовательская деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО"
    статья по биологии ( класс) на тему

    Выступление на Краевом семинаре "Практическая направленность преподавания биологии в условиях внедрения ФГОС ООО".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель биологии МБОУ-СОШ № 2 г.Армавира, Краснодарского края

    Рогозина Ирина Геннадьевна

    Проектно-исследовательская деятельность в условиях внедрения

    ФГОС ООО

    Здравствуйте, коллеги. Тема моего выступления Проектная и исследовательская деятельность как основная составляющая практикоориентированной направленности в преподавании биологии в условиях реализации ФГОС. И действительно, давно не секрет, что образовательные стандарты в настоящее время диктуют нам условия, в которых деятельностный подход играет главенствующую роль в обучении.

    Нам с вами повезло, ведь биология, являясь наукой о живых организмах и всем, что с ними связано, как никакая другая располагает к использованию практической направленности. Каждая наша лабораторная работа не что иное, как практикоориентированная деятельность. Однако в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов мы стремимся использовать деятельность обучающихся как метод познания как можно чаще: практикоориентированные задания используются на уроках биологии для получения новых знаний, как форма домашних заданий для закрепления материала или более углубленного самостоятельного его изучения.

    Практика показывает, что элементы проектной деятельности можно эффективно применять на каждом уроке, однако полноценную проектную деятельность проще организовать в условиях внеурочной или самостоятельной досуговой деятельности обучающихся, а вот результат/продукт работы может быть презентован на уроке, в т.ч. как элемент этапа «открытие новых знаний».

    Говоря о проектной и исследовательской деятельности как основной составляющей практикоориентированной направленности в преподавании биологии, хочется сделать акцент на учебных проектах, которые выполняются в рамках определенных тем изучаемой программы.

    Приведу несколько примеров работ моих учащихся:

    Сл.2

    При изучении темы «Строение клетки» ученица 5 класса увидела, что у менее успешных учащихся возникают затруднения с пониманием. Она поставила перед собой цель: разработать учебный макет по теме. На слайде вы видите результат, эта клетка выполнена из соленого теста и раскрашена. Позднее, под моим руководством данная ученица провела дополнительное творческое занятие для учащихся своего класса «Пластилиновая клетка» в ходе, которого каждый ученик вылепил строение клетки из пластилина. Анализ усвоения темы данными учащимися мы добавили к результатам проекта.

    Сл.3

    Следующая исследовательская работа используется мной как вариант домашнего задания при изучении фотосинтеза. Говоря об органических веществах и их значении в природе на уроке и давая подобное задание на дом, я помогаю учащимся убедиться на практике в наличии запаса углеводов в растениях, связать знания, полученные на уроке биологии с практическим применением в быту. Кроме того подобное задание эффективно мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение предмета и самостоятельный поиск тем и опытов для проведения исследований. Кратко об этапах работы:

    Измельчить картофель на терке с мелкими отверстиями, периодически поливая терку водой.

    Натертая мякоть будет постепенно накапливаться в воде.

    Когда весь картофель будет протерт, его тут же надо процедить через сложенную вдвое марлю или редкую ткань и дать отстояться, пока крахмал не осядет на дно.

    Сл.4

    После этого воду осторожно сливают и наливают чистую. Снова дают возможность крахмалу осесть. Так повторяют 2-4 раза, пока не получится самый чистый крахмал.

    Сырой крахмал отжимают от воды и рассыпают на бумаге, тонкой фанере или фольге и сушат в теплой печке или просто в теплом месте.

    Получая таким образом натуральный крахмал учащиеся должны самостоятельно придумать сферу для его использования и предоставить фото отчет. В данном случае из полученного продукта сварили кисель. Еще были накрахмаленные салфетки и даже поделки в технике папье-маше, выполненные с применением крахмала.

    Сл.5

    Одно из самых распространенных исследований, известное каждому учителю, но, тем не менее, интересное для обучающихся – влияние солнечного света на рост и развитие перьев лука, может быть использовано в продолжение темы «Рост и развитие организмов», как доказательство зависимости живых организмов от внешних факторов или как способ определения оптимальных условий для роста и развития растения в данном случае лука.

    Сл.6

    Следующее исследование было выполнено и презентовано на уроке в рамках темы «Размножение и развитие птиц. Жизненный цикл» учащейся 7 класса. В ходе работы, ученица изучила жизненный цикл домашних перепелок от закладки яиц в инкубатор. Работа была интересна всем учащимся, т.к. были исследованы все этапы развития эмбриона перепелки во время инкубационного периода.

    Сл.7

    После того как перепелята вылупились, работа продолжалась до их полного взросления. Как вы видите на слайде, на 45 день после рождения перепела начали нестись, таким образом, цикл замкнулся.

    Сл.8

    На этом слайде вы видите еще несколько возможных тем для проектов, которые могут выполнить учащиеся по основным темам предмета биологии. Конечно же, это не предел.

    В заключение хочу отметить, что выполнить учебный проект под силу любому обучающемуся, вне зависимости от его когнитивных способностей. Важной задачей для учителя, на начальной стадии организации проектной деятельности, является умение привлечь обучающегося к этому, заинтересовать и объяснить, что простые действия могут привести его к успешности.

    Сл.9

    Спасибо за внимание.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель биологии МБОУ-СОШ № 2 г.Армавира, Краснодарского края Рогозина Ирина Геннадьевна Проектно-исследовательская деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО

    Слайд 2

    5 класс. Раздел : Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Тема : Строение клетки Проектная работа : Изготовление учебного макета по теме «Клетка» 1. Ядро . 2.Вакуоль. 3.Аппарат Гольджи . 4.Цитоплазма. 5.Рибосомы. 6.Оболочка. 7.Митохондрии. 8.Хлоропласты

    Слайд 3

    Исследовательская работа : Получение натурального углевода (крахмала) из картофеля 6 класс. Раздел : Жизнедеятельность организмов Тема : Продукты фотосинтеза в растениях и их значение

    Слайд 4

    6 класс. Раздел : Жизнедеятельность организмов Тема : Продукты фотосинтеза в растениях и их значение Исследовательская работа : Получение натурального углевода (крахмала) из картофеля

    Слайд 5

    6 класс. Раздел : Размножение, рост и развитие организмов Тема : Рост и развитие организмов Исследовательская работа : Влияние солнечного света на рост и развитие перьев лука Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 До прорастания Отсутствие света Свет Отсутствие света Свет После прорастания Отсутствие света Свет Свет Отсутствие света Таблица 1 « Условия освещения »

    Слайд 6

    7 класс. Раздел : Птицы. Тема : Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Исследовательская работа : Изучение жизненного цикла Перепела обыкновенного 21.09 Закладка яиц в инкубатор 30.09 – 10 день инкубационного периода 03.10 – 13 день инкубационного периода 08.10 – 17 день инкубационного периода

    Слайд 7

    7 класс. Раздел : Птицы. Тема : Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Исследовательская работа : Изучение жизненного цикла Перепела обыкновенного 11.10 – 3 день с момента рождения птенцов 17.10 – 9 день жизни птенцов 07.11 – 30 день жизни перепелов 22.11 – 45 день жизнь перепелов

    Слайд 8

    Тема урока Возможная тема исследования Грибы, особенности строения и жизнедеятельности (5 класс) Выращивание плесневых грибов в домашних условиях и изучение их строения Бактерии (5 класс) Изучение способов использования кисломолочных бактерий человеком Управление почвенным питанием растений (6 класс) Влияния удобрений и минеральных веществ, вносимых в почву, на рост и развитие овса посевного Фотосинтез. Управление фото-синтезом растений (6 класс) Исследование процессов фотосинтеза с рассмотрением возможности искусственного освещения как альтернативы солнечному свету Вегетативное размножение ком-натных растений (6 класс) Вегетативное размножение комнатной фиалки Приобретенное поведение. Условные рефлексы (6 класс) Выработка условного рефлекса у морской свинки Лист. Внешнее строение листа (7 класс) Изучение строения листовых пластин растений г.Армавира с составлением учебного гербария по теме Тип Кольчатые черви, особенности строения, жизнедеятельности (7 класс) Исследование жизнедеятельности дождевых червей и их роли в почвообразовании

    Слайд 9

    Творческих вам успехов!!! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Физическая культура и спортивно-оздоровительная деятельность в условиях внедрения ФГОС общего образования и ВФСК ГТО"

    Выступление на V Всероссийском форуме "Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития"...

    Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

    Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС....

    Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.

    ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы  учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...

    Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС».

    Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС» Здоровьесберегающие образовательные технологии мож...

    Управленческая деятельность в условиях внедрения ФГОС

    Учитель –это ключевая фигура в образовании.     В процессе определения миссии педагогов при введении ФГОС мы придерживались мнения о том, что нельзя не согласиться с выс...

    «Актуальность внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС».

    Внеурочные деятельность в наше время очень актуальна,   развивает умение логически мыслить, экспериментировать, видеть количественную сторону предметов, природных явлений, делать выводы, обо...

    выступление «О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

    Статья содержит сравнительный анализ системы оценивания традиционной школы и ФГОС. Методы применения самоценки учащихся на уроках и дома(из опыта работы) ...