Главные вкладки

    Конспект урока в 7 классе по теме: «Строение амфибий. Лабораторная работа № 5».
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Кутка Ольга Сергеевна

    При выполнении лабораторной работы, ученики выясняют признаки земноводных обусловленные обитанием данных животных в двух средах. Урок для малокомплектной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_teme_stroenie_amfibiy.docx22.3 КБ
    Office presentation icon stroenie_amfibiy.ppt1.59 МБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока в  7 классе по теме:

    «Строение амфибий. Лабораторная работа № 5».

    Цель урока:

    Раскрыть характерные признаки земноводных в связи со средой обитания. Способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательных мотивов учащихся,  внимания, памяти.

    Задачи урока:

    образовательные:

    дать представление об отличительных чертах внешнего строения земноводных и об их образе жизни; учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

    развивающие:

    работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения; развивать речь, обогащать активный словарный запас.

    воспитательные:

    формировать основы экологического сознания.

    Тип урока: комбинированный (Проверка З.У.Н. + И.Н.М.)

    1. Организационный момент.
    2. Проверка З.У.Н.
    3. Изучение нового материала.
    4. Закрепление.
    5. Домашнее задание.
    6. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Подготовка рабочего места.

    Организация учащихся на урок: прочитайте текст (листочки на партах) «Мы внимательны, мы хорошо думаем, мы сосредоточены, догадливы, сообразительны, уверены в себе». 

    2. Проверка ЗУН

    Выполните предложенные вам задания. А урок сегодня необычный, у нас присутствуют учителя. Вы можете выбрать себе помощника для выполнения задания.

    1Задание. Соотнесите систему органов с органами, которые относятся к данной системе.

    Система органов

    Органы

    Скелет

    Череп, позвоночник, скелет конечностей.

    Мышечная система

    Мышцы

    Нервная система

    Головной мозг, спинной мозг, нервы.

    Органы чувств

    Глаза, ноздри, орган слуха.

    Кровеносная система

    Трёхкамерное сердце, сосуды.

    Дыхательная система

    Лёгкие, кожа.

    Пищеварительная система

    Ротовое отверстие, пищевод,  желудок, кишечник.

    Выделительная система

    Почки.

    Половая система

    Семенники, яичники.

    2 Задание.     Дополните схему.

    Царство ….

    Тип…..

    Подтип ….

    Класс ….

    Обменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания.

    3. Изучение нового материала.

    Итак, мы продолжаем изучать представителей класса земноводные. Давайте вспомним классификацию класса Земноводные.  (Слайд 2)

    А теперь  мы проведём анализ слова «земноводные» с точки зрения русского языка, и увидим, что оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода). Жизнь этих животных связана и с землёй, и с водой.  Амфибии в переводе с греческого означает «двоякодышащие». В процессе дыхания у этих животных участвуют лёгкие и кожа.

    Давайте подумаем, а какую цель мы поставим для себя на уроке. (Слайд 3)

    Первую особенность, связанную с их средами обитания мы выяснили. Что бы разобраться в этом вопросе более подробно давайте, выполним лабораторную работу. (Ученики получают инструкции к работе.)

    Лабораторная работа (Слайд 4)

    ТЕМА: «Особенности  строения лягушки в связи с образом жизни»

    Цель: Выявить в строении лягушки  черты приспособленности к жизни в воде и на суше.

    ХОД РАБОТЫ

    1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Определите форму её тела. Найдите отделы тела: голову, туловище, передние и задние конечности. Зарисуйте  внешний вид лягушки в тетради и подпишите отделы тела.  (Работа с таблицей «Класс Земноводные»)
    2. Чем покрыто тело лягушки.  Каковы функции этого покрова? (Просмотр видеофрагмента)
    3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки? (Работа с учебником)
    4. Рассмотрите строение передних и задних конечностей. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое значение  имеет такое приспособление для жизни в воде?
    5. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, скелет передних и задних конечностей. (Работа с остеологической коллекцией «Строение скелета лягушки»)
    6. Где и как происходит размножение у лягушки?( По наблюдениям учащихся)

    7  Отметьте особенности строения лягушки, связанные с жизнью в воде и на суше.

    В воде

    На суше

    • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде

    • Размножение возможно только в воде
    • Кожное дыхание
    • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание

    • Лёгкие; ноздри

    • Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза

    • Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха
    • Свободные конечности для передвижения
    • В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

    Вывод:    …

    4 Закрепление

    Ученики, прочитав текст, рассказывают об интересных фактах остальным. (Слайд 5)

    Это интересно: 

    • Летом в деревнях нередко сажали лягушку в бидон с молоком, чтобы оно не скисло. Постоянно влажная, покрытая слизью кожа земноводных – прекрасная среда для микроорганизмов. Войну с микробами земноводные ведут с помощью отравляющих веществ. Слизь, которую выделяют кожные желёзки, содержит убивающие бактерии вещества. Поэтому молоко действительно лучше сохраняется.
    • Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.

    5 Домашнее задание: читать стр. 186- 195, подготовиться к самостоятельной работе по классу Земноводные. (Слайд 6)

    Итоги урока.

    Что новое вы узнали на уроке?

    Вначале урока мы сделали установку на  активную работу. Теперь оцените свою работу на уроке, поставив плюс или минус около слов.

    «Мы внимательны    , мы хорошо думаем    , мы сосредоточены     , догадливы    , сообразительны   , уверены     в себе». 

    Оценки …


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Класс Земноводные (Амфибии) Отряд Бесхвостые Земноводные(Амфибии) (более 1800 видов) Отряд Хвостатые Земноводные (Амфибии) Около 280 видов) Отряд Безногие (56 видов) НАСТОЯЩАЯ ЧЕРВЯГА ТРИТОН ГРЕБЕНЧАТЫЙ ДРЕВЕСНАЯ ЛЯГУШКА

    Слайд 3

    Раскрыть особенности внешнего строения земноводных в связи со средой их обитания на примере лягушки Цель урока:

    Слайд 5

    Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии, а недавно и в Белоруссии Внимание! Лягушка!

    Слайд 6

    Домашнее задание: Читать стр. 186-195 Подготовиться к самостоятельной работе по классу Земноводные


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.

    Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....

    Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

    Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

    Конспект урока по химии на тему: "Строение бензола"

    Конспект открытого урока по химии на тему: Строение бензола...

    Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

    Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

    Разработка урока(8 класс) по теме "Строение и функции головного мозга

    Цели и задачи урока:образовательная– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и ...

    Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

    Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...

    Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

    Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........