Главные вкладки

    Проект по биологии на тему:
    «Особенности работы с одаренными детьми на уроках и во внеклассной деятельности по биологии»

    Королев Андрей Владимирович

    Педаггический  проект «Особенности работы с одаренными детьми на уроках и во внеклассной деятельности по биологии» описывает опыт работы с одаренными детьми, реализованный в МКОУ "Середейская СОШ", МКОУ " Брынская СОШ" и МКОУ "Верненская СОШ". Данный проект был представлен на районном конкурсе профессионального мастерства "Учитель года" в Думиничском районе, где заслужил высокую оценку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_koroleva.doc192 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальный  конкурс профессионального мастерства

    «Учитель года- 2013»

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    «Вертненская средняя общеобразовательная школа»

    с. Вертное Думиничского района Калужской области

    Педагогический    проект

    «Особенности работы с одаренными детьми на уроках и во внеклассной деятельности по биологии»

    Королев Андрей Владимирович

    учитель химии и биологии

    номинация: «Лучший учитель»

    п. Думиничи  2013 г.

    Оглавление.

    Введение

    Обоснование актуальности проекта. ……………………….                                                

    Характеристика проблем проекта.                                                    

    Цели и задачи проекта.                                                                        

    Участники проекта.                                                                              

    1.Теоретические положения проекта.                                                    

    1.1.Характеристика приемов, методов и средств реализации

       проекта.

    1.2. Формы  работы с одаренными детьми.                                                                                              

    2.Практическая часть.

    2.1. Этапы и сроки реализации проекта.                                                  

    2.2.План реализации проекта.

    2.3.                                                                  

    9. Критерии оценки достижения целей и задач проекта и                        

    критерии оценки работы  отдельных участников всего проекта.

    10. Библиографический список                                                              

    3

    с.4

    с.5

    с.6

    с.7

    с.11

    с.16

    с.18

    с.23

    с.24

    Ум ребенка – это не сосуд,

    который нужно заполнить,

    а факел, который необходимо зажечь.

    Плутарх

    Введение

    Обоснование актуальности проекта

    В Национальной образовательной Доктрине,  Законе об образовании и  Федеральной программе «Одаренные дети»  большое внимание уделяется выявлению и развитию одаренных детей.

    Любому обществу нужны одаренные люди - ведь это элита нации, локомотив развития региона и страны в целом, поэтому задача общества и школы состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности талантливых детей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне. Но, к  сожалению, далеко не каждый ребенок  способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. По мнению большинства психологов и педагогов, лишь 1 из 5 детей раскрывает свои способности и в дальнейшем реализует их, у остальных детей наследственные задатки остаются дремать.
    Поэтому  задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его наследственные задатки, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
    Жажда познания окружающего мира, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны окружающего  рождаются у ребенка уже в семье, когда маленький ребенок начинает спрашивать родителей «А почему трава зеленая?...» «Почему?»- ключевая фраза, которая показывает, что ребенок интересуется окружающим. В таком случае родители должны постараться объяснить ребенку то, о чем он спрашивает. В начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
    «Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов — понять их, передать им свой опыт и знания.  В связи с этим мы выделяем
    объект нашего исследования – одаренные дети среднего и старшего школьного возраста.

    Предмет исследования – система работы с одаренными учащимися.

    Гипотеза исследования создание определенной системы работы с одаренными детьми   способствует  всестороннему развитию учащихся. Для проверки гипотезы необходимо построить систему работы с такими детьми не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

    Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Поэтому только постоянная и кропотливая работа педагога  с учащимися и над самим собой приносит конкретные результаты.

    2. Характеристика проблем проекта.    

    Построить систему работы учителя по выявлению и развитию творческих способностей одаренных детей по биологии- нелегкая задача, поскольку достаточно признанных методик по выявлению одаренных детей не существует. А общепризнанная характеристика IQ показывает лишь развитие ребенка в области математики. Поэтому главным инструментов выявления и развития одаренного ребенка остается учитель.

    Развитие способностей детей по биологии возможно как в системе урока, так и во внеурочной деятельности. Такие ученые, как Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский  указывали, что индивидуально- дифференцированный подход позволяют выявить и развить наследственные задатки детей на уроке. В данном случае учитель создает задания для класса соразмерно со знаниями и возможностями каждого учащегося. На первый взгляд, такой подход позволяет выявить одаренных детей и способствовать их развитию. Однако современность вносит свои коррективы.

    Во- первых, такой подход трудно реализовать в большом классе, где актуален вопрос дисциплины на уроке.

    Во – вторых,  такой подход резко делит учащихся на «касты» слабых, средних и сильных, что тоже неблагоприятно сказывается на психологическом климате класса.

    В итоге можно сказать, что индивидуально -дифференцированный подход не является панацеей для развития творческих способностей учащихся.

    Еще один метод, позволяющий развить способности учащихся – это метод проектов, предложенный советским педагогом Шацким. Этот метод позволяет раскрыться творчеству детей, способствовать социализации личности. Однако и у него есть существенные недостатки, например то, что на уроке этот метод можно использовать лишь в сильном классе.

    Поэтому большинство учителей биологии используют на уроках проблемный подход. Он является самым оптимальным из всех, позволяет работать классу на уроке как единому существу, но вместе с тем он не уравнивает одаренных и обычных детей, а стимулирует мотивацию и развитие учащихся.

    Подводя предварительные итоги, можно сказать, что развитие творчества одаренных детей происходит больше не на уроках, а во внеклассной деятельности, которая складывается из подготовки к предметным дням и неделям, олимпиадам и конкурсам, участия в походах, экскурсиях и оформления отчетов к ним, создания и оформления школьных и классных газет и т.д. Лишь комплексная работа на уроках биологии и во внеклассной деятельности позволяет достичь конкретного результата                                     

    3. Цели и задачи проекта.

    Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке системы организации работы с одаренными детьми  с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Задачи проекта:

    1. Определить содержание понятия «одаренные дети», отличить его от понятия «обученные дети»
    2. Охарактеризовать сущность работы с одаренными детьми
    3. Выявить группу одаренных учащихся. 
    4. Разработать методику организации работы с одаренными детьми в  среднем и старшем звене школы. 
    5.  Провести анализ результатов  работы. 
    6. Изучение и анализ имеющейся литературы по изучаемой тематике.
    7. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе.
    8. Обмен опытом разработок уроков и внеклассных мероприятий в рамках ШМО и РМО.
    9. Активизация и интенсификация учебно – познавательного процесса в школе на основе наглядности, проблемного подхода в обучении.
    10. Развитие интереса учащихся к предмету, их творческих способностей.
    11. Активизация использования информационного пространства школы в рамках школьного, а также собственного  сайта и создание школьной газеты.

    4. Участники проекта.

    Участниками проекта являются учащиеся,  родители учащихся, методическая служба.

    Результатами реализации данного проекта могут служить следующие показатели:

    • Развитие творческих способностей учащихся, активное внедрение в образовательный процесс проектной и исследовательской  деятельности, создание презентаций.
    • Достижение совместной творческой деятельности: активное участие в конференциях, чтениях, олимпиадах.
    • Создание методической копилки разработок.
    • Создание собственного сайта с разработками детей и активное участие в работе профессиональных сообществ
    • Проведение мастер- классов использования компьютерных технологий создания проектов для учителей и учащихся.
    • Освещение школьной жизни в рамках ведения классной газеты «Переменка» и  школьной газеты « Брынский вестник»
    • Развитие творческой личности ребенка, его стремление к познанию и самосовершенствованию
    • Повышение уровня качества знаний по предметам.
    • Высокие баллы ЕГЭ и ГИА

    Проект рассчитан на четыре  учебных года.

    5. Теоретические положения проекта.

    Работа с одаренными детьми подразумевает понимание значения слова «одаренный ребенок». В житейском понимании термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. В толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

    При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование, а дарование- способность, данная богом. Одаренность рассматривается как часть таланта, степень его выраженности.

    Согласно теории Л.С. Выготского и его ученика В.Б. Эльконина одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Таким образом,   одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  в том или ином виде деятельности.

    Большинство психологов определяет  характер развития одаренности у ребенка– как  результат сложного взаимодействия:

    1.  Наследственности  или природных задатков. При этом можно отметить то, что в мире существует множество примеров династий поэтов, композиторов, что служит ярким примером того, что одаренность передается по наследству.
    2.  Социальной среды – только при наличии благоприятной социальной среды из наследственных задатков может развиться талант ребенка. В качестве примера можно привести А.С. Пушкина, талант которого развился в Царскосельском лицее, в котором учились бок о бок с ним много других талантливых поэтов.
    3. Психологические механизмы саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. То есть личность ребенка и сама должна стремиться к развитию и раскрытию наследственных задатков. В противном случае, даже при наличии первых двух компонентов, способности так и останутся спящими.

    Еще одним актуальным вопросом, касающимся  проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две  точки зрения на этот вопрос: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Можно долго дискутировать по данной проблеме, однако эти точки зрения сводимы  к следующей позиции- потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, но актуальную одаренность демонстрирует малая  часть детей.

    Например, ребенок  может увлеченно собирать различные модели, фотографировать природу, сочинять стихи в домашней обстановке, но показывать свои достижения лишь ограниченному кругу лиц. Это и есть пример потенциальной одаренности, в отсутствии социализации такая одаренность не станет актуальной. Однако, если ребенка поддержать в его начинаниях, будь то семья, друзья или учитель, то его одаренность станет актуальной и в будущем разовьется в талант востребованный обществом.

    С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности  (или степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.  В практике моей работы был случай:  в классе учились две ученицы, одна была успешнее другой в учебе. И ее было решено отправить на олимпиаду, однако там она не заняла призового места, несмотря на то, что училась на пятерки. В другой раз  я отправил на олимпиаду менее успешную учащуюся, которая заняла на олимпиаде 1 место. Таким образом, обученность и одаренность – это не синонимы, а зачастую противоположные слова. Обученность – это степень успешности в учебе, а она подразумевает выполнение заданий учителя, которые стандартизированы уроком. А одаренность подразумевает способность ребенка решать нестандартные, незаурядные задачи- в этом принципиальная разница понятий.

    Как  же определить одаренного ребенка, отличит его от остальных? Как говорил Э. Фромм «Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных  детей отличает высокая чувствительность во всем, развито чувство справедливости. Поэтому у таких детей нередки конфликты с учителями и сверстниками. Они стараются, чтобы все вокруг было честно и «по – закону»

    Вторая особенность — высокая  познавательная активность и  развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Такие дети обычно ценятся в классе, как «носители знаний», они всегда выполняют домашние задания. Н а них опирается учитель во время урока.

    В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов. Такие дети зачастую бывают лидерами в классе, организуют его работу на уроке и во внеклассных мероприятиях.

    6. Характеристика приемов, методов и средств реализации проекта.

    Приемы мотивации учащихся направленных на изучение биологии позволяют как выявить нестандартно мыслящих учащихся, так и развивать их творческое мышление:
    1. Парадоксальные факты являются основой теории ТРИЗ ( теории решения изобретательских задач). Они вызывают противоречия и попытку найти решения возникшей проблемы.
    Известно, что водители от усталости засыпают за рулем. Известных изобретатель Саркисов предложил специальные очки для водителей против сна: когда у шофера закрывались глаза- специальные пружины поднимали веки. Поможет ли такое изобретение против сна?
    2.Создание проблемной ситуации стимулирует работу класса в начале урока
    Известно, что рыбы дышат жабрами. Однако, автралийский протоптер во время засухи зарывается в ил в русле реки и не погибает. Как разрешить противоречие?
    3.Использование художественной литературы позволяет связать изучение биологии и литературы, показать целостную картину окружающего мира.
     Оцените правдоподобность следующего утверждения Б.Заходера:«Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и известку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щетки и электролампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..» Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
    4.Анализ жизненных ситуаций позволяет применить свои знания на практике
    Доказано, что первые люди прибыли из Африки и цвет их кожи был темный. Тогда почему жители Европы имеют светлый цвет кожи?
    5.Использование произведений искусства развивает умение учащихся абстрагироваться
    Каких вы знаете литературных героев маленького и большого роста?
    6.Черный ящик развивает логическое мышление
    Данный орган является самым горячим органом и отождествлялся на Руси с печью.
    7.Использование загадок, пословиц, поговорок позволяет связать знания биологии и народной культуры
    Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
    «От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»).
    «Достанется тебе ухо от селедки» (тема «Рыбы»),
    8.Разъяснение значимости знаний показывает необходимость знания биологии в жизни человека
    Зачем рану предварительно обрабатывают перекисью водорода?
    9.Задание «Найди ошибку в тексте»  позволяет развивать мышление учащегося как в прямом, так и в обратном направлении
    «Дорогая Лена! Наконец- то началась долгожданная пора- каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 и сразу же побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и 3 часа загорали. Я учила на уроках биологии , что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет- загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать!
    10.Смысловые пары развивают ассоциативное мышление человека
    Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить предложение или сконструировать вопрос:

    устьица - газообмен;
    листья - фотосинтез;
    птицы - дыхание;
    сердце - кровообращение.
    11. Игра «Кто лишний» развивает логику ученика
    Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
    12. Экскурс в  родную историю связывает воедино историю и биологию
    Петр 1 приказал крестьянам сеять картофель. Однако крестьяне не торопились это делать, несмотря на то, что им были бесплатно роздан посевной материал. В чем причина этого?
    13. Использование изречений знаменитых людей реализует метапредметный подход в образовании
    Гераклит «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»

    Формы работы с одаренными учащимися:

    1. Участие в предметных олимпиадах  и конкурсах - позволяют выявить активных, интересующихся предметом детей. Такие дети, как правило, в будущем занимают призовые места в различных олимпиадах и конкурсах, а   впоследствии  выбирают профессии, связанные с химией и биологией.
    2. Кружки по интересам, например, создание школьной и классной газет, ведение школьного и личного сайта - позволяет организовать открытость образовательного процесса для общества. Дети учатся самостоятельной деятельности, умению работать в коллективе над поставленной задачей, активно учатся использованию компьютера в практике. Такая работа  требует организации  творческой группы учителей и учащихся. 
    3. Дополнительное образование по предмету - позволяет организовать систему подготовки детей к олимпиадам и конкурсам, а также к экзаменам. На занятиях предметного кружка дети помогают друг другу в сборе информации по определенной проблеме и консультируются с учителем. Такая методика организации круглого стола позволяет достигнуть высоких результатов учащихся.
    4. Предметные дни и недели – позволяют выявлять активных детей, которые помогают учителю в подготовке и  проведении  этих мероприятий.
    5. Экскурсии – это самый интересный вид внеурочной деятельности. Во время экскурсий дети знакомятся с местными достопримечательностями, памятниками природы. На экскурсиях в лес дети учатся разжигать костер, готовить пищу, помогать друг другу и , самое главное, применять свои знания на практике. Наибольшее познавательное значение имеют весенние и летние экскурсии. Отчеты об экскурсиях  дети могут оформлять в виде презентаций, печатать в классной и школьной газетах.

    Технологии, используемые при работе с одаренными детьми:

    1. Проектная технология- на сегодняшнем этапе развития образования проектной деятельности уделяется много внимания, так как при создании проектов ребенок учится самостоятельному анализу и обработке информации. В рамках урока полноценное осуществление проектной деятельности сталкивается с множеством проблем: это организация класса, сбор   и  оформление информации. Эти важные этапы создания проекта трудно осуществить в классе, они, как правило, по силам лишь сильным детям, интересующимся предметом. Временные рамки урока тоже ограничивают использование методов проектов. Совсем иначе  проектная деятельность выглядит в системе дополнительного образования, где участие школьника сугубо добровольное, а это значит, что и проект интересен учащимся не для отметки, а для своего умственного и интеллектуального развития.
    2. .   Технология проблемного обучения- эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение   задач  проблемного   содержания  обеспечивает  высокий  уровень познавательной активности учащихся. Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных    и    усложняющихся    ситуаций.    Реализуя    технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме    познавательной    (проблемной)    задачи.    Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой   деятельности,   необходимый   в   процессе   ученических исследований.
    3. Групповая технология- обеспечивает лучшую самореализацию участников. В группе всегда есть лидер, задающий тон всей работе на уроке. В роли лидера выступает активный учащийся, который развиваясь сам, развивает и окружающих его детей.
    4. Информационно-коммуникационные (цифровые образовательные ресурсы; компьютерные учебники; автоматизированный контроль пройденного материала; тестирование при подготовке к ЕГЭ). Это обеспечивает наглядность при изучении биологии, приближенность к реальным событиям, происходящим в природе. Оформление результатов исследования, участие в различных проектах и конкурсах нельзя представить без знания компьютера.

    Методика оценки общей одаренности (для родителей)
    Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко; 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

    Обработка результатов. Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

    Качество

    Отметка

    1

    Любознательность

    2

    Сверхчувствитeльность к проблемам

    3

    Способность к прогнозированию

    4

    Словарный запас

    5

    Способность к оценке

    6

    Изобретательность

    7

    Способность рассуждать и мыслить логически

    8

    Настойчивость

    9

    Перфекционизм

    Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

    7. Этапы и сроки  реализации проекта.

    1- этап  аналитический  (срок до 3 месяцев)

    Анализ методической литературы по теме работы с одаренными детьми.

    На этом этапе необходимо ознакомиться с теоретической базой исследования. Создается кружок для детей, интересующихся биологией.

    2- этап диагностический (срок до 3 месяцев)

    Проведение диагностики, направленной на выявление одаренных детей и мотивации учащихся, консультация с учителями, администрацией и методической службой.

    3- этап методологический (срок 6 месяцев)

    Обсуждение с участниками образовательного процесса стратегии работы с одаренными детьми. Обучение детей использованию компьютерных программ, необходимых для исследовательской и проектной  деятельности. 4- этап реализации проекта (36  месяцев)

     Оснащение кабинета биологии средствами ТСО, проходят обучающие семинары и мастер -классы для детей и учителей по использованию на уроках и внеклассной деятельности программ Power Point   и Publisher. Дети знакомятся с методом проектов, правилами оформления проектов по биологии с использованием компьютерной техники. Создается инициативная группа учителей для создания школьной газеты «Брынский вестник», отражающей жизнь школы. Учащиеся класса работают над созданием газеты «Переменка»,  которая отражает жизнь класса: походы и экскурсии, участие в различных мероприятиях и конкурсах. Ведется составление базы данных по поурочному планированию и наработок по контролю знаний учащихся. Проводится подготовка одаренных детей к конференциям, олимпиадам и чтениям. Для учителя на этом этапе запланировано участие в профессиональном конкурсе, открытый урок с применением проектной деятельности. Конкурс ученических презентаций.  Использование ИКТ во внеклассных мероприятиях и кружковой работе, вовлечение интересующихся детей в работу. Проведение открытых уроков.

    5- этап рефлексивный, завершающий (12 месяцев)

    Подводятся итоги  проекта, определяются перспективы его развития на будущее. Проекты детей, созданные с использованием программы Power Point   и Publisher, участвуют в детских конкурсах. Проводятся мастер-классы по созданию фильмов, которые в будущем участвуют в конкурсах экологических фильмов. Для учителя запланирована организация собственного сайта, публикация работ на образовательных сайтах, в методических журналах, а также участие в конкурсах профессионального мастерства.  В итогах проекта учитываются достижения, осуществленные за время его реализации, и то чего не удалось достичь в полной мере. И в заключение составляются перспективы развития проекта на будущее.

    8. План реализации проекта ( на 2008-2013 годы)

    Мероприятия

    Сроки

    Участники

    1. Изучение методической и учебной литературы по вопросу работы с одаренными детьми
    2. Организация кружка «Мир вокруг нас» для детей, интересующихся биологией и химией

    2008-2009 учебный год

    Сентябрь- декабрь 2008 года

    Сентябрь 2008

    Учитель биологии, метод.служба, завуч

    Учитель биологии

    1.  Изучение компетентности учителей и учащихся по  вопросу знания компьютерных программ

     Ноябрь 2008 года

    Учитель биологии, завуч

    1. Изучение мотивированности к обучению  школьников. Проведение диагностики по выявлению одаренных детей

    Декабрь 2008 года

    Учитель биологии, завуч

    1. Проведение  обучающих занятий для детей «Создание презентаций»

    Ноябрь 2008 года

    Учитель биологии, активные учащиеся

    1.  Подготовка электронных материалов к участию в историко – краеведческих чтениях и районных конференциях

    Январь- февраль 2009 года

    Учитель биологии, активные учащиеся

    1. Проведение обучающих семинаров для учителей школы в рамках ШМО «Создание и оформление презентаций по биологии»

    Март 2009 года

    Учитель биологии, учитель информатики

    1. Проведение мастер-классов для учителей  в рамках РМО «Создание и оформление презентаций»

    Апрель 2009 года

    Учитель биологии, метод.служба, интересующиеся учителя

    1. Проведение экскурсий по биологии. Оформление отчета об экскурсии в виде презентации

    По планам экскурсий

    Учитель биологии, учащиеся школы, родители

    1. Конкурс детских презентаций по биологии

    Апрель 2009 года

    Активные учащиеся, родители

    1. Конкурс учительских презентаций.

    Апрель 2009 года

    Учителя

    1. Публикации разработок на школьном сайте и сайте СММЦ.

    В течение всего срока проекта

    Учителя и активные учащиеся

    1. Проведение открытого урока по биологии в рамках РМО.

    Апрель-май 2009 года

    Метод. служба, учитель биологии

    1. Оснащение кабинета биологии современными средствами ТСО: проектором, интерактивной доской (или приставкой), компьютером и принтером.

    2009- 2010 учебный год

    Директор школы

    1. Мастер –класс для учителей «Вставка объектов в презентацию» в рамках ШМО

      Январь 2010 года    

    Учитель биологии, интересующиеся учителя

    1. Обучающий семинар «Создание презентаций с элементами тестирования» в рамках РМО.

    Январь 2010 года        

    Метод.служба, интересующиеся учителя, учитель биологии

    1. Обучение детей микрофотографированию и микровидеосъемке

    2009- 2010 учебный год

    Учитель биологии, активные дети

    1. Мастер-класс для учителей биологии в рамках РМО «Использование видеофрагментов и фотографий биологических объектов для активизации познавательной деятельности на уроках биологии»

    Февраль-март 2010 год

    Метод. служба, интересующиеся учителя, учитель биологии

    1. Обучающие занятия с учащимися и учителями «Правила верстки электронной газеты».

    Март 2010 года

    Учитель биологии, учитель информатики, интересующиеся учителя, активные дети

    1. Создание инициативной группы учителей  и учащихся для работы над школьной газетой «Брынский вестник»

    Март 2010 года

    Активные учителя, учитель биологии, учитель информатики

    1.  Начало издания классной газеты «Переменка» и школьной «Брынский вестник»

    Апрель 2010 года

    Учитель биологии, коллектив школы

    1. Проведение открытых уроков в рамках ШМО и РМО

    Январь- апрель 2010 года

    Метод. служба, учитель биологии

    1. Создание методической копилки учительских разработок на школьном сайте

    Май 2010 года

    Учитель биологии, учитель информатики, активные учителя

    1. Изучение литературы по проектной деятельности  учащихся.

    2010 -2011 учебный год

    Сентябрь-ноябрь 2010 года

    Учитель биологии, завуч

    1. Знакомство учащихся с методом проектов.

    Октябрь 2010 года

    Учитель биологии, активные дети

    1. Методическая помощь в создании ученических проектов.

    Ноябрь 2010 года

    Учитель биологии

    1. Проведение открытого урока по биологии.

    Январь-март 2011 года

    Учитель биологии, директор, завуч, метод.служба

    1. Подготовка ученического проекта «Инфузория – туфелька» на районную экологическую конференцию.

    Февраль 2011 года

    Учитель биологии, активные дети

    1. Проведение открытых уроков по биологии с использованием проектной деятельности учащихся  

    Апрель 2011 года

     завуч, учитель биологии

    1. Проведение открытого урока по химии  в рамках ШМО

    Апрель-май 2011 года

    Учитель биологии, завуч

    1. Участие в конкурсах методических материалов

    2011-2012 учебный год

    Сентябрь-ноябрь 2011 года

    Учитель биологии, завуч, метод.служба

    1. Подготовка учащихся к олимпиадам по экологии и биологии.

    ежегодно

    Учитель биологии, активные учащиеся

    1. Мастер- класс для учащихся « Создание фильмов»

    Декабрь 2011 года

    Учитель биологии

    1. Участие в различных творческих, исследовательских конкурсах и конференциях для школьников

    ежегодно

    Учитель биологии, активные учащиеся

    1. Создание педагогического сайта учителя биологии  

    Апрель-май 2012 года

    Учитель биологии,  учитель информатики

    1. Проведение научных исследований диатомовых водорослей. Оформление работы.

    2011-2012 учебный год

    Учитель биологии, уч-ся

    1. Публикация собственных разработок на официальных образовательных сайтах.

    Май 2012 года

    Учитель биологии

    1. Изучение мотивированности к обучению  школьников, выявление одаренных детей

    Май 2012 года

    Учитель биологии

    1. Участие в конкурсах фильмов по экологии

    2012 – 2013 учебный год

     Сентябрь –ноябрь 2013 года

    Учитель биологии, одаренные дети

    1.  Подготовка  и  участие в олимпиадах по экологии и биологии

    Сентябрь – январь 2013 года

    Учитель биологии, одаренные дети

    1.  Подведение итогов проекта

    Апрель – май 2013 года

    Учитель биологии

            

    9. Критерии оценки достижения целей и задач проекта и критерии оценки работы  отдельных участников всего проекта.

     Учащиеся:

    1. Владение основными компьютерными программами для составления проектов и презентаций к урокам;
    2. Высокая мотивация к изучению предметов, уменьшение времени для подготовки к урокам на основе активного использования наглядности и проблемного подхода;
    3. Высокое качество знаний по предмету, результативность сдачи ЕГЭ и ГИА
    4. Умение решать нестандартные творческие задачи.
    5. Активное участие в олимпиадах по предметам, чтениях, конференциях, при этом достигая конкретного результата.

    Учителя:

    1. Активная работа по выявлению  и развитию одаренных детей.
    2.   Совместная работа над школьным сайтом, пополнение методической копилки, активное участие в профессиональных сообществах учителей;
    3. Уменьшение времени на подготовку к урокам и его увеличение на самообразование;
    4. Стремление учителей к самообразованию, обмену опытом, повышению эрудированности и образованности учителей;
    5. Ведение дополнительных занятий с одаренными детьми.

    10. Анализ реализации проекта

    Подводя итоги работы по данному проекту,  я пришел к выводу, что поставленные цели и задачи были в полной мере реализованы. При этом стоит отметить, что не всегда выдерживались сроки, поставленные в плане, по причине большого количества запланированных мероприятий.

    Стоит отметить и ту особенность, что изучение методической и учебной литературы по той или иной тематике и опробирование методики на практике сталкивалось со множеством трудностей. Так, при   использование той или иной методики необходимо одновременно развивать и одаренных детей и обычных, без ущерба для тех и других. На бумаге все выглядит просто, но на практике это трудно решаемая проблема.

    Обязательная часть моего проекта - изучение мотивации учащихся и выявление одаренных детей были запланированы в начале и конце проекта. Мотивация учащихся на изучение химии и биологии была тоже невысока. Проведенное анкетирование участников в конце проекта показало повышение мотивации учащихся на изучение предметов; учителя и учащиеся стали активно использовать в работе и подготовке к урокам презентации экскурсий, проектов и собственно составленные фильмы.

    Показателем работы, проводимой мною на обучающих семинарах и мастер-классах  для учителей и учащихся школы, стали презентации моих учеников, которые они подготовили на конкурс презентаций по биологии. Для реализации этой части моего проекта я стал активно использовать проектную деятельность учащихся на уроке. Для создания учебных проектов использовались ИКТ. Работа по внедрению проектной деятельности столкнулась с целым рядом трудностей. Для использования метода проектов на уроке необходим сильный класс, целенаправленный и целеустремленный коллектив учащихся, готовый работать над определенной проблемой и самостоятельно искать пути ее решения. К сожалению, большинство классов школы к использованию проектной деятельности на уроках оказалось не готово. Однако в 2011 году я провел открытый урок с использованием проектной деятельности учащихся,  и он  получил высокую оценку со стороны коллег.

    Метод проектов больше подходит для внеклассной работы с учащимися. С этой целью в плане проекта было предусмотрено время для работы над проектами с творческими детьми, интересующимися предметом. В дальнейшем данные проекты должны были принять участие в конкурсах различного уровня. Этот пункт плана моего проекта был успешно реализован. Учащихся, подготовившие проекты, не только приняли участие в различных конкурсах, но и стали призерами.

    Еще один раздел моего проекта – организация классной и школьной газеты-  был нацелен на активизацию жизненной позиции детей, организацию единого образовательного пространства школы, вовлечение учащихся, их родителей и учителей в общественную жизнь. Реализация этой части проекта столкнулось со множеством трудностей. Во-первых, необходимо было освоить программу создания газет, это лучше удалось учащимся, нежели учителям. Во- вторых, необходимо было создать творческую группу учителей, объединенных общей целью, выбрать свободное время в графике работы современного учителя, а это очень трудно. Также необходимо было собрать соответствующий материал и отредактировать. Создание классной газеты «Переменка» тоже было трудоемким процессом, хотя детей моя инициатива заинтересовала и на классных часах они с удовольствием учились  оформлять газету. Однако  редактором газеты все же был классный руководитель.

    Методическая работа учителя должна была быть нацелена и на участие в профессиональных конкурсах, поэтому в плане проекта было предусмотрено участие в профессиональных конкурсах различного уровня. На подготовку и участие в этих конкурсах было потрачено больше времени, чем  было запланировано. Но эта часть плана была успешно выполнена - в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» я занял второе место, в конкурсе «Молодой учитель» фонда «Династия»  я стал победителем и был награжден грантом в поддержку молодых специалистов.

    Для решения образовательных и воспитательных задач в образовании новое время ставит перед нами и новые достижения науки и техники, главным из которых является использование компьютеров. Что же дает нам использование компьютеров во внеклассной работе?

    Работа над проектом начиналась в 2008 году и завершится в 2013, поэтому можно подвести  предварительные итоги реализации проекта:

    1.Повышение результативности участия учащихся в олимпиадах различного уровня.

    2.Активное участие в районных, областных, всероссийских и международных  конкурсах.

    3.Постоянное обновление школьного сайта www.bryn.edusite.ru  новостями из жизни школы и методическими разработками учителей.

    4.Создание собственного сайта  www.korol.bryn.edusite.ru

    5.Издание учащимися классной газеты «Переменка» и школьной газеты «Брынский вестник»   всем школьным коллективом;

    6.Проведены мастер - классы и обучающие семинары для учителей по использованию программы Power Point  и  Publisher для активизации учебной деятельности в рамках ШМО и РМО.

    7.Проведены мастер - классы и обучающие семинары для учащихся  по использованию программы Power Point  и  Publisher. Дети стали активно их использовать для составления презентаций и проектов.

    8.Постоянно проводятся открытые уроки для учителей в рамках ШМО и РМО.

    9.Организована работа кружка «Мир вокруг нас» для детей, интересующихся биологией и химией. Дети, занимающиеся в кружке, показывают высокое качество знаний, постоянно участвуют  в различных конкурсах и олимпиадах по предмету.  

    10.Дети создают собственные презентации по биологии к урокам.

    11.Победа во всероссийском конкурсе «Молодой учитель» фонда «Династия».

    12.Принята к публикации в журнале  «Вестник калужского университета»  исследовательская работа «Диатомовые водоросли реки Брынь»

    13.Повышение мотивации учащихся на изучение предмета.

    14.Создания базы данных  методических разработок для использования на уроках и внеклассной работе с учащимися.

    15.Участие во всероссийском  профессиональном сообществе учителей на сайте Завуч.инфо. На этом сайте творческие учителя делятся своими разработками, консультируют друг друга. Сейчас на сайте находятся две моих разработки: «Диатомовые водоросли реки Брынь» и «Грибы»

    Получив достаточно хорошие результаты, я столкнулся с целым рядом проблем:

    1. На уроке трудно вести работу с классом и одаренными детьми одновременно.

    2. К каждому одаренному ребенку нужен свой подход для стимулирования его развития.

    3. Большинство учителей не выделяют одаренных детей и не ведут с ними индивидуальной работы

    Вместе с тем, по окончании проекта я выбрал перспективы его дальнейшего развития:

    • Работа над созданием базы данных проектов и презентаций своих и учащихся по биологии;
    • Дальнейшее расширение базы данных поурочного планирования и проверочных работ по биологии;
    • Обмен опытом между учителями, проведение мастер- классов.

    1. Библиографический список:
    1. “Биология в школе”- научно-методический журнал № 1-2, “Компьютеризация и здоровье школьника” 1992 г.
    1. “Биология в школе” - научно-теоретический и методический журнал, №”1 “Компьютер на уроках биологии”, 1993
    2. «Биология.1С Репетитор»
    3. « Биология 5-9 классы» ООО «Дрофа» 2008 год.
    4. Газета “Биология” №47 Издательство “Первое сентября”, 1999 г.
    5. Газета “Биология”.№27-28 Издательский дом “Первое сентября”, 2002 г.
    6. Газета “Биология” №6, 7 “Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии”, Издательский дом “Первое сентября”, 2005 г.
    7. Лабораторный практикум «Биология 6-11 классы»
    8. «Экология»
    9. Энциклопедия Кирилла и Мефодия
    10. Интернет ссылки  www.referat.ru
    11. www.college.ru/biologi/.
    12. www.1september.ru/ru/bio.htm
    13. www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

    Проблема работы с одарёнными детьми - одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования. Главная з...

    Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.

    Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...

    Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

    Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

    «МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

           Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...

    Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

    Любому обществу нужны одаренные люди. Задача общества состоит в том, чтобы развивать способности всех его представителей...