Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности по биологии « Юный биолог – исследователь» для 5 класса учителя биологии Высоцкой Т.Б
    рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

    Высоцкая Татьяна Борисовна

    Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами  ставит важную задачу   перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

                          Следовательно, цель нашей работы, как педагогов  – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

                         От  того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно,  необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.  Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochka_5_klassword_16ch_-_kopiya.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности  по биологии

    « Юный биолог – исследователь»

    Учителя биологии Высоцкой Т.Б

                                                   

    Омск  2016

    Пояснительная записка

                    Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами  ставит важную задачу   перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

                     Следовательно, цель нашей работы, как педагогов  – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

                    От  того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно,  необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.  Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

                                                      Актуальность

    Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

                Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только  использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

     Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого  значительно повысится  уровень экологической культуры.

    Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность .

    Задачи:

    1. Сформировать экологические понятия.
    2. Развивать умения ухода за растениями.
    3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
    4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
    5. Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине.
    6. Сформировать умение критически мыслить.

    Принципы реализации программы:

    1. Научность;
    2. Доступность;
    3. Целесообразность;
    4. Наглядность.

    Планируемые результаты обучения

    Обучающиеся смогут:

    • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
    • обеспечивать  уход за растениями в учебном кабинете;
    • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
    • смоделировать экологическую ситуацию;
    • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
    • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
    • взаимодействовать в группах;
    • находить необходимую информацию на различных носителях;
    • демонстрировать результаты своей работы;
    • соблюдать правила поведения в природе.

     Формы организации занятий:

    Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

    Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

    Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".

    Тема

    Всего часов

    В том числе

    теоретич. занятия

    практич. занятия

    исслед. деят-ть

    экскурсии

    1.Вводное занятие

    2

    1

    1

    2.Определитель флоры и фауны

    4

    1

    1

    1

    1

    3.Гербарий растительности

    6

    1

    3

    2

    4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Омской области.

    2

    2

    5.Особо охраняемые территории родного края.

    2

    1

    1

    ИТОГО:

    16

    6

    5

    3

    2

    1.Вводное занятие - 2 ч.

    Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

    Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

    2. Определители флоры и фауны - 4 ч.

    Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

    Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

    Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

    3. Гербарий растительности - 6 ч.

    Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

    Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

    4. Редкие и исчезающие виды флоры Омской области. - 8 ч.

    Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Омской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Омской области.

    Практ.часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Омской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Омской области".

    1. Особо охраняемые территории родного края. - 2 ч.

    Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение.

    Практическая часть.  Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. (флора и фауна заповедника « Птичья Гавань»). Написание реферата.  . .


    Учебно-тематическое планирование

    Дата

    Прове-дения

    Название темы

    Всего часов

    Часы

    УУД

    Формы занятий

    Формы контроля

    Коррек-

    ция

    Аудитор

    ных

    Внеауди

    торных

    1. Вводное занятие.  (2 ч.)

    1.

    Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

    1

    1

    Личностные УУД

    мотивация учения.

    Регулятивные УУД

    постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Собеседо

    вание

    2

    Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

    1

    1

    Пр. работа

    отчёт

    1. Определители флоры и фауны (4 ч.)

    3

    Понятие об определителе флоры и фауны.

    1

    1

    Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

    ,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности

    Журнал

    Собеседо

    вание

    4

    Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

    1

    1

    Пр. работа

    отчёт

    5

    Работа с определителем.

    1

    1

    Пр. работа

    Собеседо

    вание

    6

    Работа с определителями видового разнообразия флоры  парка, луга.

    1

    1

    Экскурсия

    Отчёт

    1.  Гербарий растительности. (6 ч.)

    7

    Понятие о гербарии.

    1

    1

    Познавательные УУД

    поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

    моделирование.

    Личностные УУД

    уметь находить ответ

    Коммуникативные    УУД

    инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

    Беседа

    Собеседо

    вание

    8

    Классификация гербариев.

    1

    1

    Демонст

    рация

    Собеседо

    вание

    9

    Методика и правила сбора растений.

    1

    1

    Демонст

    рация

    Собеседо

    вание

     10

    Знакомство с гербариями.

    1

    1

    Беседа

    Анализ

    11

    Изготовление папки для гербария.

    1

    1

    Круглый стол

    Собеседо

    вание

    12

    Изготовление гербариев.

    1

    1

    Акция

    Творческий отчёт

    1. Редкие и исчезающие виды флоры Омской области.  (8 ч.)

    13

    Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

    1

    1

    Познавательные УУД

    поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

    моделирование.

    Личностные УУД

    уметь находить ответ

    Коммуникативные    УУД

    инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

    Беседа

    Собеседо

    вание

    14

    Красная книга. Виды растений Омской области, занесенных в Красную книгу.

    1

    1

    Коллективно-

    творческое дело

    Творческий отчёт

    1.  Особо охраняемые территории родного края. (2 ч.)

    15

    Охраняемые территории, причины их организации и значение.

    1

    1

    Личностные УУД

    мотивация учения.

    Регулятивные УУД

    постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Беседа

    Собеседо

    вание

    16

    Флора и фауна заповедника « Птичья Гавань.»

    1

    1

    Экскурси

    Творческий отчёт по экскурсии

    Список литературы для педагога.

    1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.
    2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.
    3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.
    4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.
    5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995
    6. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г
    7. Г.Б. Шенкевич  Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)

    В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....

    Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

    Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

    Рабочая программа по биологии 9 класс. Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г., примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса "Биология. Общие закономерности". Автор...

    Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

    Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

    "Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

    Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

    Рабочая программа по биологии 7 класс учителя биологии Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповныпо УМК Пономарёвой И.Н.

    Рабочая  программа адресована учащимся 7 класса  МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени. Сахара Хамнаева» Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:...

    Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов

    Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...