Урок "Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

 

  1. На уроке уделяется внимание здоровьесбережению. Поднимаются вопросы гигиены питания. Особый интерес вызывает практическая работа по анализу этикеток продуктов, таких как чипсы, кока-кола, жевательные резинки разных марок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «Пищеварительная система»

Урок «Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения»

«Две четверти желудка наполни пищей,

Одну – питьем и одну оставь для ветра»

«Чжуд-ши», древнетибетский трактат

Цели урока: на основе повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть основные гигиенические правила питания

Воспитательные: воспитать культуру умственного труда при работе в паре, умение вести беседу, диалог.

Развивающие: развивать логическое мышление, применять теоретические знания о физиологии системы пищеварения при обосновании правил питания.

Личностная значимость изучаемого для школьника: соблюдение правил гигиены, употребление доброкачественной пищи, здоровый образ жизни, как не заразится заболеваниями ЖК тракта.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Гигиена питания», 2 световых микроскопа, проигрыватель, диск, таблица «Профилактика отравлений», микропрепараты из курса зоологии, конверты с этикетками продуктов, лупы, списки пищевых добавок, мандарин.

ХОД урока

  1. Оргмомент. В этом году мы с вами не раз уделяли внимание здоровьесбережению. Мы обсудили вред никотина и алкоголя для с-с системы, узнали о болезнях грипп и туберкулез, правилах оказания первой помощи утопающему, болезнях опорно-двигательной системы, о пользе ранца и рюкзачка для школьников и сегодня настало время поговорить о гигиене питания.
  2. Активизация знаний

Прежде чем обсуждать правила приема пищи давайте подумаем над вопросом:

- Что значит правильно питаться? Девочки знают об этом с уроков технологии. Давайте их послушаем.

3. Есть определенные правила приема пищи, и все они имеют научное обоснование – беседа с учащимися

  • Привлекательный вид, вкус и запах пищи
  • Постоянное время приема пищи
  • Вначале употребляем салаты, бульоном
  • Тщательно пережевывать пищу
  • Избегать острой пищи
  • Употреблять продукты, стимулирующие перистальтику
  • Правильно составлять дневной рацион
  • Последний прием пищи за 1,5-2 часа до сна
  • Избегать сухоядения
  • Не есть сильно горячую пищу

Можно еще найти какие-то правила, но давайте ограничимся этими.

4. Ж\К инфекции и их профилактика.

Учитель: «Часто заболевания пищеварительной системы возникают из-за болезнетворных микробов. Всегда ли школьники перед едой моют руки, моют фрукты??? Как микробы попадают в рот? Давайте проведем эксперимент (вызвать ученика и попросить очистить окрашенный гуашью мандарин. Учащийся, как ни старается, задевает окрашенными пальцами мякоть). Итог эксперимента – микробы будут съедены. И вот оно…отравление»

Знакомство с заболеваниями Ж/К тракта (презентация)

  • ДИЗЕНТЕРИЯ
  • ХОЛЕРА
  • САЛЬМОНЕЛЁЗ
  • БОТУЛИЗМ

Учитель: «А ещё человек может заразиться глистами. Глисты – это паразитические черви. Назовите примеры таких червей (аскариды, острицы, описторхоз, цепни, лентецы)»

Заражение происходит через грязные руки и при употреблении немытых фруктов или овощей (аскаридоз), общение с домашними животными, через непроваренное или непрожаренное мясо и рыбу. Глисты очень плодовиты. Яйца глистов не видны невооружённым взглядом. Они настолько малы, что могут быть перенесены на лапках мух. Рассмотреть их можно только под микроскопом.

(демонстрация микропрепарата «Яйца лентеца». Учащиеся по очереди подходят к микроскопу. На каждый ряд – один микроскоп, т.к. в наличии всего 3 микропрепарата)

Динамическая пауза - под музыкальное сопровождение.

5. Практическая часть

 Учитель: «А еще человек может плохо себя почувствовать, съев недоброкачественный продукт. Иногда в продуктах встречаются различные добавки, которые вредят здоровью. Возьмем самые распространенные продукты, покупаемые школьниками. (Показать 3 конверта, в которых находятся этикетки мороженого, чипсов и жевательной резинки) Вызвать трех учащихся, по одному с каждого ряда.

Они раздают на столы этикетки из конвертов, таблицы вредных добавок и лупы.

  • ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА
  • ЧИПСЫ
  • МОРОЖЕНОЕ

Учитель: «Каждый ряд исследует свой продукт. Для этого воспользуйтесь списком запрещенных добавок, вредных примесей, лупой, этикеткой»

Доложите о результатах.

План:

А) сначала перечислите все добавки со знаком Е

Б) какие из них вредны организму

Заслушиваем 1,2,3 ряд по 2 человека.

Какой вывод можно сделать из услышенного? (Прежде чем покупать, обратить внимание на состав продукта)

6. Пищевое отравление.

 Вскоре после приема недоброкачественной пищи развивается пищевое отравление.

ПРИЗНАКИ: боли в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, общая слабость. Иногда повышается температура.

Какую первую помощь можем мы оказать на месте?

- промывание желудка.

Этапы:1. Выпить несколько стаканов воды с содой

             2. Надавить на корень языка и вызвать рвоту.

             3. Повторить несколько раз до полного очищения желудка

             4. Напоить больного крепким сладким чаем и уложить в постель

Избежать пищевого отравления помогут: (Таблица но доске)

  1. Хранить скоропортящиеся продукты в холодильнике.
  2. Не собирать сомнительные грибы и грибы вдоль дорог
  3. Не пробовать на вкус незнакомые растения
  4. Не употреблять в пищу позеленевшие клубни картофеля
  5. Не употреблять в пищу консервы, если банка вздулась (Ботулимус – ботулизм)

Итог урока:

-Что полезного для себя сегодня узнали?

- Какие правила теперь будете соблюдать?

- О чем расскажите своим родителям?

ДЗ – на листочках. Было дано заранее, 3 недели назад, домашняя контрольная работа из 10 вопросов по всей теме 15 вариантов и по желанию реферат «Работы И.П. Павлова по пищеварению»

УРОК СОСТАВИЛА И ПРОВЕЛА   СТАРИЦЫНА О.В.

25.01.2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 8 класс "Заболевания органов пищеварения"

разработка урока "Заболевания органов пищеварения". На данном уроке используется групповая форма работы...

Заболевания органов пищеварения.Профилактика и первая помощь.

 Желудочно-кишечные заболевания         Причины-Вызываются болезнетворными микробами.-Они могут проникнуть в организм через сырую воду, немытые овощ...

Заболевания органов пищеварения и их профилактика.

Презентация подготовлена для проведения урока биологии в 8 классе при изучении пищеварительной системы человека. Изучаются признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и п...

Презентация " Заболевания органов пищеварения"

Данная презентация содержит очень хороший материал к уроку биологии в 8 классе при изучении темы " Болезни органов пищеварения". Эту презентацию можно использовать на уроках биологии и экологии.На её ...

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их предупреждение. Биология 8 кл (Пасечник)

Презентация. Работы Павлова И.П. по пищеварению, ЖКИ и их предупреждение....