Умение работать с учебником как средство повышения результатов обучения.
статья по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

Рязанцева Мария Владимировна

Возможность поделиться педагогическим опытом по знакомству обучающихся с учебником и вариантами работы с текстом и рисунками учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_rabotat_s_uchebnikom.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Умение работать с учебником как средство повышения результатов обучения.

Работа с учебником – это  шаг к умению самому добывать знания, находить нужную информацию. Овладение этим умением является важным условием для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроках и дома, для приобщения обучающихся к самообразованию. Сформированность умения работать с учебником позволяем более экономно использовать учебное время. Те, кто учится самостоятельно, преуспеют гораздо больше, чем те, которым всё объяснили. 

                На первых уроках, в начале учебного года,  необходимо провести специальную работу по обучению школьников умению работать с учебником. Ведь многие ребята не имеют чётких представлений о его структуре, слабо ориентируются в нём, много времени расходуют на поиски нужной информации для ответа на вопрос. Я начинаю знакомство с учебной книгой осмысленным чтением вступительной статьи, учу пользоваться оглавлением, указателем терминов, разбираться в шрифтовых выделениях и знаках-символах.

      Примеры заданий:

  1. О чём нам рассказывает титульный лист? (Название учебника, авторы, сколько времени мы будем работать по этому учебнику и т.д.)
  2. Оглавление: где расположено, сколько глав содержит учебник, сколько параграфов, указать номера страниц какого-либо параграфа.
  3. Термины: найти нужный термин, используя указатель в конце учебника; узнать  как выделены неизвестные слова в тексте.
  4. По колонтитулу (строка над текстом) быстро определите к какой теме (главе) относиться данный материал (текст, рисунок).
  5. Перелистайте учебник, ознакомитесь с его структурой, цветовым решением (в УМК «Линия жизни» каждая глава имеет свой цвет полей, фона колонтитулов).
  6. Изучите, как  оформлены главы (на конкретной главе): что содержит титульный лист главы, чем она оканчивается (кратким содержанием, выводами).
  7. Рассмотрите иллюстрации, схемы, найдите задания лабораторного практикума и т.д.
  8. Дома прочитайте статью «Полезные советы», составьте план (краткий конспект) статьи из параграфа …

Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его, пересказать, найти главные мысли, составить план прочитанного, пересказать содержание по плану, найти ответ на вопрос, заполнить таблицу, составить схему.

Приёмы:

  1. Выделить ключевые слова.

Подчеркните простым карандашом в тексте ключевые слова, т.е. те главные слова, которые помогут запомнить учебный материал и по которым легко можно будет восстановить текст.

  1. Найти в тексте необходимую информацию.

Найдите в тексте необходимые сведения и заполните пропуски в схематичной записи.

  1. Составить план или опорную схему.

План и схемы помогают отделить главное от второстепенного, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации.

  1. Вопрос-ответ.

Быстро и внимательно прочитайте текст. Первый вариант задает вопросы, второй вариант находит и зачитывает ответы. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у школьников интерес к чтению текста параграфа.

  1.  Найди в учебнике, где описывается объект, представленный рисунком.
  2. Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Задание: прочитать текст и составить список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее, тот и выиграл.

       Для овладения умением работать с иллюстрацией, важно научить школьников рассматривать рисунок, выделять в нём нужные объекты, распознавать его части, рассматривать мелкие детали, сравнивать объекты и делать выводы, давать описание процесса, изображённого на рисунке, составлять по нему рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...

Работа с учебником как средство достижения результатов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственно...

Работа с учебником как средство достижения результатов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственно...

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. В современных условиях от специалиста любого уровня требуется профессиональная...