Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»
материал по биологии (10 класс) по теме

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Магкаева Элина Маирбековна,

педагог дополнительного образования

МКОУ СЮН  «Станция юных натуралистов»

г.Дигора, Дигорский  район  РСО-Алания

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»

Название разработки: экскурсия.

Название и форма проведения: «Осенние явления в жизни растений. Листопад», экскурсия

Пояснительная записка

Цель: Выяснить, как сезонные изменения влияют на  жизнь растений осенью.

 Задачи: 

  • познакомить учащихся с понятием о древесных растениях и продолжительностью их жизни;
  • развивать умения наблюдать за изменениями растений в живой природе;
  • воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Форма проведения: экскурсия.

Метод проведения: игровой, наглядный, беседа.

Возраст детей: 12-14 лет.

Условия для проведения: лесной массив

Оборудование: тетрадь, ручка, видеокамера или фотоаппарат

Методические советы на подготовительный период: дети изучают литературу о растительном мире Белгородской области.

План экскурсии:

  1. Организационный момент.

1. Сообщение темы. Инструктаж по ТБ.  

    II. Проведение экскурсии

  1. Основная часть.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Игра «Узнай дерево по описанию».

III.Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

Ход экскурсии:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят».

-Ребята, вы можете рассказать, что же происходит с листьями осенью? (Ответы детей) Правильно, осенью листья опадаю. И поэтому, мы с вами поговорим сегодня о таком явлении как листопад.  

- Давайте, сейчас каждый из вас выберет себе понравившийся листочек с дерева или кустарника. А теперь посмотрите друг на друга и разделитесь на группы по собранным листочкам.

II.Проведение экскурсии

1. Основная часть.

Педагог: - Ребята, посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени. (Ответы детей).

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

Педагог говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.

2. Самостоятельная работа.

Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Педагог раздаёт задания группам учитель на отдельных карточках. Перед выполнением педагог еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Особое внимание уделяет о необходимости соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.

Задания для групп:

Задание № 1

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Задание № 2

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Задание № 3

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Задание № 4

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

3. Игра «Узнай дерево по описанию»

Дуб

 Команда 1.

  Это дерево  растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол  большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
  У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Команда 2.

 Липа

    Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

   Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в  цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
  Листья, почки, цветки  обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
  С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее   мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она  на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки.  А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти. 
  В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Команда 3.

Сосна

    Это дерево  верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

   Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях  гнездятся птицы, белки устраивают в дупле  свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

   Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из  древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

   Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Команда 4.

Рябина

     Каждый год на этом дереве появляются  плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые,  ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные .

     Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю  упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
     Ягоды  крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

     Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

    Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты.  А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку. [4]

III. Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

Составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Методические советы организаторам и постановщикам

Больше использовать наглядного материала. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать игры на воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

бланк отчета по экскурсии "Осенние явления в жизни растений" 6 класс

Представлен бланк отчета по экскурсии  для учащихся 6 класса "Осенние явления в жизни растений". После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр...

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

Предлагаемый урок–экскурсия может быть проведен в конце сентября или в начале октября, разделен на этапы в соответствии с заданными пунктами маршрута. На основе разработанных дидактических материалов ...

Урок - экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

Урок - экскурсия «Осенние явления в жизни растений»...

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...

5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г.

5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г....

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений". Значение лситпада в жизни растений....