Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Борисова Снежана Валерьевна

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо  теме «Сердце: его строение и работа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_biologiya_serdtse_ego_stroenie_i_rabota.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ЛО «Приморская школа – интернат»

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе

по  теме «Сердце: его строение и работа»

Составитель: Борисова С.В.,

учитель высшей

квалификационной

категории

Приморск 2018 год

Тема урока: Сердце: его строение работа.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

1. Образовательные (формирование познавательных УУД):

закреплять знания о составе крови;

познакомить с особенностями строения и работы сердца человека.

2. Коррекционно-развивающие (формирование регулятивных УУД):     коррекция внимания  через выполнения дидактических упражнений,

развитие устной речи, правильного произношения терминов;

коррекция  долговременной  памяти на основе упражнений

способствовать усвоению причинно-следственных связей через постановку проблемных вопросов;

3.  Воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД):

воспитывать любознательность, интерес к предмету;

воспитывать интерес к изучению своего организма.

Оборудование:

дидактический материал: карточки «Слова наоборот», «Лови ошибку»

       таблицы: «Значение крови», перфокарты, схема - сердца

       видео слайды

       звуковой фрагмент: стук сердца

       И.В. Романова, И.Б. Агафонова Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных 9коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романова, И.Б. Агафонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

       слайды и задания в формате ActivInspire.

Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. 
 Я вижу, что  вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. 

Оргмомент.  Упражнение на сосредоточение внимания: В неправильном порядке написаны слова: кровь, иммунитет, кислород, органы, ткани, кровообращение

-С какой системой органов связаны эти слова? (кровеносная система)

Повторение.

Какое же значение имеет кровь в жизни человека?

1.Доставляет питательные вещества;

2.Доставляет кислород, а выводит углекислый газ;

3.Регулирует  температуру тела;

4.Защищает организм от микробов;

5.Связывает каждый орган между собой.

6.Обеспечивает движение и опору тела

Кровь – это один из видов соединительной ткани. Из чего она состоит? (кровяной плазмы и клеток).  Давайте вспомним, какие клетки входят в состав плазмы.

Тексты к конкурсу «Лови  ошибку».

1. Эритроциты.  

Эритроциты – белые (красные) кровяные клетки. Они очень малы. Эритроциты имеют  ядро (не имеют ядер). Основная функция эритроцитов - переносят  питательные вещества  (кислорода)

2. Лейкоциты.

Лейкоциты – красные (белые) кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов. Не имеют (имеют) ядра. Лейкоциты  переносят кислород от лёгких ко всем органам (уничтожают микробов).

3. Тромбоциты – самые крупные клетки крови (крошечные фрагменты). Они закупоривают  повреждённые стенки сосудов и участвуют в процессе - ….(свёртывании крови)

Итак, вы уже знаете, что кровь в организме человека находится в постоянном движении. Кровь движется по замкнутой кровеносной системе.

-  Назовите, какие органы образуют кровеносную систему? (сердце и сосуды).

- Какой орган, по вашему мнению, является основным? (сердце).

- Действительно, сердце является основным органом кровеносной системы. Ученые сравнивают сердце с насосом, который всю жизнь перекачивает кровь. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. «Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» - говорил У. Гарвей.

- Почему сердце работает всю жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить его строение и как оно работает.

Новый материал.

Тема урока: Сердце: его строение и работа.

- Сердце располагается в грудной полости позади грудины. Какой тканью образовано сердце человека? (Особой мышечной тканью, которая способна ритмично сокращаться: поперечнополосатой сердечной).

Любая мышца при продолжительной работе  утомляется.  И, чтобы восстановить свою работоспособность, что надо   сделать? Правильно. Отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем. (физминутка).

Физкультминутки

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.         

- Каковы примерные размеры сердца человека? (сжимают кулак)

- Знаете ли вы, сколько весит сердце взрослого человека? (Примерно 300г.)

- А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? (положить ладонь в область сердца, по пульсу)

- Сердце человека состоит из 4-х камер (четырёхкамерное). Сплошной перегородкой сердце разделено на две половины – правую и левую. В левой половине артериальная кровь, насыщенная кислородом, в правой – венозная, насыщенная углекислым газом. Каждая половина состоит   из двух камер:  верхней – предсердия и нижней – желудочка. Левая и правая половины сердца изолированы друг от друга. (Работа идёт совместно. У ребят рисунок сердца человека, на котором они будут подписывать все его отделы).

Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой через широкие отверстия. Эти отверстия могут закрываться и открываться с помощью специальных створчатых клапанов. Эти  клапаны устроены так, что могут пропускать кровь только в сторону желудочков. Поэтому в сердце кровь движется  только из предсердия в желудочки.

От желудочков отходят  крупные сосуды. При сокращении сердца в них поступает кровь. Между желудочками и сосудами  находятся полулунные клапаны. Они имеют вид карманов, открытых в сторону сосудов. Когда кровь под давлением поступает из желудочка в сосуд, клапаны наполняются кровью.  Подобно наполненным карманам, они расширяются и препятствуют обратному току крови. Полулунные клапаны обеспечивают  ток  крови в одном направлении – из желудочков в сосуды.

Сердце человека работает непрерывно в течение всей жизни. В начале урока прозвучал вопрос «Почему сердце работает всю жизнь?».Дело в том, что оно работает в определенном ритме. Основная работа сердца – перекачивать кровь по сосудам. Сокращаясь, сердце нагнетает кровь в сосуды.

Один цикл сердечного сокращения состоит из 3 последовательных событий:

  1. Сначала сокращаются предсердия, они проталкивают  кровь в желудочки через створчатые клапаны, полулунные клапаны  закрыты.
  2. Потом сокращаются желудочки, они выталкивают  кровь в сосуды через  полулунные  клапаны, створчатые клапаны закрыты.
  3. Затем наступает пауза, во время  которой и предсердия, и желудочки одновременно расслабляются – сердце отдыхает.

Итак: три фазы работы сердца: сокращение предсердий, сокращение желудочков и пауза, когда и желудочки, и предсердия одновременно расслаблены.

Удивительная способность сердца сокращаться без усталости в течение всей жизни объясняется  чередованием работы и отдыха. В момент расслабления сердце восстанавливает свою работоспособность.

Закрепление материала: перфокарта

Домашнее задание. Оценки.

Рефлексия. На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети выбирают   те слова, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Вопрос

                                             

                                                                                   

                   Ответ

створчатые клапаны

сердце работает в трехфазовом ритме

сердце и сосуды

4

четырёхкамерное

Уильям Гарвей

из предсердия в желудочки

полулунные клапаны

Основные органы кровеносной системы?

Сколько камер в сердце человека?

Предсердия и желудочки сообщаются между собой через…

Между желудочками и сосудами  находятся….

Почему сердце работает всю жизнь?

«Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» - говорил….

В сердце кровь движется  только из…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"

Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника).  На уроке изучается новый м...

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"

конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"...

конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"

конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"...