Конспект урока по биологии Бактерии 7 класс
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

Белых Лариса Михайловна

Конспект урока по биологии Бактерии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii_7_klass.docx614.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Бактерии

Урок биологии в 7 классе

Цели урока:

  • Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей  царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
  • Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Задачи урока

Воспитывающая: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Развивающая: развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить сходство  и отличия различных групп бактерий.

Обучающая:  изучить значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности, сформировать знания о бактериях возбудителях болезней.

Уровень обучения: базовый

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный (рассказ с элементами беседы, самостоятельная и групповая работа)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, Учебник Сонин Н. И. Биология. 7 класс. М.: Дрофа, 2011; рабочая тетрадь к учебнику, презентация, оценочный лист.

Личностные:

  1. Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к     саморазвитию  и самообразованию;
  2. Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  3. Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:  

  1. Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  2. Выдвигают простейшие гипотезы;
  3. Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  4. Работают с информацией и преобразуют её;
  5. Находят причинно-следственные связи;
  6. Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

  1. Знают отличительные признаки бактериальной  клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
  2. Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
  3. Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.

Планируемые результаты

Личностные:Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

работают с информацией и преобразуют её; находят причинно-следственные связи;

оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Актуализация знания. Фронтальный опрос

  1. Изучение новой темы:

На доске таблицы с изображением растений, животных, грибов, бактерий.

Ребята! На уроках биологии мы знакомимся с разными группами живых организмов Посмотрите на доску и скажите : «Какие царства живой природы здесь представлены?»

 Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

 О каких организмах идет речь?

Какова цель нашего урока?

Что вы уже знаете об этих организмах?

Что бы вы хотели узнать  на уроке?

Слайд 2.

знаю

до

после

Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Сообщение ученика (опережающее задание)

Слайд 3. Какие организмы, из изображённыхна слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.

Учебник § 16, с. 44.

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Перед вами кусочки цветного картона соберите из них по парам внутреннее строение клетки бактерий .и подпишите каждую значимую часть.

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Работа по группам

1 группа

Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны.

 Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий?

 Как, на ваш взгляд, могут размножаться   бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.

Предложите схему размножения бактерий.

1 группа

Изучить особенности внешнего строения , классифицировать по формам бактериальные клетки.

рjpg.jpg

Ответ: Я узнал, что бактерии…………

Царство Бактерии

Настоящие бактерии. Это мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение. По причине микроскопических размеров клеток от 0,1 до 10—3 0 мкм бактерии получили название микробов или микроорганизмов.

Бактерии живут в почве, воде, воздухе, снегах полярных областей и горячих источниках, на теле животных и растений и внутри организма. Особенно много их в почве — от 200—500 млн. до 2 млрд. и более особей в 1г в зависимости от типа почвы.

По форме и особенностям объединения клеток , различают несколько морфологических групп бактерий: шаровидные (кокки), прямые палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спирально изогнутые (спириллы) и др.  Кокки, сцепленные попарно, получили название диплококки, соединенные в виде цепочки — стрептококки, в виде гроздей  — стафилококки.

Бактерии часто снабжены органоидами движения — жгутиками (от 1 до 50). У одних бактерий они расположены на одном конце клетки, у других — на двух или на всей поверхности. Способ расположения жгутиков является одним из характерных признаков при классификации подвижных форм бактерий.

2 группа

Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях  потомство всего одной бактерии  может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями  в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.

Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях  и найдите  примеры:

2 группа

 Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий?

Предложить схему размножения бактерий.

Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях  потомство всего одной бактерии  может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями  в неблагоприятных условиях? Обсудить вопрос в группе, высказать предположение.

http://900igr.net/datai/biologija/Prokarioticheskaja-kletka/0024-047-Kletki-bakterij-pri-blagoprijatnykh-uslovijakh-ochen-bystro-razmnozhajutsja.png

14

Царство Бактерии

Размножение. Бактерии размножаются путем простого деления на две клетки, это происходит при благоприятных условиях, через каждые 20 минут.

Споры обеспечивают возможность переносить неблагоприятные условия. Они выдерживают длительное высыхание, нагревание свыше 100°С и охлаждение почти до абсолютного нуля. В обычном же состоянии бактерии неустойчивы при высушивании, воздействии прямых солнечных лучей, повышении температуры до 65—80°С и т. д. В благоприятных условиях споры набухают и прорастают, образуя новую вегетативную клетку бактерий.

Несмотря на постоянную гибель бактерий (поедание их простейшими, действие высоких и низких температур и других неблагоприятных факторов), эти примитивные организмы сохранились с древнейших времен благодаря способности к быстрому размножению (клетка может делиться через каждые 20—30 мин), образованию спор, чрезвычайно устойчивых к факторам внешней среды, и их повсеместному распространению.

Ответ: я узнал о размножении бактерий, которое происходит………

3  группа – положительного значения бактерий в природе;

3 группа

Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучить дополнительную информацию о бактериях  и определить роль бактерий в природе, подкрепляя    примерами:

Бактерии

Ответ: я определил роль бактерий в природе, она заключается….

Значение бактерий в биосфере.

Бактерии гниения  разлагают органические вещества отмерших растений и  животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии.Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы. Участвуют в образовании почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

4  группа – пользы бактерий для человека;

4 группа

Только ли вред приносят бактерии человеку? Изучить дополнительную информацию о бактериях  и определить роль бактерий в жизни человека, подкрепляя    примерами:

Бактерии

                                         +        -

Ответ:  я выяснил, что бактерии могут, как помогать человеку……….

Значение бактерий в народном хозяйстве.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют вредные бактерии.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике.  Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Некоторые виды болезнетворных бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания как ангина, туберкулёз,  дизентерия,  дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают  при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств.

5  группа – вреда бактерий для человека.

Группа бактерий

Описание

Бактерии гниения  

Разлагают органические вещества отмерших растений и  животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Почвенные бактерии

. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Молочнокислых бактерий

молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является  дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Целлюлозоразрушающие бактерии

портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Бактерий (патогенные)

Некоторые виды поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают  при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

Все вместе обсуждение методов профилактики бактериальных инфекций.

Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.

Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов.

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмите листочки с тестом и ответим на несколько вопросов о бактериях.

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов?

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Синквейн.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья - описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Оцените своё настроение  в оценочном листе.

Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у),  задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее  3-х  по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.

Вопросы для  тестирования по теме

«Бактерии»

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;
  2. только многоклеточные;
  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
  3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

А3. Бактерии:

  1. питаются готовыми питательными веществами;
  2. сами способны создавать питательные вещества;
  3. верно  1 и 2.

А4. Определите правильное высказывание.

  1. Бактерии размножаются спорами.
  2. Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
  3. Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.

А5. Определите правильное высказывание.

  1. Все бактерии приносят вред  другим живым организмам.
  2. Целлюлозоразрушающие  бактерии приносят пользу человеку.
  3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.

Оценочный лист к уроку

Фамилия, имя ученика________________________________________________________________

Задания

Баллы

Критерии оценки

3 балла – правильно  названы 3 особенности строения.

2 балла – правильно  названы 2 особенности строения.

1 балл – правильно  названа 1 особенность строения.

0 баллов – задание не выполнено.

3 балла – правильно  названы 3 части бактериальной клетки.

2 балла – правильно  названы 2 части бактериальной клетки.

1 балл – правильно  названа 1 часть бактериальной клетки.

0 баллов – задание не выполнено.

2 балла – правильно  назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика.

1 балл –  правильно дан ответ на один из вопросов задания.

0 баллов – задание не выполнено.

2 балла – правильные ответы на два вопроса задания.

1 балл –  правильно дан ответ на один из вопросов задания.

0 баллов – задание не выполнено.

Работа с дополнительной информацией

2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы.

1 балл –  задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы.

0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал.

Итого

Максимальный балл – 12.

Оценка за работу на уроке

10 – 12 баллов – оценка 5.

8 – 9 баллов – оценка 4.

5 – 7 баллов – оценка 3.

Меньше 5 баллов – оценка 2.

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

H:\Новая папка\Рисунки. Подарок\Анимированные гифы\Суперсмайлы\0030.gif

H:\Новая папка\Рисунки. Подарок\Анимированные гифы\Суперсмайлы\0009.gif

H:\Новая папка\Рисунки. Подарок\Анимированные гифы\Суперсмайлы\0080.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс  Птицы"...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...