Факультативное занятие по биологии "Царица северных лесов и ее подруги"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Тюрина Татьяна Анатольевна

Факультативное занятие по биологии "Царица северных лесов и ее подруги". Представлен конспект занятия и рабочий лист.

Изучение биологии направлено на использование приобретенных знаний и умений в практической и повседневной жизни. По программе автора И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Биология: 6 класс» (курса 6 класса биологии "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники") на изучение темы "Голосеменные" отводиться 1 час. Поэтому факультатив  позволяет наиболее полно изучить материал и показать практическую и экологическую значимость изучаемой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fakultativnoe_zanyatie.zip1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Царица северных лесов и ее подруги»

Тип урока:

Цель урока - расширить  знания   о   голосеменных   растениях,  их роли в природе и  жизни человека.

Планируемые результаты: занятие должно способствовать формированию  следующих универсальных учебных действий:

Задачи:

Направленные на достижение предметных результатов: умение различать основные группы голосеменных растений, определять роль в природе и жизни человека голосеменных растений.

 Направленные на достижение личностных результатов: осознание единства и целостности окружающего мира;  оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. 

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:  определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы;  осознавать конечный результат;   работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причинно-следственные связи.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Оборудование и обеспечение урока: маршрутный лист (для каждого), ПК, демонстрационный экран, проектор, презентация, микроскопы, микропрепарат «Срез хвои сосны».

    

Ход занятия:

      Изучение биологии направлено на использование приобретенных знаний и умений в практической и повседневной жизни. По программе автора И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Биология: 6 класс» (курса 6 класса биологии "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники") на изучение темы "Голосеменные" отводиться 1 час. Поэтому факультатив  позволяет наиболее полно изучить материал и показать практическую и экологическую значимость изучаемой темы.

Этап урока

Ход занятия

Деятельность детей

1.Организационный

- Здравствуйте ребята. Посмотрите, пожалуйста, на экран, как звучит тема нашего сегодняшнего занятия -  «Царица северных лесов и ее подруги».

- Ребята, а вы знаете, кто является «царицей северных лесов»? (Царицей северных лесов - «зелёной жемчужиной» России называют сосну).

- А кого тогда называют ее подругами? (Её подруги - представителей различных хвойных растений: ель, лиственница, пихта, можжевельник и т.д.; всего к классу хвойных относится около 560 видов).

- А почему именно сосну называют «царицей»? (широко распространена, имеет большое значение для человека)

- Мы на уроках изучили внешнее строение, размножение голосеменных, их многообразие. Что бы вы хотели еще узнать о хвойных растениях? Какой будет цель нашего занятия? (расширить знания о роли хвойных растений в жизни человека и практическом значении).

- Давайте остановимся на значении хвойных. Посмотрите на интерактивный экран. На экране  зашифрованы области применения. Открывая каждое поле, появляется задание. Перед вами лежат рабочие листы. Необходимо постепенно выполняя задания заполнять схему.

Задание 1. Выполните задание №1, Заполните пропуски, используя слова:  пища, среда обитания, защита, хвойные, еловые шишки, выращивание потомства и сформулируйте значение хвойных растений (слова справа подсказка).

 «Хвойные леса – среда обитания многих животных: это и пища, и защита, и место выведения и выращивания потомства для птиц; млекопитающих. Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, белку, клеста, белку обыкновенную».

     

 (1 ученик выходит – обозначаем)

- Давайте сформулируем значение хвойных?

Открываем поле №1-

Источник питания и место обитания для животных

Открываем Следующее поле.

- Чем, согласно картинке, являются хвойные и в каких процессах участвуют? (легкими) https://otvet.imgsmail.ru/download/211605343_c0a828293f81fdafe45a26c839fb415b_800.jpg

- А почему легкие планеты? Для этого давайте выполним задание №3.

Задание 2. Определи по карте природную зону, в которой распространены хвойные и назовите ее?

601505_BIG_0_0http://festival.1september.ru/articles/503694/img1.jpg

 (1 ученик выходит – обозначает)

- Хвойные леса распространены на огромной части суши. Благодаря большому распространению они наряду с тропическими лесами являются легкими нашей планеты.

 - Сейчас, я предлагаю посмотреть вам видеофрагмент, о какой роли хвойных вы еще не сказали?

- И так, как можно обозначить это значение хвойных?

Экологическое значение

- Перейдем к следующему «полю».

Задание №3.  Попробуйте отгадать загадку. 

Он - лишь смола, твердят прагматы хором...

Меня же он, как солнышко горя,

Дивит своим таинственным узором,

Полёт моей фантазии даря.

О чем едет речь? О каком камне идет речь?

http://photodomik.ru/photo/9b/9b7fed78641d1571825fad59079befd3.jpg   http://orbita96.ru/upload/medialibrary/af4/af48cf202ed0810cd69a3ef3d82420d7.jpg

http://geersfarms.com/wp-content/uploads/2012/02/TiffanyGarland.jpg 

http://www.my-dreams.ru/alboms/3/23864/brosh-iz-yantarya.jpg  http://akak.ru/recipes/pictures/000/020/913_big.jpg

- А для украшения чего мы еще используем хвойные? (в ландшафтном дизайне, украшения зданий,

- Каким будет значение?

Эстетическое значение

 

    А между прочим, янтарь — ископаемая смола. Единственное в мире промышленное предприятие по добыче янтаря находится в Калининградской области России.  В янтаре нередко находят включения, называемые «инклюзы» — членистоногие насекомые, прилипшие к капле смолы, не утопали в ней, а перекрывались новыми порциями смолы, вследствие чего животное погибало в быстро застывавшей массе.

- Переходим к следующему «полю».

Задание №4. Распределите объекты, согласно колонкам.

Сосна- судно, дом, диван (мебель), шелк,

Ель- бумага, спички, скрипка (музыкальные элементы)

 - Все мы наслышаны о том, что Венеция выстроена на столбах из лиственницы. Действительно, древесина лиственницы относится к тому типу строительных материалов, которые не подвержены гниению. Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна.

 - Как назовем это значение хвойных?

Использование древесины

В промышленности

- Переходим к последнему «полю».

Задание №5. Что изображено на представленных картинка?

4361 Живица (смола)   http://irecommend.ru/sites/default/files/product-images/354752/vjEOnhBAlXjQKktnqBYuA.jpg эфирные масла

Фото. 7 Сосна обыкновенная - незрелая шишка варенье из шишек    http://womaninstinct.ru/wp-content/uploads/2015/10/hvojnye_vanny_pol_za_pokazaniya_protivopokazaniya-1-500x312.jpg ванны с хвойным отваром

Медицина

  - В период ленинградской блокады во время Великой Отечественной войны ослабленные голодом жители города пили настои из сосновой хвои, что спасало их от цинги. В настоящее время сосна является сырьем, из которого получают витамин С.

      Применение эфирных масел эффективно при заболевании верхних дыхательных путей, кишечно-желудочного тракта, сердечно-сосудистой системы.

- Ребята, как вы думаете, где содержатся эфирные масла? (лист, ствол???)

- Давайте рассмотрим срез хвои.

Лабораторная работа: «Строение хвои сосны»

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат “Срез хвои сосны” и найдите на нем основную ткань, проводящий пучок, устьица, кожицу.
  2. Подпишите на рисунке все найденные вами элементы.
  3. Сформулируйте вывод об особенностях внутреннего строения листьев хвойных растений. Где находятся эфирные масла?

http://fs00.infourok.ru/images/doc/285/290400/hello_html_m186653b5.png 

 http://fs00.infourok.ru/images/doc/259/263885/img10.jpg

- В каждой хвоинке сосны, пихты, ели, туи, можжевельника от 2 до 5 канальцев, заполненных эфирным маслом.

- И так, у нас получилось пять основных значений хвойных в природе и жизни человека. 

- Почему  сосна имеет такое гордое название «царица»?

- Наше занятие хотелось бы закончить строками стихотворения Любови Коломиной «В хвойном лесу».

Стоит, окутан тайной, хвойный лес.
Сквозь высоту деревьев свет мелькает.
И тянутся макушки до небес,
Над ними сверху солнышко сияет.

Как- будто в сказке очутился ты,
Мохнатых лап повсюду тени.
Сейчас опустится волшебник с высоты,
И танцевать начнут деревья.

Здесь воздух, как вода, прозрачный,
Он пахнет хвоей, свежестью лесной.
И каждый человек, пусть даже самый мрачный,
Становится, войдя, светлей душой.

Прижмись к сосне и обними руками.
Закрой глаза и запах тот вдохни.
Почувствуй как деревья дышат с нами,
Как люди, на земле живут они.

Лес распахнёт перед тобой все тайны.
Ты ощутишь природы доброту.
Из глубины пробудется желанье,
Спасти, сберечь всю эту красоту!

      Жесткие игольчатые хвоинки покрыты толстой кутикулой, имеют погруженные в ткань листа устьица. Все это уменьшает испарение воды листьями, что позволяет им не опадать в неблагоприятное время года и оставаться вечнозелеными.

Записывают цель в рабочие листы

Ребята заполняют пропуски, кто-нибудь один выходит и перетаскивает пропущенные слова, формулируют значение.

Называют и записывают:

  • синтезируют органическое вещество;
  • поглощают углекислый газ;
  • выделяют в атмосферу кислород;

Отмечают на карте, называют – ТАЙГА

Смотрят – вывод - укрепляют почву, записывают.

  • водоохранную;
  • укрепление почв;

Дописывают последние 2 функции, конкретизируют название.

Называют «янтарь»

Дописывают:

  • ювелирные украшения, 
  • в ландшафтном дизайне,
  •  украшения зданий,

 

Называю роль

Определяют значение.

Соотносят картинки, конкретизируют.

Ребята определяют, конкретизируют.

- Видео ряд (картинки) Какая проблема существует?

Мини сочинение: Как я сохраню лес!

- Предложите пути решения этой проблемы?

  • рациональное использование природных ресурсов;
  • контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве;
  • восстановление и охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней;
  • дальнейшее расширение и увеличение заповедных зон;
  • международное сотрудничество в деле охраны среды;
  • широкое просвещение и экологическое образование населения.

А какое праздничное настроение создают нам при встрече Нового года ели и сосны! Но даже ради этого не стоит их рубить в лесах или парках. Ведь деревьями, растущими на улицах, в парках, скверах, лесах, вы и ваши родные будете любоваться не только несколько зимних дней, а на протяжении многих лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Конспект факультативного занятия с презентацией по истории Отечества "Северная Фиваида"

Конспект факультативного занятия с презентацией по истории Отечества "Северная Фиваида"....

Конспект занятия «В гости к лесу»

Игра-путешествие . подготовительная к школе группа.Образовательная область познание. Формирование представлений о зимующих и перелетных птицах, развитие речи, логического мышления в процессе опытно-эк...

Урок "Малоизвестные съедобные грибы северных лесов"

Метапредметный урок разработан в форме интерактивной игры. Его цель: познакомить учащихся с разнообразием съедобных грибов европейской тайги....

Методическая разработка факультативного занятия . Занятие 1: "Неметаллы и их роль в окружающей среде"

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и не...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...