Урок на тему «Грибы» в 5 классе по УМК Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Цель урока (для учителя): Создать условия для формирования  представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_5_klass.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Мишарина Ольга Иннокентьевна, учитель биологии МОУ-гимназия №1 г.Петровска-Забайкальского Забайкальского края

Урок на тему «Грибы» в 5 классе по УМК Сонина Н.И.

Цель урока (для учителя): Создать условия для формирования  представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.

Планируемый результат:

Предметный: научиться описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Убедиться в том, что эти организмы объединены в отдельное Царство. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов и размножение. Установить роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметный: овладение умениями находить информацию в тексте учебника, анализировать её, объяснять процессы, происходящие в живых организмах.

Сформированность умений использования речевых средств при публичных выступлениях, умений отстаивать свою точку зрения.

Личностный: сформированность познавательных интересов и мотивов, умение общаться в группах, проявляя уважение к мнению окружающих.  

Задачи урока:

Воспитывающая - стимулировать стремление к интеллектуальному развитию; способствовать воспитанию  культуры  общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающая – способствовать развитию  произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, умению  находить и представлять необходимую информацию, включаясь в обсуждение вопроса.

Обучающая – помочь обучающимся установить   особенности организации грибов  (строение, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Наши далекие предки сочинили о них  сотни легенд и суеверий. Больше всего  сбивала с толку их способность  вырастать «ниоткуда». Ее пытались объяснить действием росы, ударов молнии, игрой природы. Не обошлось и без легенд о божественном происхождении. В одном немецком травнике было написано: «Они  называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие». Римляне  пользовались ими как бесшумным и безотказным оружием. По преданиям,  ими были отравлены король Карл VI, Папа римский Климент VII, император Клавдий.

О ком  идет речь?

Обсуждают, предполагают, отвечают.

О грибах.

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Что вы знаете о грибах?

Что бы вы хотели узнать нового?

Грибы растут в лесу, значит они растения?

Похожи ли они на бактерии, составляющие отдельное Царство? Животных?

Что мы можем предположить о их положении в системе органического мира, природе?

Сообщают факты, идет запись на доске.

Высказываются, идет запись вопросов на доске.

3 этап.  Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему урока, цель и задачи.

Грибы – отдельное царство. Запишите тему урока.

Цель: изучить особенности грибов, из-за которых они относятся к отдельному Царству.

Формулируют, выбирают оптимальные предложения.

Познакомиться с особенностями грибов, выделяющих их в отдельное царство.

4 этап. Построение  проекта выхода из затруднения детьми

Итак, мы с вами составили план нашего урока.

Приступаем к более тесному знакомству с Грибами.(слайд Царство грибов»)

  1. Имеют ли Грибы сходство с растениями и животными. В чем отличие? Предлагаю прослушать фрагмент и далее выполнить задание №74 в рабочей тетради. Посмотрите задание. Готовы?

Видеофрагмент из приложения «Дрофа» - 1 мин.41 сек. «Что общего с растениями и животными».(с 0.15-0.49).

  1. Работаем по группам, задание на столах, учебник стр.64-66.

Демонстрация слайдов по ходу рассказа.

На доске перечень вопросов, на которые нужно найти ответ.

Знакомятся с заданием, настраиваются на восприятие материала.

Выполняют задание, проверяют.

Группа №1 Строение грибов. Зарисовать на доске, уч-ся в раб.тетр.

Группа №2 Питание грибов. Слайд с 01.12.

Группа №3 Размножение грибов Слайд 38 сек.

Группа №4 Разнообразие грибов

Группа №5 Роль грибов в природе и жизни человека.

Обсуждение, выступление.

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) по эталону

Задание «Собери лукошко».Диск с мультимедийным приложением.

6 этап. Включение в систему знаний и повторение

Подведем итог урока. Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Выполните задание на доске.

Д/З. Демонстрация слайда «Ведьмины круги», чем объясняется такое расположение грибов?

На оценку задания в рабочей тетради №78, 81. На выбор  №82.

Обобщают, зачитывают с. 67 – выводы.

Просматривают слайд с 0.56-01.26- без звука.

7 этап. Рефлексия деятельности (итог урока)

Что вы узнали нового, что не получилось на уроке?

Итоги, оценивание.

Высказываются по пунктам.

Приложение №1

ГРУППА  №1

Изучите на странице 64 материал о строении шляпочных грибов.

Зарисуйте на доске плодовое тело гриба. Почему при сборе грибов их следует срезать или осторожно выкручивать, а не вырывать  из земли.

ГРУППА №2

Изучите на странице №64-65 материал о питании грибов. Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями? Приведите примеры известных вам пар «гриб-дерево».

ГРУППА №3

Изучите на странице №64-65 материал о размножении  грибов.

Предложите способ, как можно «посеять» грибы в определенном месте. Какую часть гриба при этом следует использовать?

ГРУППА №4

Изучите на странице 65-66 материал о разнообразии грибов. На каких продуктах вам приходилось видеть плесень? Какие организмы её образуют? Чем отличается мукор от пеницилла?

ГРУППА №5

Изучите на странице 66 материал о роли грибов в природе и жизни человека. Что бы стало с природой, если бы исчезли грибы и бактерии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Грибы -особое царство природы" 6 класс

урок по теме "Грибы", с презентацией, по учебнику В.В Пасечника...

разработка урока по теме "Лишайники" 7 класс УМК Сонина Н.И.

Конспект урока с использованием элементов смыслового чтения....

технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...

Разработка обобщающего урока по теме "Грибы" 5 класс

Данный материал подготовлен учителем географии и биологии первой квалификационной категории Ниловой Ларисой Юрьевной. в рамках технологии сотрудничества.Данная публикация предназначена для педагогов р...

Презентация к уроку по теме "Грибы паразиты" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Грибы паразиты"...

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...

разработка урока по теме "Грибы" 5 класс.

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику И.Н. Пономаревой,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Муль...