Технологическа карта урока биологии 3. Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания
методическая разработка по биологии (10 класс)

Белова Алла Петровна

 Тема урока: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человек. Класс: 10.Цель урока: Сформировать у учащихся представление о репродуктивном здоровье как важной составляющей здоровья человека и общества. Планируемые результаты урока: Личностные результаты-  усвоить, что лучшей социальной конструкцией, обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья; формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. Метапредметные результаты - 1.    Регулятивные - научится: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их. 2.    Познавательные — научится: уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения 3.    Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_10_klass.odt29.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Технологическая карта урока

Предмет, класс

Биология, 10 класс

УМК, автор программы

 Сонин Н.И.

Учитель

Белова Алла Петровна, учитель географии и биологии  МОАУ "СОШ №35"

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Урок № 23 Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Дата урока -  19.02.2020

Тип урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Цель урока

  Сформировать у учащихся представление о репродуктивном здоровье как важной составляющей здоровья человека и общества

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

способствовать формированию представлений  о репродуктивном здоровье,

о связи репродуктивного здоровья с воспроизводством населения и обеспечением демографической безопасности государства. выявить особенности влияния наркотических и загрязняющих веществ на зарождающийся организм человека.

Способствовать развитию памяти, внимания, творческой активности и критического мышления.мышления;Научить  работать в группе;

 

Способствовать воспитанию чувства ответственности, аккуратности.

воспитание силы воли, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

иметь представление о важности репродуктивного здоровья как основной составляющей здоровья человека;

 Личностные результаты

усвоить, что лучшей социальной конструкцией, обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья;
формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

Метапредметные результаты

  1. Регулятивные - научится: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их;
  2. Познавательные — научится: уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему;
    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  3. Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой  Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания (ОНЗ). Кроме того, в качестве вспомогательного приёма на этапе мотивации  используется приём технологии  проблемного обучения учащихся – выполнение заданий в индивидуальной карте ученика

ИОС урока

ПК, презентация,  раздаточный материал, , учебник. Авторы:  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 ккл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2014

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 мин.

Настроиться на работу.

«Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, и пожелать вам и себе хорошо поработать!  Хорошего вам настроения». Надесь сегодня вы увидите много интересного, услышите много нового и почувствуете, как это важно.

Ребята, поднимите руки, кто в дальнейшем планирует завести семью? Детей?

Отвечают на приветствие учителя

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация

5 минут

Способствовать тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали тему урока, учебной цели и задач урока,  проблемной ситуации

 I.Чтение стихотворения

Отрывок  Абу Али ибн Сина «Поэма о медицине»

О детях, находящихся

Еще в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснется,

Пусть мать питается не как придется,

А ест еду, и влагу с пользой пьет,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

-Как вы понимаете строки этого стихотворения, написанного более тысячи лет назад?

II. О чем пойдет речь на уроке, тема урока, задачи урока

Давайте определим тему нашего  урока и ее основную цель

III.Способствует формулировки проблемного вопроса

Просмотр видео «Патологии новорожденных»

Учитель проводит беседу с учениками:

1. О чем идет речь в данном ролике.

2. Возникает вопрос: Почему это происходит? И самое главное как уберечься от этой напасти. Ведь никому не хочется чтобы у них родились такие дети. Вы будущие родители и вам нужно знать как этого избежать

  Проблемный вопрос: Важно ли, чтобы дети рождались здоровыми? Почему?

I.Высказывают предположения

( о том, что будущей матери следует заботиться о своем здоровье, что процесс внутриутробного развития ребенка очень хрупкий).

II. Формулируют тему, цели и задачи урока

Речь на уроке пойдет о том, что влияет на развитие зародыша человека, т.е. о факторах, влияющих на внутриутробное развитие.

III.Смотрят отрывок видео. И отвечают на вопросы учителя

1. Об аномалих развития новорожденных детей

3.Опрос домашнего задания

3 минут

Проверить знания и подготовить учеников к следующему этапу урока

Осуществляет фронтальный опрос по теме: Индивидуальное развитие организма.

1. Что такое онтогенез? Кто впервые ввел термин “онтогенез”?

2. С какого момента начинается развитие любого организма на Земле? На какие этапы делится индивидуальное развитие организма?      

3.  Перечислите этапы онтогенеза.

4. Что такое дробление?

5. Что такое бластула?

6. Следующая стадия - ? . То происходит на этой стадии? ( формирутся двухслойный зародыш — гаструла).

7. С появлением какого слоя клеток зародыш становится трехслойным?

8. Краткая характеристика постэмбрионального этапа развития.

 Отвечают устно на вопросы учителя

1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма. Термин онтогенез был введен в 1866 году немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем.

2. у одноклеточных организмов начинается  с момента образования организма в результате деления материнской клетки; у многоклеточных организмов, размножающихся бесполым путем онтогенез начинается с обособления одной или нескольких клеток материнского организма ; у многоклеточного организма, размножающегося половым путем — с оплодотворенной яйцеклетки;

3. Эмбриональный и постэмбриональный

4. Оплодотворенная яйцеклетка делится митозом.  Интерфаза между делениями очень короткая, клетки не растут. В результате дробления образуется бластула

5. Бластула — это полый шарик, состоит из одного слоя клеток

6. Гаструляция;  формирутся двухслойный зародыш — гаструла;

7.  с мезодермы

8. Это этап развития с момента рождения до момента смерти.

3.Изучение нового материала

22 мин

Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраи-вается и обосновы-вается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.

Постэмбриональный период развитие человека подразделяют на три периода: дорепродуктивный, период зрелости (репродуктивный) и период старения (пострепродуктивный) .

1. Дает учебное задание:  Пользуясь дополнительной информацией заполнить таблицу в листе ответов.

Репродуктивный период

Определение

Особенности

Репродуктивное здоровье

Определение

Особенности

Разрушающие факторы

2. Организовывает проверку выполнения задания

3. Организовывает работу учеников в группах

Предлагаю подробнее поговорить о факторах, разрушающих репродуктивное здоровье и влияющих на развитие зародыша. Остановимся на следующих: алкоголь, курение, наркотики. Предлагаю разделиться на три группы. Каждая группа получает задание изготовить пропагандистскую листовку, которую нужно  защитить( т.е. рассказать о своей работе). Для выполнения работы вам дается дополнительный материал, фломастеры, карандаши.

1 группа - Влияние алкоголя на развитие зародыша человека.

2 группа - Влияние   курения  на развитие зародыша человека.

3 группа - Влияние  наркотических веществ  на развитие зародыша человека.

На выполнение работы — 10 минут. На защиту листовки — по 2 минуты для каждой группы.

Правила работы в группе:

-Работать дружно

-Будьте внимательны и вежливы друг к другу

-Не шуметь

-Обсуждать вопросы негромко

-Не отвлекаться на посторонние дела

-Не мешать друг другу

-Помнить о времени

-Руки учеников, соединенные вместе и поднятые — готовность группы предоставить отчет

-Слушать ответы друг друга

4.  Организовывает защиту  продуктов деятельности каждой группы

1. Работают  с дополнительным материалом. Заполняют таблицу.

2. Устные ответы учащихся
3. Создают продукт: «листовку», работая в группе.

4. Защищают «листовки»

4.Физкультминутка.

1 мин.

Комплекс упражнений для глаз, физическая разминка.

Контролирует правильность выполнения упражнений.

Выполняют упражнения

5.Первичное закрепление изученного материала.

5 мин

 Анализировать и сравнивать результаты иучения новой темы. Уметь строить логическое рассуждение

I  Организовывает письменный опрос

1. Вставьте пропущенные слова в предложения

а) Индивидуальное развитие человека, как и всех организмов, размножающихся половым путем, начинается с __________________ и заканчивается ________________

б) После оплодотворения к концу первых суток начинается __________________ зиготы.

в) На 4-е сутки зародыш человека превращается в ___________________, пузырек, заполненный жидкостью.

2. Допишите предложения

а) Наиболее длительный этап постэмбрионального развития человека, завершение которого говорит о наступлении старости — это  ______________________________период

б) Недостаток  витамина Д вызывает отставание в развитии и _________________________________

3. Дайте определение термину

Онтогенез -

4. Выбери верный ответ:

Репродуктивное здоровье – это…

А.Отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека

Б.Состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

В.Совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства

Выполняют письменно задания

6. Домашнее задание.  

1 мин

Базовый уровень:

Устно: прочитать, параграф учебника 2.9. Ответить на вопросы стр.136.

Письменно: пользуясь текстом учебника стр 133 найдите  эти наиболее уязвимые периоды критические периоды развития зародыша и  перечислите их их.

Повышенный уровень ( по желанию)

Подготовить сообщение на тему «К каким последствиям в развитии человека может привести недостаток витаминов и минералов

Объяснение  учителя.

Записывают домашнее задание.

7. Рефлексия.

5 мин

Восстанавление хода своей деятельности на уроке.

Составить «Синквейн» репродуктивное здоровье человека.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

 Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Составление синквейна

8. Подведение итогов. Отметки.

1 мин

Подвести итоги урока

Подведение итоги устных ответов учеников и активность  учащихся на уроке.

Оценить свою работу на уроке. Отвечают на вопросы:

-Своей работой в группе (паре) я доволен

-Для меня не было подходящего задания

-Урок для меня показался коротким

-За урок я устал

-Мое настроение улучшилось

-Материал урока мне был интересен

-Материал урока мне был полезен

-Сегодня на уроке мне было комфортно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Деление царств на группы"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс по теме« Деление царств на группы»...

Технологическая карта урока. Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Технологическая карта урока. 6 класс. УМК Босова Л. ФГОС. Системы объектов. Состав и структура системы.Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта урока по теме "Как научиться выявлять и предвидеть опасности" ОБЖ 5 класс

Технологическая карта разработана с учетом требований ФГОС по ОБЖ 5 класс учебник М.П. Фролова...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для  УМК Агафонова В.Г И  формирует у  учащихся   понимания понятий и яв...