Методическая разработка учителя географии и биологии
методическая разработка по биологии (8 класс)

Михайлова Светлана Олеговна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия No66 Приморского района Санкт-Петербурга
 
Методическая разработка учителя географии и биологии
 
Михайловой Светланы Олеговны
 
Тема: «Органы пищеварения. Обмен веществ и преобразование
 
энергии»
 
Разработка урока по зоологии.
Урок на тему: Органы пищеварения. Обмен веществ и преобразование
энергии.
Цель: Познакомить с эволюционными изменениями органов пищеварения у
различных групп животных.
Цели: выделить категории на которые классифицируются животные в
соответствии с характером питания;
- Изучить способы пищеварения (внешние и внутренние);
- Рассмотреть эволюцию пищеварительной системы;
- Обосновать усложнение строения пищеварительной системы в
эволюционном процессе;
- раскрыть связь всех процессов в организме животных в обмене веществ.
- Развивать коммуникативные навыки общения;
- Развивать способность работать с дополнительным оборудованием, умение
собирать и анализировать эту информацию;
- Поддерживать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии животных.
Ход урока.
Орг. момент. Настроить детей на работу. Актуализация знаний.
Ребята, на последнем уроке мы изучали тему газообмен и эволюцию
органов дыхания и кровообращения , так что теперь мы выполним с вами
небольшой тест на тему закрепления материала.
Тест "кровеносной и дыхательной система органов"
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия No66 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка учителя географии и биологии

Михайловой Светланы Олеговны

Тема: «Органы пищеварения. Обмен веществ и преобразование

энергии»

Разработка урока по зоологии.

Урок на тему: Органы пищеварения. Обмен веществ и преобразование

энергии.

Цель: Познакомить с эволюционными изменениями органов пищеварения у

различных групп животных.

Цели: выделить категории на которые классифицируются животные в

соответствии с характером питания;

- Изучить способы пищеварения (внешние и внутренние);

- Рассмотреть эволюцию пищеварительной системы;

- Обосновать усложнение строения пищеварительной системы в

эволюционном процессе;

- раскрыть связь всех процессов в организме животных в обмене веществ.

- Развивать коммуникативные навыки общения;

- Развивать способность работать с дополнительным оборудованием, умение

собирать и анализировать эту информацию;

- Поддерживать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии животных.

Ход урока.

Орг. момент. Настроить детей на работу. Актуализация знаний.

Ребята, на последнем уроке мы изучали тему газообмен и эволюцию

органов дыхания и кровообращения , так что теперь мы выполним с вами

небольшой тест на тему закрепления материала.

Тест "кровеносной и дыхательной система органов"

1. Как происходит процесс дыхания у кишечнополостных:

А.легкими

Б. трахеями

Б. Жабрами

Г. поверхностью тела

2.Чем дышат брюхоногие моллюски

А.Легкими

Б. трахеями

Б. Жабрами

Г. поверхностью тела

,Из каких компонентов состоит кровь

А. Воды

Б.Лимфы

В. Плазмы

Г. Плазмы и клеток крови

4. Красные кровяные клетки называют:

A. тромбоциты

B. эритроциты

B. лейкоциты

G. лимфоциты

5. Сколько кругов кровообращения у дождевого червя?

А.Один

Б. Два

У земноводных сердце:

А двухкамерное

Б. Трехкамерное

Б. Трехкамерное с неполной перегородкой

Г. Четырехкамерное

7. У птиц и млекопитающих кровь имеет постоянную температуру, потому

что:

А.У них один круг кровообращения

B. Они имеют два круга кровообращения

Б. Трехкамерное сердце

Г. Четырехкамерное сердце

Ответы:

No 1 2 3 4 5

Ответ Г А Г Б А

Критерии оценки:

Рейтинг: 7 - "5"

6-5 - "4"

4-3 - "3"

2 или меньше - "2"

Поменяйтесь в парах работами и проведите самодиагностику.

Установить цели урока.

Обратите внимание на тему урока, как вы думаете, что сегодня мы должны

сделать. Каковы наши цели?

постановка цели самостоятельно и чтение их с презентации. (слайд. 6.

Презентация).

Изучение нового материала .

Подумаем, что такое пищеварение? Параграф 40 стр. 209.

Обсудите с детьми. Запись определения в тетрадь.

Пищеварение - процесс поглощения, дробления, расщепления и всасывания

веществ.

Подумайте о том, как добывают себе пищу разные животные. Как правильно

питаются кузнечики, бабочки, кроты, змеи, тигры, коровы, и другие

животные.

На какие группы могут быть классифицированы животные по способу

питания?

• Травоядные

• хищники (плотоядные)

• Всеядные

• Паразиты (написать в тетради)

Всех животных по способу питания также называется гетеротрофы, т.е.

потребители органического вещества.

Посмотрите на этих животных (рисунок паука и морской звезды). Как они

питаются? А как другие животные питаются?

Какие способы пищеварения, вы знаете?

Читайте статью и ответьте на вопрос: что используется в процессе

пищеварения?

Работа в группе. Выбрать, что используется для пищеварения в ротовой

полости, в желудке, в кишечнике.

1. вариант. "Процесс пищеварения у млекопитающих предваряется захватом

пищи и попаданием ее в ротовую полость. На этом этапе участвуют губы,

язык, челюсти и зубы.Частицы пищи или заглоатываются целиком.,если они

малы или с помощью зубов откусываютя, разрываются, и т.д. У некоторые

видов, участвовать в захвате пищи могут также передние конечности, а,

например, у слонов и хобот, жидкости могут всасываться с использованием

языка.. Форма и размеры упомянутых выше элементов тела определяется

прежде всего характером пищи и способом его добывания.Некоторые

летучие мыши, например, питаются нектаром цветов, их морды ., приобрели

специальной удлиненной форму, адаптированную для входа внутрь венчика,

а язык снабжен на конце кисточкой. У некоторых видов (грызунов) сильно

развита предротовая полость и есть так называемый защечные мешочки - они

используются для временного хранения еды.

Пищеварение начинается в ротовой полости. Еду измельчают зубы и она

смачивается слюной. Строение зубного аппарата определяется характером

пищи. Расположенный в ротовой полости язык не только преобразует пищу в

процессе жевания и продвигает ее к глотке, но также служит в качестве

органа вкуса. У многих видов, с помощью языка происходит и добыча пищи

и лакание воды. У кошачьих язык снабжен роговыми сосочками, которыми

хищник соскребает мясо с костей.

Слюнные железы млекопитающих не только смачивают пищу, но на ранних

стадиях осуществляют ее расщепление. Слюна содержит фермент амилазу в

который расщепляет крахмал . В травоядных видов слюнные железы более

обильные, чем у хищников, потому что слюна содержит больше ферментов ".

Способы

пищеварения

Наружное Внутреннее

Вариант 2. "Большая доля содержащихся в пище питательных веществ

перерабатывается в желудке и кишечнике, где еда смешивается с

ферментами, выделяемых железами, расщепляющими жиры, белки и

углеводы до более простых соединений. В желудоке, в основном, белки

расщепляются с помощью фермента пепсина, и в то же время, благодаря

сокращению мышечных волокон стенок желудка, происходи перешивания и

перетирание пищи ".

3 вариант. . "В тонком кишечнике белки перевариваются благодаря

трипсину , выделяемому поджелудочной железой. Также здесь сложные

углеводы расщепляются, превращаясь в глюкозу и жир. В переваривании

жиров участвует желчь, выделяемой печенью. Содержащиеся в ней кислоты

производят эмульгирование жиров-. разделение их на мелкие капельки,

которые затем растворяются ферментом липазой. Благодаря ворсинкам,

выстилающим стенки тонкой кишки, полученные в ходе пищеварения

простые молекулы всасываются в кровь и лимфу и распространяться по

всему телу; мышечные клетки и стенки кишечника при этом сокращаются и

продвигают пищу в следующие отделы ".

Что вы выяснили из текста. Обобщение ответов детей и записи в своих

тетрадях. (слайд 9).

• Ферменты – особые вещества (биологические катализаторы), которые

помогают переваривать пищу

• Желудочный сок

• Слюна

• Другие пищеварительные соки

• Яды (пауки) для пищеварения, змеи для охоты.

Определить способы пищеварения у различных групп животных.

Работа в таблицах и по группам. ( материалы § 40 стр. 209- 212). (Слайды 10-

23).

Название группы

животного

Строение

пищеварительной

системы

Способ переваривания

пищи

Простейшие

Кишечнополостные

Плоские черви

Кольчатые черви

Моллюски

Членистоногие

Позвоночные:

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

1 группа работает с простейшими, кишечнополостными, плоскими и

кольчатыми червями .

2 группа работает с моллюсками и членистоногими

3 группа с позвоночными.

Сделаем вывод, в каком направление шла эволюция органов пищеварения .

Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной

системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с

необходимостью усваивать разные типы пищи.

Мы изучили с вами, как шла эволюция органов пищеварения . Зачем

необходимо питание. Во всех живых организмах идут два взаимосвязанных

процесса, которые называют обменом веществ. (слайд. 24). Обратите

внимание, что происходит в организме у животных в результате этого

процесса. Как вы думаете, каково значение обмена веществ в

жизнедеятельности животных?

Выводы учащихся.

Вспомните, а какие корма могут употреблять домашние животные. Они

могут быть по качеству: (слайд 25)

• Грубые (сено, твердая пища для собак и кошек)

• Сочные (трава, мягкая пища для собак и кошек)

• Комбинированные

Почему человек должен сам заготавливать корма для животных. Где еще вы

можете использовать эти корма. Это верно, не только в сельском хозяйстве,

но и в лесном хозяйстве для защиты животных и поддержания их

численности в зимний период. Люди, которые охраняют животных,

называются егеря.

Обобщение.

Обобщим наши знания. Составьте сенквейн: пищеварение

1. Имя существительное

2. два прилагательных о существительном

3. три глагола, описывающих существительное

4. четыре предложения из четырех слов об явлении (существительном)

5. окончательное существительное

Домашнее задание: § 40 знать все понятия, конспект в тетради,

Проект Органы выделения, Органы размножения, Нервная система, ее

развитие. Органы чувств.

Литература:

1. Биология. Животные. 7 класс. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин, М: Дрофа,

2010.

2. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.

Латюшина, В.А.Шапкина,/ авт. – сост. Н.И.Глушкова. – 2-е изд.

стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. презентация «Органы пищеварения и обмен веществ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

План работы методического объединения учителей географии, химии и биологии

План работы ШМО учителей географии, химии и биологии на 2015-2016 учебный год...

План работы школьного методического объединения учителей географии биологии химии на 2019-2020 учебный год.

Цель работы МО: создать оптимальные условия, способствующие развитию личности ребенка, формированию у учащихся потребности в обучении и саморазвитии в соответствии со своими задатками и способностями,...