Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы "Внутренняя среда организма"
статья по биологии (8 класс)

Статья Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы "Внутренняя среда организма"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»

Хоть выйди ты не в белый свет

                 А в поле за околицей –

                 Пока идешь за кем – то вслед

                 Дорога не запомнится,

                 Зато, куда б ты не попал

                 И по какой распутице,

                 Дорога та, что сам искал,

                 Вовек не позабудется.  

                                           Н. Рыленко

Мы, учителя привыкли вести управление процессом подготовки к сдаче экзамена в разных формах, а необходимо, чтобы учащиеся сами осознали важность самостоятельно вести систематическую работу по подготовке к сдаче экзамена. Если они это осознают, то значительно легче будет и учителям и учащимся.

Подготовка к ОГЕ начинается на уроках биологии, при изучении любой темы. Прежде всего, пытаюсь донести до учащихся, что полностью разобраться в изучаемом материале, возможно, только после того, как познакомимся с терминологией. Поэтому вначале урока прошу выписывать термины, выделенные в конце параграфа, пояснить их, а затем приступаю к самой проблеме урока. Обращаю внимание на вопросы в начале каждого параграфа, эти проблемные вопросы помогают учащимся в усвоении знаний. Я не преследую цель «натаскать» ребят на выполнение тестов, но стараюсь чтобы они знали в достаточном объеме саму проблему, только тогда, мне кажется, можно выполнить любой тест, ответить на задания «В» и дать развернутый ответ на любой вопрос. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены досконально. КИМы интенсивно даю к концу учебного года, а вначале нарабатываю теоретический материал, привожу знания в систему.

Для себя я выделила основные задачи подготовки к экзамену:

  • выявить пробелы в знаниях учащихся по биологии и помочь в их устранении;
  • систематизировать имеющиеся у учащихся знания;
  • показать, что рисунки, таблицы, схемы – помощники в получении знаний;
  • научить пользоваться тестовой формой проверки знаний;
  • выработать индивидуальный алгоритм действий в процессе подготовки к сдаче экзамена.

В начале учебного года девятиклассники уже примерно сориентированы на то, какие предметы, кроме основных, они собираются сдавать в качестве экзамена. Поэтому уже в сентябре объявляю о дополнительных занятиях по подготовке к ГИА. С первых занятий ребят полон класс, но уже к декабрю понятно, кто действительно нацелен сдавать экзамен. На первых занятиях, провожу тестирование по всем разделам биологии, опираясь на кодификатор, выясняю примерный уровень подготовки каждого ученика. Понимаю, что повторять нужно все разделы.

На данном этапе мы повторяем тему «Внутренняя среда организма» код раздела 4, код контроля 4.5, поэтому я взяла ее в качестве примера.

В теме всего три параграфа, но какие важные знания получают ребята на всю жизнь. В этом разделе много рисунков, схем, таблиц.

Рисунки, особенно при изучении «Биологии человека», играют немаловажную роль, так как они помогают пояснить процессы, происходящие в организме, узнавать внешние признаки клеток и органов. Всегда говорю своим ученикам: «Зная все фрагменты рисунка, вы на 50 процентов близки к успеху в решении задачи». В теме «Внутренняя среда организма» рисунки, как раз очень удачно поясняют само понятие и особенность каждого компонента этой главы.

Самое первое понятие «внутренняя среда» прекрасно иллюстрирует слайд 5.https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/09ca/00004461-28b3b868/640/img1.jpg

Слайд 5. Внутренняя среда организма

Каждая цифра на рисунке поясняет состав внутренней среды и на нем отчетливо видно, как компоненты «внутренней среды» взаимодействуют друг с другом.

После расшифровки рисунка и формирования понятия – «внутренняя среда» (кровь, лимфа, тканевая жидкость), обращаю внимание на состав тканевой жидкости и лимфы: 95% - вода, 0.9% - минеральные соли, 1.5% -белки и другие органические вещества, кислород, углекислый газ, говорю о подвижном равновесии внутренней среды, которое благодаря работе нервной и гуморальной регуляции организма не выходит за пределы нормы (гомеостаз).

Для закрепления полученных знаний задаю вопрос: «Какова функция тканевой жидкости в организме человека?»

Предлагаю варианты ответов – элемент тестов:

  1. транспортирует углекислый газ и кислород;
  2. регулирует работу внутренних органов;
  3. обеспечивает фагоцитоз;
  4. омывает тонкий кишечник.

Далее, задается вопрос «Какова функция крови в организме?.

Важнейший компонент среды - кровь. (слайд 6). Вспоминаем название клеток крови, их строение и функции, понятие плазмы (слайд 7) и ее роли. Обращаю внимание на кроветворение и сроки жизни клеток крови.http://edufuture.biz/images/f/f6/8_17_16_2.png

Слайд 6. Состав крови

Слайд 7. Плазма крови https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1362/000f7cb1-30db7cf6/img13.jpg

Состав плазмы, лимфы и тканевой жидкости примерно одинаков.

Обращаю внимание на то, что у всех позвоночных, кроме млекопитающих, клетка эритроцита имеет ядро, у зрелых эритроцитов ядра отсутствуют. Форма эритроцита тоже имеет значение (слайд 8).http://edufuture.biz/images/a/a6/8_17_16_3.png

Слайд 8.Эритроцит

Красный цвет крови придаеи молекула гемоглабина, в состав которой входит железо.http://bodhi.name/wp-content/uploads/2015/03/hemogl.jpg

Слайд 9. Молекула гемоглобина

Благодаря железу кровь красного цвета (слайд 9).

В легких Нb + 4O2= HbO8, в тканях HbO8 = Нb + 4O2

Молекула гемоглобина - переносчик кислорода.

Теорию закрепляю практикой.

Задание 1 (слайд 10).

В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Необходимо рассмотреть рисунки и определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%.

1) 1,2%         2) 0,9%         3) 0,7%         4) 0,3%

Слайд 10.https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=559

Задание 2 (слайд 11)

Как называют клетки, изображённые на рисунке?

1) миоциты         2) лейкоциты         3) эритроциты         4) эпителиоциты

Слайд 11https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=544

После выполнения заданий, продолжаем изучать клетки крови.

Лейкоциты – клетки с хорошо развитыми ядрами, некоторые способны к амебоидному движению.https://bigslide.ru/images/33/32137/960/img13.jpg

Слайд 12.

Макрофаги - крупные клетки в тканях, также участвуют в фагоцитозе.

Большую группу клеток называют лимфоцитами, поскольку их созревание завершается в лимфатических узлах и в тимусе (вилочковой железе). Эти клетки распознают антигены и вырабатывает антитела. Главная функция – иммунитет.

Тромбоциты - кровяные пластинки (слайд 13), которые учавствуют в свертываемости крови.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0128/0002e757-34ee1bb0/img13.jpg

Слайд 13. Тромбоциты

Схема образования тромба (слайд 14).

Слайд 14.http://narodna-osvita.com.ua/uploads/matiash8bioru/matiash8bioru-74.jpg

Обращаю внимание, что одним из условий образования тромба является наличие витамина К.

Третий компонент «внутренней среды» - лимфа, обращаю внимание учащихся на состав лимфы, формируюпонятие – лимфатическая система (слайд 15).http://mypresentation.ru/documents/2eaca5b0a6838c9c6e56ffd94b4ea845/img1.jpg

Слайд 15.

Знание строение и функций клеток крови, применяется на практике, так как всем нам приходится сдавать кровь, для понимания состояния нашего здоровья. Количество клеток крови, нормы содержание гемоглобина, концентрация сахара и других веществ, скорость оседания эритроцитов «СОЭ».

В конце занятия предлагаю выполнить тестовые задания.

В качестве домашнего задания прошу заполнить таблицу «Строение и функции клеток крови» (слайд 16).

Слайд 16. Таблица

Прошу отработать термины, качественно разобрать рисунки и схемы, обсудить с родителями анализ крови, если таковой имеется.http://bio.1september.ru/2002/14/3.gif

Все положения в теме мы отработали в течение трех уроков, а для закрепления темы, на последнем занятии выполняем тестовую работу, составленную в рамках ОГЭ. Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ. Мне кажется, что при таком подходе к изучению предмета с моей стороны, и работа учащихся с другой стороны, приведет к успеху ученика при сдаче ОГЭ.



Предварительный просмотр:

Следующее занятие по теме начинаю с биологического диктанта, возвращаемся к анализу крови. Затем перехожу к защитным барьерам организма.

Защитные барьеры организма ( слайд 18).

Кожа, слизистые оболочки                                             Внутренняя среда организма

http://referatwork.ru/image.php?way=oplibru/baza3/660666888333.files/image018.jpg

(слайд 19).

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c89/00047958-a56cd272/7/img15.jpg

(слайд 20).

Составляем по тексту схему: иммунная система           Лимфатические узлы (слайд 21)                          

                                                                                       В-лимфоциты

                                                                                  выделяют антитела

                                   Костный мозг            (антитело-антиген)

ЛЕЙКОЦИТЫ                                              Тимус (вилочковая железа)

                                                                                               Т-лимфоциты распознают антигены

Обращаю внимание ребят Т и В - лимфоциты действуют только в межклеточном пространстве, ну а если вирус проник в клетку, то борется сама клетка, выделяя интерферон.

http://www.ote4estvo.ru/uploads/posts/2017-06/mehanizm-kletochnogo-i-gumoralnogo-immuniteta.jpeg

(слайд 22).

Вновь начинаю работать с терминами иммунитет, специфический иммунитет, антигены, антитела, закрепляем полученные знания.

До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникат после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

 

1) естественный врождённый

2) естественный приобретённый

3) искусственный активный

4) искусственный пассивный

Какая система  человека   активизируется при проникновении в кровь чужеродных белков?

      1) нервная

2) иммунная

3) пищеварительная

4) кровеносная

Введение в кровь препарата  ослабленных  возбудителей  заболевания  приводит к  формированию иммунитета

 

1) искусственного активного

2) искусственного пассивного

3) естественного врождённого

4) естественного приобретённого

Лейкоциты, в отличие  от других  форменных  элементов  крови, способны

    1) сохранять форму своего тела

2) вступать в непрочное  соединение с кислородом

3) вступать в непрочное  соединение  с  углекислым  газом

4) выходить из капилляров в межклетное  пространство

Антигенами называют: 

  1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;  

 2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию;

  3) форменные элементы крови;

   4) особый белок, который назвали резус-фактором. 

5) Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания? 

1) Она улучшает всасывание питательных веществ.

2) Она способствует выработке антител.

3) Она усиливает кровообращение.

4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

16) Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время? 

1) вакцины

2) эритроциты

3) антибиотики

4) поливитамины

17) Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням?

 1) антибиотики

2) сыворотки

3) тромбоциты

4) поливитамины

1 8) Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

1) белки фибрин и фибриноген

2) убитые возбудители заболевания

3) ослабленные возбудители заболевания

4) готовые антитела против возбудителя инфекции

Задания В 1.Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.

Характеристика

Вид иммунитета

А) Врожденный.

1. Естественный.

2. Искусственный

Б) Возникает под действием вакцины.

В) Приобретенный после болезни.

Г) Передается от родителей своим детям.

Д) Возникает под действием лечебной сыворотки.

Е) Возникает при введении культур ослабленных

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).

А

Б

В

Г

Д

Е

Характеристика

Вид иммунитета

А) Врожденный.

Б) Появляется после вакцинации.

В) Приобретается после перенесенного заболевания.

Г) Передается по наследству.

д) Возникает под действием лечебной сыворотки.

Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов

1. Естественный.

2. Искусственный

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).

А

Б

В

Г

Д

Е

В домашнем задании кроме терминов, схем, которые необходимо отработать, прошу заполнить таблицу «Инфекционные и паразитарные заболевания», а также на выбор, выполнение творческого задания «История изобретения вакцины»

Вначале следующего занятия работа в парах по терминам, затем дополняем схемы, обсуждаем таблицу, вспоминаем историю появления вакцины.

Отрабатываем понятия – вакцина, сыворотка.

Комментируем схему иммунитета, выполняют тестовые задания, затем комментируем

Формирую понятие «тканевая совместимость», группы крови, комментирую таблицу «Группы крови» (слайд 24).

http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/fec3b2aa-b0f7-43c9-a4c3-686700f3aa57/%5bBI8ZD_9-02%5d_%5bIL_03%5d-k.jpg

 Обращаю внимание на термин Резус – фактор, резус – конфликт, донор, реципиет, аллергия.

                Людям с I группой крови можно переливать кровь:

                  А) II группы; Б) III и IV группы; В) только I группы; Г) любой группы.

                   В каком случае указана третья положительная группа крови?
                                1) A (II) Rh+
                                2
) B (III) Rh+
                                3) 0(I) Rh+
                                4) B (III) Rh–

 Группы крови были открыты:

A. Паулем Эрлихом

Б. Карлом Ландштейнером

B. Ильей Ильичом Мечниковым

Белки эритроцитов, определяющие группу крови, называются:

A. Агглютинины

Б. Антитела

B. Агглютиногены

Все положения в теме мы отработали в течение трех уроков, а для закрепления темы, на последнем занятии выполняем тестовую работу, составленную в рамках ОГЭ. Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

    Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ. Мне кажется, что при таком подходе к изучению предмета с моей стороны, и работа учащихся с другой стороны, приведет к успеху ученика при сдаче ОГЭ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защитные барьеры организма. Кожа , слизистые оболочки Внутренняя среда организма Иммунитет

Слайд 3

Иммунная система Лимфатические узлы В- лимфоциты выделяют антитела Костный мозг (антитело-антиген) ЛЕЙКОЦИТЫ Тимус (вилочковая железа) Т-лимфоциты распознают антигены Составляем по тексту схему :

Слайд 5

Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?

Слайд 6

Г р уппы крови, Rh + фактор

Слайд 7

Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы. Выполняем тестовую работу, составленную в рамках ОГЭ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма » Составлена учителем ГБОУ СОШ №301 Шуваловой Н.М.

Слайд 2

Хоть выйди ты не в белый свет А в поле за околицей – Пока идешь за кем – то вслед Дорога не запомнится , Зато , куда б ты не попал И по какой распутице , Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н . Рыленко

Слайд 3

выявить пробелы в знаниях учащихся по биологии и помочь в их устранении; систематизировать имеющиеся у учащихся знания; научить пользоваться тестовой формой проверки знаний; выработать индивидуальный алгоритм действий в процессе подготовки к сдаче экзамена . Основные задачи подготовки к экзамену:

Слайд 4

Зная все фрагменты рисунка, вы на 50 процентов близки к успеху в решении задачи» Т ема « Внутренняя среда организма» код раздела 4, код контроля 4.5

Слайд 5

Циркуляция крови, тканевой жидкости, лимфы

Слайд 6

Важнейший компонент среды - кровь

Слайд 7

Плазма крови

Слайд 8

Эритроцит

Слайд 9

В легких Н b + 4 O 2= HbO 8, в тканях HbO 8 = Н b + 4 O 2 Молекула гемоглобина

Слайд 10

Задание 1 В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Необходимо рассмотреть рисунки и определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%.

Слайд 11

Задание 2 Как называют клетки, изображённые на рисунке?

Слайд 12

Лейкоциты - клетки способные передвигаться

Слайд 13

Кровяные пластинки

Слайд 14

Механизм образования тромба

Слайд 15

Лимфатическая система

Слайд 16

Домашнее задание :

Слайд 17

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Тренировочная работа по теме «Внутренняя среда организма».

Часть А. Выбрать один правильный ответ:

  1. Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

1) транспортирует углекислый газ и кислород;

2) регулирует работу внутренних органов;

3) обеспечивает фагоцитоз;

4) омывает тонкий кишечник.

  1. Лейкоциты и лимфоциты образуются:

1) в красном костном мозге;

2) только в селезенке и лимфатических узлах;

3) в красном костном мозге, селезенке.

  1. В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Рассмотрите рисунки и определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%.https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=559

1) 1,2%        2) 0,9%        3) 0,7%        4) 0,3%

  1.  Лимфа, в отличие от крови, не содержит:

1) эритроцитов;

2) глюкозы;

3) лейкоцитов;

4) тромбоцитов.

  1.  Лейкоциты, в отличие от других форменных элементов крови, способны

1) сохранять форму своего тела

2) вступать в непрочное соединение с кислородом

3) вступать в непрочное соединение с углекислым газом

4) выходить из капилляров в межклеточное пространство.

  1. Увеличение числа лейкоцитов в крови свидетельствует о

1) повышении скорости свёртывания крови;

2) понижении давления крови;

3) наличии воспалительного процесса;

4) развивающемся малокровии.

  1. Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

1) участвуют в ее свертывании;

2) переносят питательные вещества;

3) участвует в фагоцитозе;

4) переносят конечные продукты обмена;

5) переносят конечные продукты обмена.

  1. На рисунке изображён фрагмент кровеносного капилляра. Какой процесс протекает в этот момент в кровеносном сосуде?https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=522

1) фагоцитоз;

2) образования эритроцитов;

3) образование антител;

4) образование тромба.

  1. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

1) Она улучшает всасывание питательных веществ;

2) Она способствует выработке антител;

3) Она усиливает кровообращение;

4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

  1.  Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?

1) вакцины;

2) эритроциты;

3) антибиотики;

4) поливитамины.

  1. Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням?

1) антибиотики;

2) сыворотки;

3) тромбоциты;

4) поливитамины.

  1.  Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

1) белки фибрин и фибриноген;

2) убитые возбудители заболевания;

3) ослабленные возбудители заболевания;

4) готовые антитела против возбудителя инфекции.

  1. Антигены – это:

А) чужеродные вещества, способные вызвать ответную иммунную реакцию;

Б) форменные элементы крови;

В) особый белок, который назвали резус-фактором;

Г) всё вышеперечисленное.

  1. Пассивный искусственный иммунитет у человека:

1) возникает как результат действия лечебной сыворотки;

2) вырабатывается после перенесённого инфекционного заболевания;

3) формируется после введения вакцины;

4) является наследственным.

  1. Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?

1) кровеносный сосуд;https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=406

2) лейкоцит;

3) бактерия;

4) нерв.

  1. Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=501

1) лейкоциты;

2) нервы;

3) бактерии;

4) кровеносные сосуды.

  1. Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?

1) бактерия;https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=507

2) лейкоцит;

3) капилляр;

4) нерв.

  1. Людям с I группой крови можно переливать кровь:

А) II группы; Б) III и IV группы; В) только I группы; Г) любой группы

  1. В каком случае указана третья положительная группа крови?

1) A (II) Rh+;

2) B (III) Rh+;

3) 0(I) Rh+;

4) B (III) Rh–.

  1. Группы крови были открыты:

A. Паулем Эрлихом;

Б. Карлом Ландштейнером;

B. Ильей Ильичом Мечниковым.

  1. Белки эритроцитов, определяющие группу крови, называются:

A. Агглютинины;

Б. Антитела;

B. Агглютиногены.

Часть В.

В 1.Установите соответствие между фактором и видом иммунитета человека, с которым этот фактор связан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

ФАКТОР

ВИД ИММУНИТЕТА

А) введение ослабленных
микроорганизмов

1) естественный

2) искусственный

Б) воздействие лечебных сывороток

В) перенесение болезни

Г) введение убитых микроорганизмов

Д) передача иммунитета по наследству

Е) вскармливание грудным молоком

А

Б

В

Г

Д

Е

В 2. Установите соответствие между признаком и форменным элементом, к которому этот признак относится: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

ФОРМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ

А) 

имеет ядро на всех стадиях развития

1) эритроцит

2) лейкоцит

Б) в зрелом состоянии ядра не имеет

В) способен к фагоцитозу

Г) способен к самостоятельному движению

Д) содержит гемоглобин

Е)придаёт крови красный цвет

А

Б

В

Г

Д

Е

В 3. Установите соответствие между характеристикой клеток крови и их видом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЕТОК КРОВИ

ВИД

А) не имеют постоянной формы

1) эритроциты

2) лейкоциты

Б) живут около 120 дней

В) безъядерные

Г) способны к активному передвижению

Д) содержат белок гемоглобин

Е) способны к фагоцитозу

А

Б

В

Г

Д

Е

В 4. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) эритроциты;

2) плазма;

3) лейкоциты;

4) лимфа;

5) тромбоциты;

6) миоциты.

В 5. Вставьте пропущенное слово.

1. Внутренней средой организма человека являются кровь, и жидкость, обеспечивающая клетки необходимыми...

2. Лимфа – прозрачная жидкость, в которой много..., защищающих организм от... микроорганизмов, циркулирует по... сосудам, в ней отсутствуют эритроциты.

3. Свертывание крови – защитная реакция организма, суть которой сводится к тому, что при поражении кровеносных сосудов разрушаются... и выделяется фермент, под действием которого растворимый белок плазмы... превращается в нерастворимый..., нити которого образуют..., который закрывает рану.

4.При попадании инфекции в организм человека лимфоциты вырабатывают..., особые белковые соединения, которые обезвреживают болезнетворные...

5. ... – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, бывает..., который вырабатывается после перенесения заболевания или передается по наследству, и., возникает в результате введения готовых... или..., культуры ослабленных микроорганизмов.

6.  В 1901 году... открыл существование четырех... крови, отличающихся по наличию в эритроцитах и плазме... и.

При переливании крови от донора к. необходимо учитывать группу крови и., при несоблюдении этих правил наблюдается... эритроцитов, приводящая к гибели человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Готовимся к ЕГЭ 2016. Примеры ответов на задание 23.

Вопрос 23 (тот же формат, что в заданиях 38 и С-4 в ЕГЭ прошлых лет)В вопросе необходимо найти три (можно больше) положения, дающие ответ на поставленный в задании вопрос...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....

Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...

Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»

Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»...