«Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся»
методическая разработка по биологии

Пугачёва Анастасия Сергеевна

Материал для выступления на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obedinenie.docx272.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение

Кондинская средняя общеобразовательная школа

Методическое объединение

учителя биологии

Пугачёвой Анастасии Сергеевны

«Технология проблемного обучения как способ активизации

познавательной деятельности учащихся»

п. Кондинское  2015г

Коль ты Учитель, педагог,
Скажи мне не тая:
Что сделал ты?
      А что не смог?..
В чём миссия твоя?!

Л.М. Долгих

   Сегодня в педагогике много говорят о миссии учителя. В чём его главное назначение? Какова его роль в обществе? В нашем обществе, где сегодня каждому приходится решать разные проблемы. Проблема выбора правильной профессии, проблемы при решении бытовых вопросов, проблемы при трудоустройстве и многие другие. Для решения любой сложной ситуации сегодня необходимы знания по конкретному вопросу, умения осмысливать ситуацию и проявлять нестандартный подход для реализации своих собственных целей.

Исходя из осмысления данного вопроса, я считаю необходимым строить образовательный процесс на основе технологии проблемного обучения. Несколько лет назад в педагогической литературе я познакомилась с этой технологией. Писалось о ней очень много и с восторгом.  Я задалась  вопросом, действительно ли она так эффективна,  как ее описывают. Педагогическая тема, которой я занимаюсь : «Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся».    Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения, что сегодня соответствует современным стандартам II  поколения. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. Для их решения эффективно использовать методику, предложенную И.Я.Лернером, где четко представлены 4 этапа решения проблемной задачи:

1-й этап – осознание проблемы; учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе;

2-й этап – формулирование гипотезы, позволяющей разрешить найденное противоречие;

3-й этап – доказательство гипотезы; поиск путей доказательства гипотезы требует от учащихся переформулировки задания или вопроса;

4-й этап – решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются изучаемые причинно-следственные связи и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.

Мой опыт показывает, что уроки, которые я проводила в технологии проблемного обучения, позволяли  учащимся овладевать новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

В чем же преимущества данной технологии? Она, на мой взгляд, способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные качественные результаты обучения.

Чтобы отследить результаты своей работы, я систематически в течение года проводила мониторинг, так как он показывает уровень обученности по предмету. Получился следующий результат.

Результаты срезовых работ по биологии вы видите на слайде.

Благодаря данной технологии, уровень обученности постоянно возрастает, качество знаний повышается, так как она формирует продуктивное мышление и способствует стойкой познавательной мотивации.

Технология проблемного обучения

В результате применения технологии проблемного обучения сформированное биологическое мышление, достаточно  прочные знания по предмету помогают учащимся успешно проявить себя в олимпиадах на школьном и муниципальном уровне.

Каждый ученик проживает на уроке ситуацию успеха в решении учебных проблем и проблемных ситуаций,  самореализуется.  Дети участвуют в процессе освоения новых знаний,  активно включаются в поиск истины и грамотно отстаивают свою позицию. Каждый становится участником диалога, здесь и проявляется значимость ученика, преодолевается его инертность, ведь в откровенном разговоре и обмене мнениями  рождается истина. Как мы знаем, основой проблемного обучения всегда остаётся проблемная ситуация, которая возникает в результате целенаправленной деятельности учителя. А какими способами в создании проблемной ситуации пользуюсь я? Прежде всего, это создание проблемы путём изложения теории возникновения и развития этого понятия.
На уроках биологии я использую следующие виды деятельности. Одной из наиболее важных сторон обучения является работа с терминами. От   усвоения   новой   терминологии   во   многом   зависит   и   усвоение  самого   материала.  Помимо   устной   работы   с   терминами  я    провожу   письменную.   Например, трудно  запоминают   учащиеся  термины,  используемые   для   характеристики   направлений    эволюции,   поэтому  целесообразно  выполнить  задание   такого   вида: в   тексте   вставить   пропущенные   термины.

Эволюционные   изменения,   которые   вызывают   общий   подъем   организации,  увеличение   интенсивности   жизнедеятельности  дают   значительные   преимущества    в    борьбе   за   существование,   делают   возможным   переход   в   новую    среду   обитания,   называются……. Сокращение   численности   популяции,   сужение   ее   ареала,   уменьшение   числа   видов   характерно   для………..Древние   папоротники,   древние   пресмыкающиеся   вымерли   много   миллионов   лет   назад,  вступив  на   путь   ….  ….

   Часто на уроках использую методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций. Прием Э.де Боне, который обозначен тремя словами: «Плюс, минус, интересно». Смысл его заключается в том, что учащимся предлагается на рассмотрение любая проблема, которую они должны, разделив на три составляющие, решить.

Пример. Что случится, если будут уничтожены все вредные для человека насекомые? В данной проблеме учащиеся должны выделить все возможные достоинства: («Плюсы), недостатки («Минусы») и такие особенности, которые на данном этапе трудно отнести к «Плюсам» или «минусам» («Интересно»)
Сравнительно- аналитическая  работа. На уроках может быть использована и постановка проблемы путём анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений.

  Сравнение   и   анализ  -   иной  уровень   работы   с   учебником. Формирование   навыка   сравнивать   объекты   начинается   с   объяснения,  что   такое   сравнение   и   как   его    делать. В   любом   сравнении  заложены   элементы   анализа  и  синтеза. Сравнение   можно  проводить,   опираясь  на   текст,   рисунки,     схемы   и  оформлять   в  виде  таблиц. Например,  при   изучении  темы  «Фотосинтез»  сравнить  два   процесса:  дыхание   и   фотосинтез.
Наравне с постановкой перед учащимися теоретической проблемы, я использую творческие формы их решения. Например,  составление   вопросов. Такая работа требует  от  учащихся   определенных   усилий,  тем   более   что придуманные учащимися    не    должны   дублировать   вопросы   параграфа. Они   могут   носить   произвольный   характер  и  начинаться   определенным   образом. Например, «докажите,  что  ….»,      «объясните,   почему   ….». Проверку  данного  вида   работы   можно   проводить   несколькими   способами, которыми я пользуюсь.

  Ещё одним видом проблемной творческой деятельности  составление   рассказа   с   биологическими   ошибками,  которые   надо   заметить   и   исправить. Она   вызывает   у   ребят   особый  интерес.  Эта   работа   довольно   сложна. Она    требует   хороших   знаний,   воображения,   логики,   умения   формулировать   мысли. Выполнение   таких   заданий  способствует  развитию   активности   учащихся  и  развивает  творческие   способности. Например, на  уроке  биологии  в  7  классе   даю   задание  составить  текст  об   амебе  обыкновенной. Амеба  обыкновенная -  обитатель  морских   вод. Передвигается   с   помощью   параподий. Питается   путем  фагоцитоза   и   пиноцитоза. При  неблагоприятных   условиях   впадает  в  спячку.  Способна  к   половому   размножению.

  Учащиеся неравнодушно относятся и к составлению тестов. Тесты - наиболее   распространенный   вид   проверки   усвоения    материала. В   качестве   формы   творческой   работы   с   учебником    ребятам    предлагается   самостоятельно     разработать   тесты     применительно  к   конкретному   параграфу   или   разделу. Достаточно часто я прибегаю к использованию тестовой оболочки «Краб 2» (Программа КРАБ 2 предназначена для создания и проведения тестов. Программа КРАБ 2 может запускать тест на локальном и/или группе удалённых компьютеров, подключенных к локальной или глобальной сети.) для создания разноуровневых тестов, преследующих активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Хорошо  выполненная  работа -  маленькая   победа  в  процессе   познания, средство   повышения    самооценки,  веры  в  свои   силы  и   стремление  познания  того,   что  еще  не   знаешь.

Участие учащихся в олимпиаде по биологии муниципальный уровень

 Учебный год

Число участников районной предметной олимпиады, чел.

Число призеров районной предметной олимпиады, чел.

Призовое место

2012-2013

1

1

2

2013-2014

3

1

2

2014-2015

5

3

1,2,3

Благодаря работе по технологии проблемного обучения  и  в результате совместной деятельности с учащимися, начиная с 2012-2013 учебного года, наблюдается положительная динамика движения в олимпиадах. Большой радостью для меня и моих учеников стали призовые места  по биологии в этом учебном году.

Неоднократно учащиеся  являлись победителями школьного этапа конференции «Шаг в будущее».

2013-2014 учебный год. В рамках проектной недели методического объединения естественно-научного цикла  группа учащихся 10 класса под моим руководством подготовила работу под названием «Влияние погоды на организм человека», где заняла 1 место.

Технология, о которой мы ведем речь, предполагает использование различных форм работы, например, как мы уже говорили, тестирование. При работе с тестом учащиеся постоянно решают «мини-проблемы», находясь в поиске ответа, что достаточно актуально при подготовке к ЕГЭ.

Не случайно учащиеся 11 класса успешно сдали Государственную итоговую аттестацию по биологии, набрав достаточно высокие баллы. Анализируя данные об успешности выполнения заданий части А и В, можно с уверенностью сказать, что знания по биологии на базовом уровне усвоены всеми учащимися. Хотелось бы также отметить, что все учащиеся приступили к заданиям части С, в которой необходимо вычленять проблему, рассуждать, аргументировать, доказывать.

Конечно,  моя работа не замыкается только деятельностью с учащимися. Для того чтобы реализовать научно- исследовательские работы, мы с ребятами очень тесно сотрудничаем со структурой здравоохранения и  метеослужбой нашего поселка. Очень приятно,  что они идут нам навстречу, мотивируя учащихся на дальнейшую деятельность в области биологии.

 В этом учебном году, став классным руководителем 5 класса, воспитательные задачи я решаю через создание и решение  проблемных ситуаций. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий и явлений, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки и культура. В моем классе 42% учащихся являются  лидерами или стремятся к этому, часто не слышат и не слушают друг друга, поэтому  ключевой единицей воспитательного процесса для меня является ситуационный классный час, так как на нем учащиеся анализируют собственное поведение и учатся правильно простраивать друг с другом отношения. На этих классных часах учимся решать проблемные задачи двух направлений:
1 духовно-нравственное (притчи); (формируются такие важные качества, как любовь, понимание, сострадание, эмпатия);
2 жизненно  поведенческие (правильное поведение в каждодневных ситуациях).

…Сегодня  рождаются новые требования времени, и они  проникают в школу, меняются программы и учебники, но формирование  интеллектуальной культуры  учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное, нравственное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. В этом сегодня я вижу свою миссию…

  Учитель на уроке, как артист на сцене.  Если плохо сыграна роль, не будет интересно на спектакле, а если не интересен урок?.. Учитель на уроке- это и артист,  психолог, и прежде всего навигатор в получении знаний...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...

Проблемное обучение - эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению пр...

Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий

Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков....

использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...

Технология проблемного обучения и способы ее применения на уроках.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10789731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"364"}}]]Ссылка на видео https://youtu.be/tvQe6_Cjqdk...

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...